Все записи
17:02  /  17.06.20

1222просмотра

«Но это большое светило, к сожалению, было еврей…»

+T -
Поделиться:

Так ли это, почему это так, и хорошо ли от этого людям — будет обсуждать паблик-ток РЕК уже завтра, 18 июня.

С советских времен у нас профессиональных праздников — чуть не каждое воскресенье. Я скептически отношусь к этой традиции. Считаю, ее придумали, чтобы не платить, как следует, специалистам: раз в год окажут почет, дадут повод погордиться собой, выпить или даже нальют — и можно дальше использовать на почти бесплатной барщине. Как принято было говорить в одной тоже чрезвычайно малооплачиваемой профессиональной среде: «Не надо аплодисментов — лучше деньгами!»

Но предстоящий День медработника мы в Российском еврейском конгрессе отметим широко. Причин тому, по крайней мере, две.

Первая. Сейчас, в условиях пандемии, врачи, медсестры, вообще весь медперсонал — на передовой: они больше всех рискуют, на них самая большая нагрузка, от них, их усилий, отношения к делу, профессионализма в буквальном смысле зависят наши жизни. Почет, внимание, благодарность к ним, стремление помочь и поддержать — сейчас должно быть такое же, как было во время войны к солдатам-фронтовикам.

Вторая причина менее актуальная и очевидная. День медработника для нас праздник не только профессиональный, но отчасти и национальный. Медицина считается еврейской профессией. Справедливо или нет — будем разбираться.

С начала самоизоляции мы стали устраивать еженедельные онлайн-вечера в режиме паблик-ток. Тема нынешней встречи, которая пройдет в четверг, 18 июня, накануне Дня медработника,«Почему среди евреев так много врачей?»

Действительно, нет, наверное, еврейской семьи, где не было бы медиков. Не в одном поколении, так в другом — прошлом или следующем. Мои родители — сельские учителя, но тетя –военврач, прошла всю войну в медсанбате, полевом госпитале. Мы с женой — экономисты. А старший сын — хирург-онколог, главврач московской больницы, сноха, жена младшего сына, — доктор медицины в США, кстати, афроамериканка.

В России еврей-врач — настолько устойчивое и распространенное сочетание, что оно не только отражено в анекдотах, дворовых песнях и литературе, но и повлияло на бюрократические устои. Способности евреев к медицине были столь очевидны, что даже антисемитская царская власть решила поступиться своим незыблемым принципом не допускать их к высшему образованию: во врачи — можно, нам же потом лечиться.

А откуда у евреев особая предрасположенность к медицинской профессии (если она вообще есть)? Не хочу предварять результаты предстоящей в четверг дискуссии специалистов, более меня сведущих в вопросе, упомяну лишь несколько известных фактов, свидетельствующих о древних традициях врачевания у евреев — причем, не только на уровне науки и ремесла, но и философии и идеологии — учения.

Иудейская секта, предшествовавшая христианству, называлась ессеи. Иосиф Флавий утверждал, что это название происходит от арамейского слова «асъя» — лекарь, врач. А Филон Александрийский прямо называет их «терапевтами», что на древнегреческом значило «почитатели, адепты», но стало названием врачебной отрасли, очевидно, не случайно. Не случайно и Иисус из Назарета, сторонник ессеев, прославился сначала как искусный исцелитель, врачеватель.

И это было характерно для еврейских мыслителей. Один из основоположников раввинистического иудаизма, самый авторитетный комментатор Торы и Талмуда — Маймонид, или РАМБАМ — был одним из наиболее выдающихся врачей своего времени, лекарем Саллах ад-Дина.

В Средние века, в период становления европейской да и восточной медицины, она была уделом наиболее образованных людей своего времени. Среди евреев, народа практически сплошной грамотности и с массовой привычкой к получению и систематизации знаний, таких было непропорциональное множество. Не случайно первый медицинский вуз Европы — медицинская школа (позднее — университет) в Солерно — на протяжении веков считался еврейским учебным заведением.

Сегодня на самом деле евреев среди врачей значительно больше, чем врачей среди евреев. В единственной еврейской стране — Израиле — ощущается острая нехватка врачей и медсестер. По обеспеченности медперсоналом на 100 тыс. жителей хваленая израильская медицина на одном из последних мест среди развитых стран.

Виноваты в этом, как водится, евреи — вернее, в переложении на израильскую специфику, — «русские». В годы «большой алии», в начале 90-х, из бывшего СССР в Израиль приехало почти столько же врачей, сколько там до них было. Такого количества маленькой стране не требовалось, и вновь прибывшим претендентам на врачебные ставки устроили такое сложное квалификационное сито с теоретическими экзаменами и конкурсными ординатурами, что от них осталось в профессии меньше половины.

В общем, тем у нас на нашу онлайн встречу — много, каждая — интересная, но и собеседники компетентные. У нас будут: Григорий Ройтберг — академик, президент АО «Медицина», член бюро президиума РЕК; Андрей Бильжо — художник-карикатурист, по профессии врач-психиатр; Аркадий Ковельман — заведующий кафедрой иудаики ИСАА МГУ, член Общественного совета РЕК. Специальный гость — профессор медицинского центра «Хадасса» в Иерусалиме Полина Степенски — расскажет об израильской медицине. Ведущий — журналист, член Общественного совета РЕК Михаил Гуревич.

Задать свой вопрос можно уже сейчас в специальной форме.

Начало трансляции в 17:00 (мск) на страницах РЕК в Facebook и YouTube

Комментировать Всего 1 комментарий

"Сегодня на самом деле евреев среди врачей значительно больше, чем врачей среди евреев."

на этом месте мой мозг сломался.

Я еще смог бы понять фразу "лучший врач из евреев не является лучшим евреем из врачей (и наоборот)", но вот тут я даже круги Эйлера начал рисовать, но не помогло.