Все записи
15:09  /  14.02.18

130просмотров

Патриотическое воспитание без политики

+T -
Поделиться:

Проводя образовательные проекты, развивающие ценностные смыслы ответственного отношения к родине, я стал избегать понятия “патриотическое воспитание”. Очевидно, что в сознании людей понятие дискредитировано бесконечными политическими манипуляциями. Патриотическое воспитание сначала перестало быть воспитанием (процессом развития личности), а потом и патриотическим, превратившись в некую витрину национальных достижений, которой прикрывают кажущейся неприглядной действительность.

Очень характерный пример - коллеги организовали проект, в котором российские школьники рассказывали иностранцам о своих традициях, истории и культуре. Все было прекрасно до того момента, пока в лидеры не вышла работа про Ивана-дурака. Тут организаторы спохватились и запаниковали: как же так, мы рассказываем иностранцам о том, что наш национальный герой - дурак? Работу убрали, как я понимаю, даже не попытавшись описать ценность честности в русской традиции (Иван же дурак не в контексте интеллектуальных затруднений, а в своей бесхитростности, простодушии).

Некоторое время назад мы готовили лекцию о русской фразеологии и организаторы попросили меня сделать выборку частотности слов в русских фразеологизмах. Лидером, разумеется, кроме хлеба и его производных, стало пьянство. Перепуганные организаторы попросили озвучивать только хлебосольность. Смешно, конечно. Пьянство, это, действительно, особенность. Особенность, обусловленная холодным климатом - чтобы согреться холодной зимой нужен именно крепкий алкоголь. И кривые дороги у нас по причине заболоченности большей части России. Ни развешанные фотографии Путина, ни классные часы о Крыме не приближают ребенка к осознанию особенностей своего народа, принятию традиций, ответственному отношению к месту проживания и окружающим людям.

Воспитательная работа должна заключаться не в навязывании ценностей (“Пушкин - солнце русской поэзии”), а в выявлении причинно-следственных связей между историей, географией, культурой и традициями своего народа, изучении своей родословной, путешествиях по родной стране, волонтерской работе (привести в порядок улицу, научить бабушку пользоваться порталом государственных услуг, оказать помощь приюту для бездомных животных…).