К воспоминаниям о встречах или знакомстве с Евгением Евтушенко и его поэзией (таких воспоминаний сейчас много) я хочу добавить эпизод из жизни ленинградского матмеха.

Весной 1986 года в рамках традиционной Недели факультета  происходило действо – открытие памятника Последней Перфокарте. Как раз тогда перфокарты для ЭВМ сходили с исторической сцены, вытесняясь более прогрессивными методами ввода и хранения информации. И чуткое студенчество не осталось равнодушным к переменам.

В спектакле, разыгранном у подножия памятника, принимали участие известные поэты… то есть, студенты, читавшие стихи-стилизации под творения известных поэтов.

Я хочу предложить вашему вниманию стилизацию под Евтушенко.

 Е.Евтушенко (П.Долженков)

Вступление к размышлению//// Я помню, как сейчас, - снежит и вьюжит.//Начальник стройки залезает в трактор.//«Ты знаешь, Женя, мне твой стих// не нужен.//Купи мне лучше// новый// перфоратор».

 Размышление

 [poem]Идут белые снеги,//На дворе уже март.//Говорят, на матмехе//Больше нет перфокарт.// //То ли их отменили,//То ли кончились все.//То ли Джек* починили,//Чтобы он не висел.// //Я страдаю натужно,//Я не понял вполне,//Если им это нужно,//Нужно ли это мне?// //А я думаю мельком://Где же сила моя?//Были Стенька, Емелька,//Чем прославился я?// //Если б не был поэтом,//Кем бы стал я тогда?//Я, родившийся летом//На разъезде Зима?// //Вижу в сумраке мглистом//Я ответ на вопрос.//Был бы я программистом –//И я это всерьез.// //Я машину бы холил,//Все дисплеи убрал.//Никому б не позволил//Сесть за мой терминал.// //И ЕС благодарно//Улыбалась бы нам.//Вы могли б перфокарты//Снова бить для программ.// //Но мечтанья сурово//Сам в себе я прервал.//«Нынче важно не слово», -//И включил терминал.// //Тают белые снеги,//Наступает апрель.//Что еще на матмехе//Нам отменят теперь?[/poem]

--------------------------------------

* "Джек" - JEC - диалоговая система, установленная на ЭВМ семейства ЕС, обеспечивала работу "дисплейных классов" - "терминалов", рабочих мест, позволявших интерактивный ввод, запуск и отладку программ непосредственно с клавиатуры и с выводом результатов на монитор. В середине 80-х это был прорыв в будущее :).

 

Идеологическую составляющую стихотворения оставим на совести автора стилизации :). Правда, если бы мир внял призыву консерваторов, и сохранил технологию работы с компьютером посредством перфокарт вместо диалоговых систем (и даже - о ужас! - визуальных интерфейсов), программ было бы меньше - но их надежность была бы существенно выше, распространение цифрового мира шло бы медленнее - но ко многим вызовам, типа информационного взрыва, мы успели бы подготовиться... и, может быть, студенты-математики и сегодня были бы способны сочинять стихи в стиле актуальных поэтов. Но в данном случае история не терпит сослагательного наклонения. А я здесь вообще-то не об этом.

Я бы, может быть, постеснялась поминать Евгения Евтушенко такой стилизацией, - что греха таить, немножко пародийной. Смелости мне придал текст глубокоуважаемого Михаила Эпштейна с упоминанием того же стихотворения. И мне кажется важным, что это стихотворение, "Идут белые снеги...", – не официозно-пафосное, не продвигавшееся «в школьной программе» - было известно молодым людям, вчерашним школьникам, студентам-технарям, далеким от гуманитаристики.

Да, кстати, сам Евтушенко просил:

«…Ни гранита и ни лабрадора,//ни возвышенных слез, ни речей,//а побольше бы милого вздора//над веселой могилой моей.// //Нецитированья удостойте!//Позабудьте как автора книг.//Как враля помяните! Устройте//каннибальски детсадовский крик.// //Обо мне привирайте и врите,//но чтоб все-таки это вранье//про Малаховку или Гаити//походило чуть-чуть на мое.»

(отсюда)