Все записи
17:05  /  18.05.17

5046просмотров

Верить или проверить

+T -
Поделиться:

Случилась со мной недавно следующая история. Ко мне обратилась незнакомая девушка с вопросом, нет ли у меня для нее какой-то работы, связанной с преподаванием детям, кружками и пр. Это совершенно обыкновенный вопрос, мне часто пишут ни с того, ни с сего, и поэтому я совершенно не удивился. Работы никакой не было, однако я машинально решил изучить ее профиль, чтобы понять круг ее интересов и если вдруг какой-то проект всплывет — вспомнить об этом. Тут меня ждал сюрприз. Беглый взгляд дал понять, что обратившаяся ко мне девушка — глубоко верующий человек. Ну то есть вокруг меня много верующих людей, моя дочь крещена и пр., однако, по их профилю этого не скажешь. А тут прямо бросалось в глаза. Я, конечно, не удержался и задал вопрос — не кажется ли ей, что убеждения и навыки, которые мы прививаем детям в музее науки, неизбежно вступят в противоречие с ее личными убеждениями? На что получил ожидаемый ответ, что нет, не кажется.

Эта история потянула за собой целый ряд рефлексий, в первую очередь о том, где проходит моя внутренняя граница допустимости противоречий. Ясно, что нельзя отказывать человеку в работе, исходя из его вероисповедания. Но точно так же нельзя допустить, чтобы ребенок выходил из лаборатории биологии с креационистскими идеями. Так или иначе, где бы не проходила моя внутренняя, психологическая, граница, мне хочется раз и навсегда подчеркнуть, что она существует и вовне, объективно. А именно — что научные убеждения в корне противоречат религиозным. Потому, что наука учит нас — детей или взрослых — ничего не принимать на веру (кроме modus ponens, конечно, хаха), задавать вопросы, проверять и отбрасывать негодные гипотезы; а религия просит нас принять на веру довольно большое количество довольно фундаментальных допущений.

Основным аргументом всех, с кем заходит этот разговор, становится апелляция к верующим ученым, которых, в истории науки, действительно, было немало. Этот аргумент, к сожалению, преподносится не только как окончательный, но и как довольно остроумный. Однако, ни тем, ни другим он не является. Огромное количество искренне верующих христиан были убийцами, стяжателями, прелюбодеями и пр. (историки пишут, что такие были даже среди Пап), что вряд ли может служить свидетельством в пользу того, что убийства и стяжательства не противоречат духу христианства. Скорее, это говорит нам о том, что в отдельно взятом человеке (а иногда, увы, и социуме) иногда уживаются совершенно противоположные убеждения.

Я это все сейчас пишу не для того, чтобы позлить своих друзей-христиан, переругаться и пр. Наоборот. Я пишу потому, что мне кажется крайне важной интеллектуальной привычкой умение разделять убеждения на какие-то кластеры и спокойно признавать за ними несовместимость. Именно она, на мой взгляд, служит ключом к мирному сосуществованию, а вовсе не попытка привести разнообразные убеждения к общему знаменателю.

Перепост

Комментировать Всего 1 комментарий
Anton Litvin

Да Вы, батенька, сторонник Окончательного Знания, как видно...

«Вера в науку - это та же религия, так что каждый ученый является верующим». Было сказано.