Все записи
МОЙ ВЫБОР 01:13  /  10.06.17

1183просмотра

Книга Наума Ваймана - "Новая эра"

+T -
Поделиться:

Вышла новая книга Наум Вайман  "Новая эра". Это продолжение его "Ханаанских хроник" - третий том.

В книге необычно всё, начиная с жанра. Больше всего это похоже на "дневниковую прозу". Казалось бы, в публикации дневника нет ничего особенного: многие писали дневники, впоследствии опубликованные. Но обычно дневники печатаются тогда, когда описанное в них стало далекой историей, и многие "фигуранты" уже не смогут этого прочитать, а прочитавшие не смогут "достать" автора чисто по техническим причинам. А здесь - автор, к счастью, жив, и живы большинство его героев, дай Б-г им всем здоровья. У них есть редкая возможность посмотреть на себя со стороны, глазами автора, - и совсем не факт, что увиденное всех обрадует. Но, конечно, нужно учитывать, что перед нами скорее портрет, чем фотография: в портрете есть не только "модель", но и художник, его взгляд. И этот портрет совсем не обязан обладать "портретным сходством" с оригиналом.

"Пикассо и Дали рисуют яйцо" (David Vela y Cervera (Spanish, born 1967) Picasso y Dalí pintan un huevo )

Конечно, "фотография" была бы точнее, но у "картины" есть свои преимущества. Это большой вопрос, освещение которого мне не потянуть; я думаю, многие читатели понимают в этом больше, чем я. Просто пример: кто бы вспомнил госпожу Лизу дель Джокондо, если бы не был создан её портрет?  И так ли важно теперь, как именно её звали, была ли она умна или глупа, счастлива или несчастна, кого любила и почему улыбается?

Художник - автор "Ханаанских хроник" не прячется "за кадром". Он находится в кадре почти всегда: книга в первую очередь автопортрет. Уровень откровенности, искренности, даже исповедальности тоже не вполне типичен для художественного текста. И себя автор не пытается приукрасить, скорее он беспощаден к себе - к своему "лирическому герою" - так же, как к остальным героям.

Дневник-хроника отражает не только события - от сугубо частных до мирового уровня, но и насыщенную интеллектуальную жизнь автора и его окружения, его собеседников, в том числе по переписке. Отчасти это "роман в письмах", с размышлениями на многие актуальные темы. Уровень переписки весьма впечатляет, особенно в наш твиттерный век... не припомните, вот лично вы когда в последний раз написали письмо длиннее чем на страницу?

Но не размышлением единым жив наш герой. Причудливо сплетаются сюжетные линии: высокоинтеллектуальные обсуждения, встречи с друзьями, "этнографические" зарисовки, "заедающий" быт, и... эротические сцены. Вот с этого места поподробнее... :)

Это третий том книги; первые два тома вышли давно, и уже успели получить отзывы. Надо сказать, что почти все рецензенты уделяли особенное внимание наличию эротической составляющей. Порой со сладострастием цитируя избранные места и тут же критикуя то ли форму, то ли содержание... Видимо, в глубине души каждый предполагает себя экспертом если не в самом процессе, то в его описании. А я, пожалуй, не буду уподобляться таким рецензентам. Скажу только, что на мой взгляд эротическая составляющая вполне органична в этой книге. И при всём моём пуританстве её реализация меня не смущает - ни по форме, ни по содержанию :).

Ещё одна особенность книги в том, что мы здесь видим жизнь другой страны, не слишком знакомой большинству русскоязычных читателей. Действие происходит в Израиле: эта страна показана глазами репатрианта. Он приехал давно, обжился, "вписался" в новый мир, но сохранил свой острый взгляд.

Может быть, кто-то будет читать, как в "Войне и мире": только "мир" или только "войну" - и, думаю, каждый найдет себе "линию" по вкусу. А нам остается удивляться: сколько миров, сколько вселенных помещается в одном человеке, нашем с вами современнике.

Книга в двух частях (толстая :) )

Часть 1: https://ridero.ru/books/novaya_era/

Часть 2: https://ridero.ru/books/novaya_era_1/

Можно щелкнуть на книжку, и она откроется. Там довольно большие ознакомительные фрагменты. (Осторожно, затягивает! :) )

А можно читать фрагмент вот по такой ссылке: https://ridero.ru/books/novaya_era/read/#textpreview

Есть электронная версия на Литрес: https://www.litres.ru/naum-isaakovich-vayman/novaya-era-chast-pervaya/chitat-onlayn/ и https://www.litres.ru/naum-vayman-11158133/novaya-era-chast-vtoraya/

 

Комментировать Всего 31 комментарий

Дорогая Анна! Раз пошла такая пьянка откровений, то должен признаться, что я не писатель, потому что не люблю ничего выдумывать: жизнь все равно интересней, а трагедий не вернуть, как писал Мандельштам. Я скорее историк, хронист, злобноватый Пимен, как назвал меня один приятель. Но есть еще одна важная сторона в моих стараниях: я люблю общаться – ну так, чтоб было интересно – , и поэтому "ищу читателя" ("Читателя, советчика, врача!" – кричал поэт и не мог докричаться). То есть человека, с которым можно мысленно побеседовать. Как у Боратынского (некоторые пишут через "а" – Баратынский): "Как знать? Душа моя окажется с душой его в сношеньи". Правда Боратынский, отринув ложную скромность ("Мой дар убог и голос мой негромок" – чего уж мне тогда говорить…) пожелал найти читателя в потомстве. У меня нет таких амбиций, да и интереса в этом нет. (Найдется – хорошо, но маловероятно, потомок, если не "оскорбит презрительным стихом", то просто не поймет нифига, и это еще при условии, что вообще откопает.) И даже "друга в поколенье" я не ищу, все это "эрос невозможного". А только вот этого сношения души с душой. Кстати, о сексе. Была когда-то частушка: "парень девушку е-т, хочет познакомиться". Очень глубокомысленная частушка. В общем, не борьба за читательскую аудиторию, а попытка найти собеседника. С помощью текстового послания. И в этом смысле мне уже повезло, дорогая Анна, - спасибо Вам огромное за столь щедрый отзыв! 

Дорогой Наум, спасибо прежде всего Вам, за повод для отзыва :) (если уж Вам пришла охота поскромничать). И если Вы "не писатель", то кто тогда писатель? "Не люблю выдумывать" - художник тоже ничего не выдумывает (как правило), он "просто так видит". Даже авторы фантастики - лучшие из них - хороши тем, что показывают обычных людей, но в непривычных "декорациях": на других планетах, в будущем или в прошлом, или даже просто в другой культуре - возникшей с учетом каких-то иных, чуждых нам обстоятельств... кстати, при таком определении Ваша книга для меня вполне может быть отнесена к жанру "фантастики": обстоятельства Вашей израильской жизни очень далеки от меня. А "душа", оказавшаяся в этих обстоятельствах, кажется близкой...

Что автор "выдумывает" - точнее, изобретает - так это новые выразительные средства, новые техники. И Вам это вполне удалось. Конечно, отдельные составляющие Вашего жанра были известны и раньше: и дневники, и "хроники", и биографические романы, и романы в письмах, и (разумеется) любовные. А у Вас всё это собрано вместе, причем органично, естественно.

Я читала недавно рассуждение, что роман вытесняется телесериалом: именно телесериал дает нужный "объем" художественным образам, позволяет в полной мере раскрыть авторский замысел, - за два-три часа "обычного" фильма это почти невозможно. Вот Ваша книга примерно так же соотносится с "обычным" романом или повестью, как сериал соотносится с фильмом. И на мой взгляд очень круто, что книга существует "в реальном времени", что герои могут прочитать про себя и как-то высказаться "в следующей серии". Хотя, конечно, может быть эффект "Незнайки-художника" :). Но это новое слово в традиционной литературе - такая "интерактивность", актуальность. Таков теперь наш мир, с его публичностью, открытостью, соцсетями. Но такая книга, как Ваша, вполне вписывается в этот мир.

Эту реплику поддерживают: Сергей Мурашов

Да, мне кажется, что Вы "попали", и с сериалом, и с нынешней публичностью частной жизни, да, дело обстоит именно так, или я хотел бы, чтобы книгу видели именно так (так что возвращаюсь к теме везения, поднятой Гурвичем - повезло с читательницей), в этом ее жанровая новизна, как я надеюсь. Да и насчет "выдумки" не все так просто, Вы правы...

Эту реплику поддерживают: Анна Квиринг

"Попали"-то Вы, дорогой Наум. Главное, чтобы "в хорошем смысле" "попали" :)

Аня, отзыв всем хорош...вот только про эротику написали мало - тему эту следовало бы осветить ширше и глыбже!

Эту реплику поддерживают: Анна Квиринг

Намерен был отмолчаться. Но раз уж сам автор предлагает...

Места на эту тему, вынужден признать, несколько однообразные, а потому не самые интересные. Но "вина" в том, считаю, не столь Ваша, сколь самого "предмета" - к особому разнообразию он не располагает, будь даже автор продвинутым в разных техниках вроде Камасутры. С учетом этого неплохо было бы число таких мест сократить. 

"А из зала мне кричат: Давай подробности!"

"неплохо было бы число таких мест сократить" - широкая  читательская аудитория протестует :)

Вот некоторые пишут книжки , состоящие из "таких мест" чуть менее чем полностью. Как недавно обсуждавшийся директор Исаакия... И кто-то же их читает!

Эту реплику поддерживают: Сергей Мурашов, Борис Цейтлин

Дело, конечно, не в "техниках", а в характерах взаимоотношений, они должны быть интересны (для кого-то узнаваемы, для кого-то неприемлемы), но тут уж как вышло... А что касается однообразия - да, пожалуй, так в известном смысле и жизнь однообразна, особенно, когда она выражается тире между двумя датами. Да и что  нового можно сказать о любви? Даже Камасутру нынче знают подростки во всем мире...  

Эту реплику поддерживают: Сергей Мурашов, Анна Квиринг

тему эту следовало бы осветить ширше и глыбже!

- и даже, не побоюсь этого слова, проникновеннее надо было бы :)

Я подумывала вынести в заголовок что-нибудь "про это", во имя увеличения просмотров :). Например: ""Новая эра" - не только про секс" - ну ведь правда же, совсем не только? :) Но решила, что мы покамест не в "Спид-инфо". И не совсем честно подчеркивать "эротическую линию" ради увеличения привлекательности такого многогранного произведения.

Повезло  автору  "Новой эры" с рецензентом, дорогая Анна:)! Всё тут на месте, включая  ссылки и справки. Главная цель  достигнута - читателю Наума захочется взять  новую книгу в руке. Даже  мне ( при известных обстоятельствах), хотя я  высоко ценю  Наума, прежде всего , как исследователя  творчества Мандельштама. Кстати, с вашей подачи:)) Спасибо.   

Всецело разделяю Ваше мнение, дорогой Эдуард, насчет везения. Рецензию мне хвалить неудобно, но все действительно "на месте". А Вам желаю удачных обстоятельств для прочтения. Если сподобитесь, обязательно черкни мне свое мнение, хоть публично, хоть лично. Мне это важно. Хотя почти уверен, что многое Вам не понравится, а, может, и все.

Эту реплику поддерживают: Анна Квиринг

Да "обстоятельство"  одно - время, если уж совсем откровенно, дорогой  Наум. Никакого снобизма, понимаете ли, тут нет:)), хотя, ну, не стал бы я в тёплый Ваш отзыв- комментарий  вставлять  подростковую заборную частушку, которую все знают)...Сноб всё-таки!!! Не серчайте на меня за это замечание....  Ну, а так-то, если честно,  отбрасываю  всё, что меня может заинтересовать, лишь бы успеть  сделать то, что начал пару лет назад. Берегу каждую минуту...

Эту реплику поддерживают: Светлана Кузнецова, Анна Квиринг

Вам спасибо, дорогой Эдуард! Книга, кажется, даже по оформлению получилась очень приятная - судя по картинке на сайте. Хотя я уже давно не читаю бумажных текстов... оказывается, лет 20 уже почти исключительно электронные. Но кое-что всё равно покупаю, по старой памяти, от жадности :)

Эту реплику поддерживают: Эдуард Гурвич, Сергей Мурашов

И, пожалуйста, не обижайтесь на меня, Наум. Давайте лучше вместе подумаем, почему такое происходит  в Израиле. И не только с Вами, а почти со всеми, кто живёт  там не один  десяток лет. Может, оттуда кажется, что  все эти шутки-частушки успели состариться и о них мало кто слышал? Да живёт всем этим сегодняшняя Россия, ничего в тамошнем языке не поменялось, как и   в широком культурном плане. И  гораздо больше вкуса  проявляют те, кто старательно огибает эти перлы, не потребляет их - ни устно, ни письменно. Может, я не прав. Есть другая аргументация? Замечу, я не о языке героев  наших  сочинений, претендующих на художественное осмысление действительности, хотя и тут важно чувство меры, понимание - тут уместно, тут иначе не скажешь...

Дорогой Эдуард, во-первых, никаких обид, ни в коем случае. Во-вторых, Ваше отношение к собственному времени понимаю и ценю (Гробман как-то в разговоре назвал писателей убийцами, убивают, мол, мое время, особенно авторы толстых книжек), я и сам такой, читаю что "нужно" (чтобы писать, ем, чтобы жить). Но ведь и Вы пишите, а стало быть важно, что другие пишут - я, конечно, не о себе, да есть и абсолютно самодостаточные, такие, кстати, кстати, бывают и самыми талантливыми, оригинальными во всяком случае, то не гарантирует хорошего текста. Теперь что касается всяких "низменностей", которые Вы, в силу, как я полагаю, определенной воспитанности, не любите. Поэтому и предположил, что книга Вам не понравится. Когда еще в конце прошлого века первый том Хроник был предложен Залыгину, тогдашнему главреду Нового мира, он ответил легендарной фразой: "Интересно, мы бы взяли, но уж очень грязно пишет о женщинах". Легендарна фраза в том смысле, что мы, такие же, как я, охламоны,  легендарно над ней ржали. Ну что поделать, другая культура тут задействована, народная (охлос), средневековая-карнавальная, с ее грязью и грубостью. А Израиль тут уж вовсе не при чем ("почему такое происходит в Израиле"). Хотя, Вы знаете, определенная связь с грязной древностью тут все же есть... Но это, на мой вкус, не худшие его, Израиля, проявления. Впрочем, это долгий разговор.

Да дело не в благонравии Залыгина,  пренебрегавшего  советами его великого предшественника в Новом мире, Твардовского, который призывал читать Пушкина  - классик в переписке давал уж такие  примеры "грязного писания о женщинах". И дело не в литературных вкусах этого господина Залыгина (от него, Вам в утешение, пострадал, кажется, и Владимир Войнович). Наконец, дело не в грязи и грубости народной культуры; и абсолютно достоверно, не в моей "определённой воспитанности" ( тут уж я так удручен своими достижениями на этот счёт, что и передать не могу); и, конечно,сам " Израиль тут уж вовсе не при чем... " Дело в нас, когда мы пишем о женщинах. Вон, Чарльз Буковски, Генри Миллер такое себе позволяли на этот счёт, что мы просто ангелы...Талантища, особенно последний.

Но тогда чем же Вам не понравилась частушка, почему Вы учидели в ней отсутствие вкуса (гораздо больше вкуса  проявляют те, кто старательно огибает эти перлы)? Почему надо избегать эти перлы, если такие талантищу, как Быковский и Миллер и не такое себе позволяли? Или Вы считаете, что то, что позволено героям, нельзя авторам в их "обыденной" речи? Но во многих случаях в современной литературе трудно рассечь симбиоз героя и автора, и это понятно: каждый наш текст, даже деловое письмо - это отстранение, мы в любом тексте не только фигуранты (актанты), но и герои. 

Частушка мне не нравится тем,что она со времён моего барачного детства банальна из-за частого потребления. Её глубокомыслие давно исчерпано. Оправдать  её употребление может только изысканный  художественный  контекст, который предлагает   талантливый сочинитель. В обиходе же эта частушка звучит просто как уличное,  через каждое слово бля... бля...бля...И конечно, то, что  сочинитель позволяет героям, в "обыденную" речь следует втаскивать с большими оговорками. Тем более, такого рода частушки. Симбиоз же  героя и автора  - отдельная тема. Искусство  начинается там, где удаётся рассечь его, то-есть "означенный симбиоз". Ну, так мне кажется.

Да, я Вас понял, хотя конкретно насчет частушки не согласен, но, поскольку - дело вкуса, замнем. Насчет симбиоза - тема очень интересная, и, возможно, это верное определение, что искусство начинается там, где удается рассечь, только очевидно и другое, что сегодня к такое рассечение перестало быть обязательным, возможно, не на пользу искусству. Но это уж совсем отдельня тема, может, при случае... Во всяком случае, спасибо, что откликнулись.

И Вам спасибо за терпение и такт, дорогой Наум. Хорошо, что у нас остаётся поле для  споров без оглядок и обид.

Эту реплику поддерживают: Сергей Мурашов, Наум Вайман

Дорогая Анна, я удивлен, что Ваша заметка не попала в топ дискуссий: лента куда длиннее тех, что попали. Может, я не знаю всех критериев...

Эту реплику поддерживают: Анна Квиринг

Дорогой Наум, насколько понимаю, в новом дизайне никакие критерии пока что не работают.  В старом дизайне - то есть, "на самом деле" - колонка "активных дискуссий" сейчас выглядит так:

В новом дизайне, наверно, иногда обновляют вручную, но нечасто.

На всякий случай,  найти колонку "Самые активные дискуссии" можно через титульную страничку новой версии. Надо нажать в самом низу   слева "Новости". Потом будет страничка новостей и внизу опять же, но справа эта неприметная теперь колонка "Самые активные"..."  

Эту реплику поддерживают: Анна Квиринг

Спасибо, дорогой Эдуард! Это, наверно, самый короткий путь. Но хотя бы так эту колонку пока можно найти. А вот "реплика дня" и "прямо сейчас", увы, канули в Лету... в буквальном смысле: уносят по реке времен в прошлые года.

Эту реплику поддерживают: Эдуард Гурвич

Ага, я понял, спасибо. Но кто ж это будет искать в таком дальнем углу... Нет, захирел форум...

Эту реплику поддерживают: Эдуард Гурвич, Анна Квиринг

Нмв, семантически правильно в данном случае написать "захирел" через Е.

Эту реплику поддерживают: Эдуард Гурвич

Ну,хотя это  не мой жанр:)), но  и  мне  не чуждо такое острое направление  мысли, дорогая Анна! В данном случае с  "о" можно и дальше пойти:)), если жить без надежды. Я всё-таки сохраняю оптимизьм. Возможно, и беспочвенный...

Эту реплику поддерживают: Анна Квиринг

Дорогой Эдуард, чем дольше я живу))), тем больше убеждаюсь, что лучшее - враг хорошего. И худшее враг хорошего тоже. И как может выжить что-нибудь хорошее, если у него кругом одни враги?

Эту реплику поддерживают: Эдуард Гурвич

Выжить, дорогая Анна, мы сможем, если сохраним чувство юмора, будем разборчивы в "знакомствах", как учил товарищ Сталин, то-есть, сохраним свой круг ( а он узок:) на том же Снобе... ну, пока даже в такой незавершённой  форме обновления. Я вот отыскал  и некое преимущество версии - с моей подслеповатостью ни за что не углядел бы роскошный натюрморт  рядом с Вашей фотографией "С днём  гранёного стакана, товарищи!". А всё благодаря гигантским фотографиям  нашим блогерским:))

Эту реплику поддерживают: Анна Квиринг

Натюрморт :)

Вот картинка, как она есть, без моей физии:)

Я её нашла, когда искала себе аватарку к псевдониму "буря в стакане".

Вычитала где-то, что граненый стакан был одним из немногих изобретений, "ноу-хау", вкладом советского инженерного и дизайнерского дела в мировой процесс. А может быть, и соврали, я не проверяла :).

Картинка мне понравилась, но в качестве аватара слегка глумлива, в серьезных дискуссиях неудобна. А вот проиллюстрировать концепцию нового дизайна подошла в самый раз. Но хорошо смеется тот, кто смеется последним: новый дизайн всё-таки нас настиг (или постиг?)... Причем эта аватарка прилипла намертво: пока наши профили в старом дизайне, а главная страница в новом, у нас нет возможности сменить свой образ на главной странице.

Эту реплику поддерживают: Эдуард Гурвич