В воображении "знатоков" искусства бескорыстные гении творят в окружении обожающих их меценатов. Однако, случается так, что

ЗАКАЗЧИКИ

1. Уничтожают шедевры.

Не самая умная женщина в мире Мария Медичи приказала сжечь картину Микеланджело "Леда и Лебедь". Она посчитала сюжет чрезмерно сладострастным. Папа Римский Юлий II как-то сбил вышедшие из моды фрески Пьеро делла Франчески. Лучше бы оргии устраивали, честное слово!

2. Завешивают их тряпками.

Лев Х заказал Рафаэлю шпалеры, чтобы завесить устаревшие на его взгляд фрески Боттичелли, Перуджино и Гирландайо в Сикстинской капелле. В 1828 году во время праздничной литургии фреска Микеланджело "Страшный суд" точно также была стыдливо завешена огромной шпалерой с "Благовещеньем" Федерико Бароччи.

3. Брюзжат и угрожают.

Павел IV спал и видел, когда можно будет сбить фреску Микеланджело с голым безбородым Иисусом. К счастью для нас, художник был незаменим на строительстве собора святого Петра. А понтифики долго не живут, Микеланджело пережил 13 пап. Работа у них нервная.

ГЕНИИ

1. Берут задаток и не выполняют работу.

Этим блистал Леонардо. У Микеланджело на шее был только один тяжкий камень - сверхамбициозный проект гробницы Юлия II. Завершению памятника мешали жадность наследников заказчика и интриги против них.

2. Кидаются в меценатов тяжелыми предметами.  

Микеланджело месяцами не снимал сапоги. Над плафоном Сикстинской капеллы он трудился в подвесной люльке, заработав боль в спине. На голову, которую ему приходилось задирать, капала краска. В общем, тяжко. А тут еще папа Римский пришел подгонять. Пришлось ответить максимально доходчиво - сбросить на главу государства несколько досок и ведро.

3. Мстят.

На лекциях я рассказываю, что в картинах мастеров Возрождения гораздо больше подтекста и юмора, чем в большинстве современных клипов и кинокартин. Например, Микеланджело надоедал один управленец, дурак и лицемер. Художник изобразил его в образе царя Миноса, с ослиными ушами. Ну, а чтоб тому жизнь медом не казалась – нарисовал змею, кусающую его за член.

Микеланджело Буонаротти. Страшный суд, 1537-1541. Деталь, царь Минос.

Современный зритель смотрит на эту часть фрески в Сикстинской капелле с придыханием: великий художник, великий памятник, великое время. А папа Римский смеялся.