Все записи
10:02  /  16.03.15

43931просмотр

Изучаем историю искусств самостоятельно

+T -
Поделиться:

 

Прежде всего, вам стоит походить по музеям для того, чтобы обрести интеллектуальный тонус и понимание формата, фактуры живописи. Сравнивайте персонажей, цветовые решения и манеру писать второстепенные детали (складки, украшения, деревья). 

Параллельно читайте и слушайте умных людей. Ведь это одно из главных удовольствий в жизни.

Возможно, какого-то автора я пропустила или недооценила. Рекомендуйте в комментариях! Только, пожалуйста, без зубастой монахини Вэнди или человека-снотворного Татарского. У нас здесь история искусств для взрослых, а не клуб мазохистов.

Посмотреть:

1. Андрей Кончаловский "От черного квадрата к черной дыре":

http://tvkultura.ru/video/show/brand_id/20898/episode_id/444457/video_id/444457/viewtype/

Люблю его слушать.

Про Томаса Гейнсборо: http://www.zoomby.ru/watch/8178-zhizn-zamechatelnyh-lyudei

2. Цикл Паолы Волковой "Мост над бездной". Мастера режиссуры вспоминают ее с благоговением, а это дорогого стоит.

Рафаэль: http://www.youtube.com/watch?v=2efb7qALrFE

3. Проект "Arzamas". Мне нравится вот эта лекция про Давида: http://arzamas.academy/episodes/58.

4. Абсолютно необходимо посмотреть цикл Алена Жобера "Палитры", чтобы разбираться в техниках живописи.

Жорж Латур: https://www.youtube.com/watch?v=_bfe-O4_OWQ

5. В проекте "Воображаемый музей Михаила Шемякина" я особенно люблю серии про современное искусство. Как он рубит стул! 

http://rutube.ru/video/255f99e915c92dbcde1e5a83e76731c8/?ref=search

Почитать:

Откройте книгу и изучите одну страницу. Если кроме "духовность", "прихотливая игра линий" и "мужчина в красном на синем фоне" там ничего нет, то, вернув ее на полку, вы спасете свое время. Однако насиловать себя тоже не стоит. Например, "История итальянского искусства" Аргана дает много ключей, но она написана (или переведена?) так, что читать ее надо два раза. Трезво оценивайте степень своего героизма.

1. Моё искусствоведческое сердце принадлежит Александру Степанову. Каждая его книга про искусство Возрождения - шедевр.

2. Жж иллюстратора Александра Павленко я нашла случайно, разыскивая нужную мне картинку. Рекомендую тэг "живопись". Иногда такое ощущение, что автор родился в Италии XVII века. Блистательно про насилие в искусстве: http://alexander-pavl.livejournal.com/100630.html

3. Шакко читаю и репощу за ясность изложения и умение раскрывать малоизученные темы. Например, из ее жж я узнала про оспу в живописи http://shakko-kitsune.livejournal.com/762404.html.

Мне всегда не хватало ответов на простые вопросы: на что художник жил, тратил свободное время, и на какие компромиссы ему приходилось идти. Искать ответы приходилось в письмах, книгах о правителях, на которых он работал. И меня всегда выворачивало от пафоса. Например, когда монография начинается с утверждения, что великий гений талантливо предвидел свою судьбу. Как такое возможно? Откуда тогда смятение в письмах, заискивание перед заказчиками, экспериментальные и неудачные работы?

Избегайте глупых и скучных искусствоведов. Думаю, если бы Караваджо посмотрел фильм ВВС о себе, он нашёл бы авторов и вогнал каждому нож в пах. Как он сделал при жизни со своим партнером по игре в мяч.

Караваджо. Юдифь и Олоферн, 1599.

Бонус-трек:

Гугл выпустил приложение, которое каждый день показывает на пустых вкладках новое произведение искусства: https://meduza.io/shapito/2015/03/13/google-predlozhila-smotret-na-proizvedeniya-iskusstva-v-pustyh-vkladkah-chrome

P.S. Читайте группу Pro искусство в facebook.

Комментировать Всего 2 комментария

Супер! Спасибо! Буду слушать и читать!

Про Рафаэля - тепло и интересно.

Лекция Кончаловского мне не понравилась. Он ничего не добавил к списку объектов от которых можно получать эстетическое удовольстивие, ни о чем не рассказал с любовью, с увлечением, ни к чему не попытался даже пробудить интерес. Попытался обругать Энди Уорохла, Херста, Дюшана  - аргументы заурядные. Лекция засорена труизмами, морализаторством, самолюбованием...  

Про исскуство - мало, много сплетен, анекдотиков, подложки экономической и исторической (не берусь судить о достоверности), декларирует, что монетизация губит творчество, а сам очень много про деньги. Четверть всего времени, наверное: кто что у кого купил почем, как продал. 

Но как все "по ветру"... И: "... рынок, маркетинг уничтожил исскуство" и "... Европа накануне гибели". И так искренне. Это, наверное, дар - чистосердечно чувствоать так, как умеренно конформный обыватель.   

Эту реплику поддерживают: Мария Санти