Все записи
МОЙ ВЫБОР 00:51  /  14.03.18

2840просмотров

"Романс для Анны": переводы, оригиналы и гении

+T -
Поделиться:

Я, конечно, "повелась" на название. Какой-то случайный запрос выдал. Послушала, показалось - достойно. Более чем. Пошла искать: кто это, что это? И наткнулась на произведение с тем же названием, с точным соответствием образного ряда - но полностью в ином жанре, и поэтическом и музыкальном.Я такое вижу и слышу впервые. Интересно даже просто сравнить тексты:

А вот с музыкой (не знаю, как воспримут это нежные уши, воспитанные на классике, - но ведь никогда не поздно выключить, если что):

"Романс для Анны" - Геннадий Жуков, 1989: https://www.youtube.com/watch?v=0aHhJBY_2TQ

"Романс для Анны" - Шым (Каста), 2014: https://www.youtube.com/watch?v=j_QsT-PyPMc

Я почему-то не воспринимаю второе как "вторичное" по отношению к первому. Тексты совпадают в деталях, взаимно дополняют друг друга; они выглядят как два перевода с какого-то источника. Но где же тогда "оригинал"? Где первоисточник?

У снобоколлеги Владимира Иваницкого  был когда-то прекрасный текст "Парадокс перевода"; в частности, там было сказано, что "оригинал" поэтического текста - это тоже "перевод", перевод с некоего "прозрачного языка", бестелесного, не связанного смыслами, значениями, звучаниями слов... Хороший переводчик переводит не столько "оригинал", сколько стоящий за ним "прозрачный" подлинник. К сожалению, статья Владимира Иваницкого более недоступна. И хотя рукописи не горят, и у меня сохранилась копия, я всё же не вправе на неё ссылаться более подробно. Но мне кажется, эта пара "Романсов для Анны" могла бы служить иллюстрацией.

Автор первого "Романса" Геннадий Жуков, как говорят, был согласен на участие своего текста в поэтическом эксперименте:

Он был одним из основателей "Заозерной школы" - поэтического объединения, созданного в заповеднике Танаис в начале 80-х. Видимо, это была "богема" в самом лучшем смысле слова; не потому ли "цыганские" мотивы?

Анна Бражкина - та, которой посвящен романс, - тоже участница этого объединения. Первые строки романса - из ее стиха...

Но здесь я бы остановилась. Не стала бы "привязывать" живого человека к поэтическому, "художественному образу". Вспомним хотя бы другую Анну - которой посвящено воспоминание о чудном мгновенье: "Передо мной явилась ты, как мимолетное виденье, как гений чистой красоты..." Можно было бы разочароваться, узнав, что "в жизни" отношения "гения чистой красоты" и "гения русской литературы" были совсем не столь возвышенны, как мы привыкли думать. А в сущности, разве в этом дело? Поэтический образ, созданный в "прозрачном" оригинале-первоисточнике, прекрасен, и что ещё нужно?

Не знаю, нужно ли - но у меня ещё есть поединок критиков. Придирчивый разбор в лучших традициях Стихиры - и следом не менее блестящий разбор, но уже скорее комплиментарный. Лично мне будет жаль, если такие перлы канут в Лету. Вот, например, оттуда: " Русский человек любит не цыган, а миф о цыганах. Миф, который он сам культивировал на протяжении столетий..." . Правда, некоторый избыток литературоедства там присутствует, это на любителя, поэтому желающие приглашаются проследовать по ссылке, а здесь я прекращу дозволенные речи.

Комментировать Всего 49 комментариев

Аня, на мой вкус, переводы совсем не равнозначны: первый поэтический, а второй ни то, ни се. 

Эту реплику поддерживают: Анна Квиринг

А "со звуком" смотрели? Нмв вообще удивительно, что в рэп можно уложить хоть какую-то поэзию. Хотя, может быть, это и не совсем рэп (из-за этого избытка поэзии?). Это другой язык, который мы не очень воспринимаем. Может быть, как раз это произведение сможет стать мостиком.

Я не удивлюсь, если у кого-то окажется противоположное впечатление: что первое - это "цыганщина" или даже "шансон", а вот второе - самая что ни на есть поэзия.

Первое это цыганщина, второе - просто мелодекламация, мимикрирующая под рэп. А шо не так? 

Да ладно, открывайтесь уже :) (я же знаю, Вы не кусаетесь :) )

Вова, ну ведь элегантная же цыганщина, без надрыва! Мне нравится) Может, зов крови - из каких-то прошлых моих жизней?))) 

Эту реплику поддерживают: Владимир Генин, Анна Квиринг, Борис Цейтлин

Да, стилизовать тоже уметь надо! Сам этим баловался https://www.youtube.com/watch?v=zeFZVa_88c8

У Жукова, признаю, получилось лучше.

Эту реплику поддерживают: Анна Квиринг

Ой, я помню эти Ваши стихи, Борис!.. Читала на ФБ - понравились) Это что же - наш Наум Вайман так поёт? Ну прямо артист, здорово! 

Эту реплику поддерживают: Анна Квиринг

У Жукова, признаю, получилось лучше.

"Лучше" в смысле "более цыганисто"?

это цыганщина

Вы про типологию, или оценку даете? 

нет, оценки я уже все, что были, давно раздал!

Эту реплику поддерживают: Борис Цейтлин

Спасибо, что послушали, дорогой Владимир Михайлович :) (под "нежными классическими ушками" я имела в виду в первую очередь Ваши и Аркадьева :) )

Один мой знакомый разбирался в рэпе, он различал традицию Восточного побережья и Западного. Я не помню, кто из них в его глазах был рэп, а кто "отстой"... Думаю, при попытке "продать" ему этот ролик как рэп он бы долго плевался ядом)))

Эту реплику поддерживают: Борис Цейтлин

Анна, куда мне - я даже не различаю рэпа Восточного и Западного полушария. 

Эту реплику поддерживают: Сергей Мурашов, Анна Квиринг

Анна, для меня всегда казалось занятным (я с детства и во взрослости знала нескольких цыган, а последняя «цыганская кровь» приходила ко мне на прием пару недель назад), что цыгане нмв охотно принимают все созданные о них мифы. Я думаю, это закономерно и народ, как и личность, формируется в том числе и методом обратной связи от своего окружения. Мы же тоже иногда думаем, что мы нерассчетливые и гостеприимные и даже оглядываемся вокруг в поисках белых (или хоть каких-нибудь) медведей и волков на улицах...;)

пс первое мне конечно ближе - но это я думаю просто по возрасту и биографии. К рэпу надо привыкнуть или уж в нем вырасти, как я выросла в бардах.

Эту реплику поддерживают: Сергей Кондрашов, Борис Цейтлин

"Обратная связь" может быть совсем не доброжелательной. Я как-то сомневаюсь, что, например, евреи радостно примут то, что говорят о них антисемиты.

С позиции "чистой" бардовской песни у Жукова есть к чему придраться. Как и к Шыму с позиции "чистого" рэпа. Я, может быть, второе без первого тоже не поняла бы. Но в таком сочетании впечатление получилось сильное. Ещё забавный момент: там по моей ссылке стихирный критик придирается к тексту Жукова - а текст Шыма на все его вопросы отвечает :) хотя, кажется, не добавляет ничего "от себя".

Анна, я, боюсь, тут недостаточный знаток, чтоб мыслить или чувствовать «чистыми категориями» или посредством литературной критики. Я тут скорее в категории нравится-не нравится, мое-не мое, или может здесь даже скорее «узнаваемое-не узнаваемое»

А что касается обратной связи - конечно она разная. И про цыган мифология совершенно неоднозначная.  И Вы ж не будете утверждать, что еврейский народ формировался в полном отрыве от того, что думают и мифологизируют о них другие народы? ;) 

Эту реплику поддерживают: Сергей Кондрашов

Ну знаток и из меня так себе. Из списка Заозерной школы я слышала Лореса, и Жукова, но другую песню, эту раньше не слышала. Но даже я понимаю, что многовато штампов - или пародии на штампы?  - как текстовых, так и музыкальных. И опасно приблизился к грани, за которой кич и слезовыжималка...

Совсем "оторваться" от мифов, которые по какой-либо причине навязывают, порой чисто технически невозможно. Но внутренние мифы важнее внешних, мне кажется.

приблизился к грани, за которой кич и слезовыжималка...

Анна, я могу ошибаться, но мне кажется что вся практически бардовская культура удобно расположилась, разбив лагерь и разжегши костры, если не на этой грани, то уж на этом перевале («за которым исполненье надежд», естественно);) Это в сущности та самая наша несостоявшаяся «цыганскость», о которой говорят участники разговора по Вашей ссылке, и которая нмв не в последнюю очередь определяется географическими особенностями нашей страны - дорога дальняя, степь бескрайняя, воля вольная... Уйти не почему-то, к кому-то, для чего-то или куда-то, а просто - уйти...

ПС не могу похвастаться, что уверенно отличаю внутренние мифы от внешних, мне они обычно кажутся тесно переплетенными

Эту реплику поддерживают: Анна Квиринг, Борис Цейтлин

если не на этой грани, то уж на этом перевале, «за которым исполненье надежд»

- однако эту грань каждый проводит сам, и кое для кого и барды, и цыганщина, и шансон уже далеко за гранью)))

У меня на этот счет есть "эталон".

Когда-то к нам в студенческий трудовой лагерь забрёл абориген: колоритный такой мужик, общительный (трезвый, уточню на всякий случай). Сидели, разговаривали, в руки ему попала гитара (уж не помню как). Он предупредил: "Только я туристские песни не пою. Я про жызнь пою!". И спел.

Песня была на классический сюжет: герой возвращается в город юности и встречает в ресторане девушку, которая когда-то его отвергла, а теперь стала "женщиной с пониженной социальной ответственностью" и "работает" чуть ли не за еду. Мне оттуда запомнилась фраза: "Ты сидишь, голодная лахудра..." - исполнитель со значением поглядывал на девушку с длинными кудрявыми волосами, которая почти рыдала (от смеха). Герой песни решает накормить девушку и оплатить её услуги, но не воспользоваться ими - это, видимо, долженствовало символизировать невъебенное благородство и торжество его отвергнутой добродетели...

В общем, с тех пор я знаю, что песню не делают "антураж и колорит", и не спасает владение стилистикой и инструментом. И, в общем, если задать такой "отрицательный" полюс, то очень многое оказывается "выше нуля", а то и в "плюсе". Мне хоть немного "своего", искреннего и человечного, немного незатертых мыслей или чувств - и это уже "в плюс".

" дорога дальняя, степь бескрайняя, воля вольная... Уйти не почему-то, к кому-то, для чего-то или куда-то, а просто - уйти..."

- не "куда-то", а "откуда-то" :). Я бы не совсем согласилась с тем разговором: в "цыганщине", мне кажется, привлекательна прежде всего свобода: не пахать, не сеять, дом не строить, на месте не сидеть, жить сегодняшним днём, здесь и сейчас, не задерживаясь, не застревая надолго ни здесь, ни в сейчас. Это та самая "ответственность", которой якобы у русских нет, и которая на самом деле обрыдла настолько, что очень хочется бросить вместе с нею и уют и достаток. "А на Кpымском мосту вдpуг заныло в гpуди: Я с аpбы pазглядел сквозь туман и дожди, Как Чимганские гоpы цаpят впеpеди И зовут и свеpкают чеканно..."

" не могу похвастаться, что уверенно отличаю внутренние мифы от внешних, мне они обычно кажутся тесно переплетенными"

- нмв можно хотя бы "в общем": внутренние - позитивные, внешние - негативные. Например: внутренний - "о бережливости", внешний - "о жадности, скаредности". То есть, наши доблестные разведчики и их подлые шпионы :).

Эту реплику поддерживают: Катерина Мурашова

Мне кажется есть много вполне себе лестных внешних мифов. И не особо позитивных внутренних. Во всяком случае у нас точно так. За другие народы конечно поручиться не могу, но думаю и у них также.

Вот с идеей что уходят, бегут "откуда"... не знаю... мне кажется, это несколько упростить проблему. Кто-то конечно и "откуда", а кто-то и "куда" и "к кому", но не все, не всегда... Я видела людей просто уходивших, да и сама иногда ухожу...;)

Эту реплику поддерживают: Анна Квиринг

Аня, лучшие произведения искусства - они как раз на грани: вот поди на ней удержись, не переступив!

Эту реплику поддерживают: Anna Bistroff, Анна Квиринг

Хотя конечно и мой коммент ниже (или выше - это уж как карта сайта ляжет) - тоже натяжка. Потому что частный индивидуальный случай еще более общего, вот этого ;)))

ПС и какая там внизу дискуссия - прям ностальгия - острая, ветвистая и никто никого не погрыз ;)

Эту реплику поддерживают: Анна Квиринг

Потому что частный индивидуальный случай еще более общего, вот этого ;)))

- мне как-то не кажется, что важнейшим из искусств для бардов является строевая песня :). Так уж сложилось в прошлом веке, что часто приходилось "вставать в строй" (об этом пишет Быков в книге об Окуджаве, разбирая его "Песенку о Надежде Черновой"). Потом этот "строй" трансформировался в путешественников-"эскапистов": геологов, туристов, альпинистов. "Строй" и что-то общее, глобальное исчезло. Какой "строй" в пиратских песенках? Даже в флибустьерском дальнем синем море, ещё довоенном, нет "всемирно-историчности", просто бригантина поднимает паруса.

А текст и дискуссия по ссылке славные. Кажется, это из эпохи закрытых комментов... я раньше не видела (( Я тоже вчера перечитывала старые дискуссии, грустила((

Раз уж о бардах пошел разговор, то вот мнение знатока http://magazines.russ.ru/znamia/2000/10/suhar.html

Эту реплику поддерживают: Анна Квиринг

Спасибо, хороший текст :) И конечно, он во многом прав, хоть нмв и не во всём, и где-то субъективен, и традиционен... И более строг к "жанру".

  Изначальный текст (2006-7 года) назывался "Песни пути". И понятно, есть групповые песни пути, часто со строевым оттенком, а есть индивидуальные ("над дорогой смоленской снега метут, снега..."). Бардовская песня очевидно обслуживает дорожного индивидуалиста, но она конечно не первый раз, разумеется, было и раньше, мое любимое у Никитиных например, основано на предыдущем или даже позапозапрошлом (через Эренбурга к индейскому фольклору, кажется) витке. Вот это (только дослушайте там до русского текста - нмв одна из самых прозрачных и крутых песен индивидуальной дороги, архетип)

Ааа! Очень люблю "Когда я пришел на эту землю..." :) автор стихов - Николас Гильен, кубинец, перевод Эренбурга.

Эту реплику поддерживают: Катерина Мурашова

Дорогая Анна, как пишут у нас  на фэйсбукщине - вы сделали мой день! Чудесный пост... если честно, прям расчувствовалась)

Посмотрела оба ролика. Казалось бы, такие разные интерпретации, что и сравнивать нельзя - как красное с солёным. А оно всё равно сравнивается! Вот на Г.Жукове и расчувствовалась: аж ком в горле встал, слезы выступили - так пробивает на эмоции... Причем, всё: и стихи, и сам сюжет, и голос, и манера исполнения (гитара, правда, маленько фальшивит). М.Шым тоже очень хорош... но здесь я больше восхищалась видеорядом - безупречно сделанным музыкальным продуктом: красиво!

И ещё: обратила внимание на последний абзац в комментарии Евгении Жуковой (кто это - дочь, сестра?) - прям резануло. "Хотела бы я, чтобы кто-то в дальнейшем "пересказывал" стихи Геннадия Жукова,  пользуясь этим прецедентом? - НЕТ". Весьма однозначно).

Эту реплику поддерживают: Борис Цейтлин

Спасибо большое, дорогая Анечка! Я подробнее вечером отвечу, хорошо? Я плохо умею писать с телефона, все время боюсь, что текст пропадает...

Жукова прослушал второй раз - еще сильней зацепило!

Эту реплику поддерживают: Anna Bistroff, Анна Квиринг

Дорогая Анечка, я очень рада, что Вы оценили романсы по достоинству.

Я сомневалась: писать или нет? Я и в музыке, и в стихах скорее "потребитель", чем знаток или критик. Но кто ещё может об этом написать? Кто-то постесняется говорить о "цыганщине", кто-то не сможет (или не захочет) увидеть поэзию во втором ролике, и вряд ли многие окажутся специалистами в обоих жанрах... А мне всё-таки хотелось об этом рассказать.

Я всё откладывала, но теперь откладывать дольше нельзя: как я понимаю, в полночь моя карета превратится в тыкву - подписка у меня закончится. Надо было раньше написать, оставить больше времени для обсуждения. Но я, честно говоря, особо не надеялась на обсуждение: тема не злободневная, хотя и "с выходом" (как "цыганочка" :) )  на множество тем.

Да, клип Жукова - "классическая" авторская песня, "берущая за душу". "Расстроенная гитара" - это, кажется, "фирменная манера", он даже к какой-то песне ремарку делал: "Исполняется на расстроенной гитаре". И сюжет - не классическое "объяснение в любви", и не столь же класический "отказ", а признание в любви к другой - хоть и пунктирно, но ясно, что и Анна ему не безразлична, хоть и говорит: "Я другую люблю..."

А клип Шыма, хоть и сохраняет сюжет и близок даже текстуально, уже "современный" и по ритму, и по строю речи - "рваным" фразам (наши снобы, думаю, со временем прислушаются и оценят :) ). И нельзя не отметить прекрасный видеоряд, просто не оторваться.

Евгения Жукова - дочь Геннадия. И "однозначность" можно понять: всё-таки это эксперимент, который может и не удаться. Шым сделал талантливо и бережно, но таких талантов вряд ли много.

подписка у меня закончится

А я на что? Как грицца, долг платежом красен.

Эту реплику поддерживают: Анна Квиринг

Спасибо, дорогой Борис Михайлович! :) При нужде обращусь :)

Мой адрес у Вас сохранился? Если нет, напишу в личку, пока не поздно.

Да, конечно, есть и адрес, и ФБ :) раз нашлись, мы не потеряемся. Спасибо :)

таких талантов вряд ли много."

"таких талантов вряд ли много" - и эту Вашу фразу, дорогая Анна, я обращу на Вас. Те несколько лет, что мы оказались вместе на Снобе, Вы не переставали меня удивлять именно талантом говорить  на их языке с философами, физиками, историками, литературоведами и музыковедами, являясь математиком. А тут сегодня ещё так написали про музыку и стихи... Дорогая Анна, вот что. Ответ Вашему Борису Михаловичу  наводит меня на мысль, что дело не в деньгах. Вы гордая, и даже если это так, и вида не покажете. Скорее всего, Вы решили просто уйти со Сноба. Не  дадим! Просим остаться тут хотя бы на год ещё. Вдруг что-то поменяется. А ДР просто автоматически продлит Вашу подписку - у Вас столько заслуг, Вы приводили сюда замечательных авторов... И ДР просто посчитает за честь не отпу скать Вас. Я уверен, меня поддержат тут и Аркадьев, и Генин, и мы с Анной, и Сергей Мурашов...

Спасибо, дорогой Эдуард! Конечно, дело не в деньгах, по деньгам я могу себе позволить подписку, она стоит где-то в районе средней российской зарплаты :). Грустно как-то. Вот Катерина вытащила ссылку на старинный пост, с ремаркой: " и какая там внизу дискуссия - прям ностальгия - острая, ветвистая и никто никого не погрыз ;)". Возможно ли теперь такое? Не знаю даже. Иных уж нет, а те далече...

Да, грустно, и всё-таки, дорогая Анна, уверен,  Вы рано  уходите из блиндажа:) Завтра, как только  ДР проснётся, Анна технически поможет довести этот мой взгляд  по поводу конца Вашей подписки до Аркадьева, Генина, Янова,Мурашова,Кондрашова.... и ДР.  Я просто не очень хорошо знаю, как это  сделать.

Спасибо, дорогой Эдуард! Не знаю, ко двору ли нашей ДР злобные политкомментаторы вроде меня. И ко двору ли вообще наши дискуссии. А ведь это их право - решать, что им нужно. После молчаливого, без объяснений "сноса" блога Сергея Кондрашова у меня не осталось иллюзий.

Эту реплику поддерживают: Эдуард Гурвич

Поглядим! В любом случае мы все остаёмся с Вами, дорогая Анна! До скорой встречи:)) Обнимаем Вас. И спасибо за всё то, что Вы уже сделали для  нас  и Сноба.

Эту реплику поддерживают: Anna Bistroff, Анна Квиринг

Эдуард Гурвич Комментарий удален автором

Утром заглянул сюда в  колонку "Самые активные...".Увидел, что Ваш пост, дорогая Анна, двинулся с первого места вниз. И опять стало грустно. Ведь меня нет в Фейсбуке и я особенно остро ощущаю Ваше отсутствие здесь... Никто так красиво не завершил   своё пребывание на Снобе. Замечательный текст - я об этом не писал тут, не успел. Прекрасное имя Анна. Мою бабушку по отцу ( я совсем недавно нашёл, наконец, в Буэнос-Айресе, памятник ей),  звали  также. В переводе с древнееврейского имя Анна означает «сила», «благодать», «милость Божия»... Ну, Вы и без меня знаете всё про своё имя.  Стихи Брюсова.... не буду перечислять. С надеждой гляжу сюда - вдруг появитесь. Но нет. Рядом с Вашим постом  в который раз - "На Каменщике пока поставим точку". ДР никак не поставит точку на  ушедшем пока авторе и возвращает его сюда снова и снова:)). С Вами другое. Похоже, не ко двору...

Иных уж нет, а те далече...

...ничто не вечно под луной(. Как дискуссионная площадка Сноб и вправду почти загнулся - это факт. И что особенно грустно, загибается, прежде всего, из-за нового интерфейса: ничо не фурычит! Кнопка "Только что" не относит на сиюминутную реплику, кнопка "Фраза дня" вообще работает от балды... Ну кто будет искать эти реплики, допустим, среди сотни комментариев, дабы поддержать разговор?.. Вот и получается: немногочисленные комментаторы разбрелись по блогам друг друга - судачат на своих же кухнях. ДР срубила сук, на котором и держался весь Сноб. Действительно, очень грустно.

И да: хорошо, что хотя бы есть ФБ). И непременно приезжайте в Москву, Аня! У меня есть чудесная комната для гостей - приезжайте хоть по своим делам, оставайтесь на ночь... ох я вас и накормлю! Я, знаете, какая кулинарка?..

Эту реплику поддерживают: Анна Квиринг

Спасибо большое, Анечка :)

Дорогая Анна, пожалуйста, не уходите! Нас мало осталось, давайте держаться здесь вместе, пока есть возможность.  Это важно. 

Эту реплику поддерживают: Эдуард Гурвич, Сергей Мурашов

в полночь моя карета превратится в тыкву - подписка у меня закончится

Час от часу не легче - ну прям убили на ночь глядя! Вы же тоже не один год здесь... и я не представляю Сноб без вас((( Мало того, что из всех нас, здешних баб, вы - самая умная (я не льщу!), но вашей терпимостью, умением деликатно  (пусть и с подтекстом) разрулить любую ситуацию (читай, любой "снобосрач") остается только восхищаться. Я так расстроилась, что даже расстеряла все мысли по поводу вашего поста...  

Эту реплику поддерживают: Сергей Мурашов, Анна Квиринг

Дорогая Анечка, не грустите! У меня "стаж"  не так уж велик - 3 года 2 месяца, и мне кажется, нужно прерваться. Если всё будет... ну хотя бы не хуже, я, может быть, продолжусь. А пока у нас есть ФБ :)

Эту реплику поддерживают: Anna Bistroff

Эдуард Гурвич Комментарий удален автором