Все записи
17:51  /  17.03.21

521просмотр

Тайлер Дерден в каждом из нас

В здании одного московского завода прошла премьера нового иммерсивного site-specific спектакля «Бойцовский клуб» режиссера Ильи Леонова. Хотя у проекта есть свой сайт, детали максимально засекречены. Зрителю до самого последнего момента не сообщают, где будет проходить спектакль (следующие показы состоятся на других площадках), кто из актеров какую роль играет тоже держится в секрете.  Таким образом, зритель, купивший билет, приобщается к «тайному» обществу, дает согласие на вступление в клуб, где ему предложат принять участие в поединке

+T -
Поделиться:
Фото: Пресс-служба
Фото: Пресс-служба

«Бойцовский клуб» — нашумевший роман американца Чака Паланика, вышедший в 1996 году. Главный герой, именуемый Рассказчиком, ищет смысл жизни и не находит его. Он простой офисный клерк, работающий в автомобилестроительной компании. По совету своего психиатра, она начинает посещать заседания клуба больных раком, чтобы увидеть настоящее страдание. Это помогает ему, но ненадолго. Общество потребления все больше засасывает его. Внезапно его квартиру (с любовью и трепетом обставленную им) разрушает мощный взрыв. Тогда Рассказчик обращается за помощью к случайному знакомому по имени Тайлер Дерден, продавцу мыла. Именно Тайлер организует бойцовский клуб, в котором участники лупят друг друга что есть мочи и так освобождаются от негативной энергии. Именно Тайлер впоследствии создаст анархическую группировку «Разгром», направленную на уничтожение крупных корпораций, борьбу с обществом потребления. В финале оказывается, что Тайлер Дерден — лишь плод больной фантазии Рассказчика, его темная сторона.  Рассказчик пытается справиться со своим внутренним Дерденом, и чтобы предотвратить готовящиеся теракты, стреляет себе в рот. «Дерден» умирает, а герой остается жить.

Через три года Дэвид Финчер снял по роману одноименный фильм, главные роли в котором исполнили Брэд Питт, Эдвард Нортон и Хелена Бонем Картер. Картина сначала провалилась в прокате, но это не помешало ей впоследствии стать культовой. Фильм почти в точности повторяет сюжет книги, правда, в картине более значимую роль, чем в книге, играет девушка по имени Марла, в которую влюблен герой. Спектакль же не похож ни на фильм, ни на книгу, и в то же время целиком и полностью «вдохновлен» их основными лейтмотивами.

В спектакле «Бойцовский клуб» царит культ свободы и культ Тайлера Дердена. Это чисто мужская компания: никакой Марлы тут и в помине нет. Несколько мужчин разной степени физической подготовки (некоторые — с явными физическими увечьями, полученными, судя по всему, в ходе неустанных «упражнений» и состязаний в клубе) верой и правдой служат Тайлеру Дердену. Все они в сущности неплохие ребята: каждый из них по ходу действия рассказывает свою историю знакомства с Тайлером и прихода в клуб. До встречи с ним жизнь их была похожа на загнивающее болото, теперь же все изменилось. Тайлер отучил их от вещизма, объяснил, что внешние атрибуты успешной жизни ничего не стоят, что только твое «Я», твоя воля, твои желания имеют ценность. Они все очень разные: толстые и худые, накаченные и субтильные, нервные и жесткие, обидчивые и агрессивные, пугливые и отчаянные. Но все они свято верят в клуб и в проект «Разгром».

Фото: Пресс-служба
Фото: Пресс-служба

Тайлер тут тоже есть: настоящий хозяин, которого слушают, затаив дыхание. Уверенный в себе, харизматичный лидер. То и дело повторяющий правила нахождения в клубе и еще одну фразу-заклинание: «Тайлер всегда прав».

Зрители, пришедшие на спектакль за зрелищем и эмоциями, зрелище, конечно, получат. И бои без правил. И гнетущую атмосферу полуподвальных, полуразрушенных помещений. И сырой затхлый запах. И беготню по коридорам за артистами. И спуск по винтовой лестнице. И постоянную смену дислокации. Но они должны быть готовы, что это действительно иммерсивный спектакль. А значит, им придется участвовать в действии. Актеры будут их к этому активно склонять и даже принуждать. И несмотря на то, что поединок, на которой вызовут зрителя, будет разыгран понарошку, и направленный прямо в лицо пистолет, никогда не выстрелит, неподготовленной аудитории может быть, ой, как не по себе. Задают вопросы— отвечай. Просят передать что-то — передай. Вызывают на бой — выходи. Таковы законы бойцовского клуба и правила зрительского существования в этом спектакле. Я думаю, у многих, не привыкших к подобным представлениям, это может вызвать раздражение.

Фото: Пресс-служба
Фото: Пресс-служба

Тут все становятся Тайлером Дерденом: и актеры, и зрители. Рассказчика как такого нет: его история вклинивается эпизодами в истории других персонажей.  Все пришедшие и есть рассказчики. Им показывают оборотную сторону их представлений о жизни, обнажают их страхи, выводят на чистую воду их подноготную. «Я – Тайлер Дерден» — вслед за артистами вторят зрители. Я вступаю в проект «Разгром».

Этот спектакль, конечно, имеет мощное психотерапевтическое действие. В какой-то момент ты ясно осознаешь, что мира вокруг как будто не существует вовсе. Ни пандемии, ни проблем на работе, ни других насущных дел. Прошлое окутывается туманом, будущее становится неопределенным, а есть только настоящее, только «здесь и сейчас». И это «сейчас» предлагает тебе раз и навсегда пересмотреть свои представления о жизни, отбросить предрассудки, броситься в омут с головой, задышать наконец полной грудью.

Книга, написанная Палаником 25 лет назад, сейчас звучит сейчас как-то особенно остро. А новый иммерсивный спектакль «Бойцовский клуб» помогает выплеснуть скопившееся раздражение и отвлечься от гнетущей повестки за окном.