Все записи
19:06  /  2.04.21

160просмотров

Сверкающие конфетти, рояль в розах и трехколесный велосипед на сцене Маяковки

+T -
Поделиться:

В афише Театра Маяковского появилась пьеса Оскара Уайльда «Как важно быть серьезным». Новая постановка Анатолия Шульева, уже не первый раз работающего с артистами Маяковки, - светлый, легкий, остроумный спектакль. Леди Брэкнелл играет Светлана Немоляева, и, хотя она вовсе не главная героиня пьесы, именно она задает тон всему спектаклю. Экстравагантная, яркая, ироничная, стильная, властная — словом, истинная аристократка.  

На сцене — поворотный круг (художник Мариус Яцовскис), который «оборачивается» к зрителям то уютной лондонской квартирой сэра Алджернона (Илья Никулин), то роскошным загородным особняком его друга сэра Джона (Иван Выборнов), с белыми колоннами, античными статуями и репродукциями картин конца XIX века на стенах. По центру стоит роскошный черный рояль, утопающий в алых розах. Все говорит о респектабельности и изысканном английском лоске. Такая обстановка очень располагает к чаепитиям в 5 часов вечера и ни к чему не обязывающей светской беседе. Но не тут-то было.

Пьеса «Как важно быть серьезным» (1895 год) Оскара Уайльда ― искрометная комедия положений. Она изобилует блестящими, живыми, динамичными диалогами, наполненными уточненной словесной игрой. В самом названии пьесы «The Importance of Being Earnest» заложен каламбур: слово «earnest», что в переводе с английского означает «серьезный», пишется также, как имя Эрнест. Именно этим именем представляются два героя пьесы, чтобы понравиться своим возлюбленным, хотя на самом деле их зовут Джон и Алджи.

Джон, живущий за городом и опекающий юную девушку Сесили (Анастасия Дьячук), выдумывает себе несуществующего непутевого брата Эрнеста, чтобы под благовидным предлогом отлучаться в Лондон и встречаться там со своей ненаглядной Гвендолен (Полина Лазарева). Его друг Алджернон придумывает товарища по имени Бенбери, вечно больного и несчастного, которому тоже часто нужна помощь. Оба друга страдают «бенберизмом» (а бенберизм это попросту вранье) и отлично в нем преуспевают.

Женитьбе Джона и Гвендолен мешает леди Брэкнелл, мать невесты, которую категорически не устраивает туманное происхождение Джона (его нашли в саквояже на вокзале). Алджи же мечтает жениться на Сесили. Но их браку противится уже сам Джон: он готов дать на него согласие только если ему позволят жениться на Гвендолен. Вот такая незадача. Все счастливо образуется, когда внезапно выясняется, что Джон в действительности пропавший без вести племянник леди Брэкнелл.

Персонажи спектакля как будто разделены на тех, кто подчеркнуто «серьезен» и кто отнюдь не серьезен.  Но на самом деле все только прикидываются разумными, а в глубине души склонны к авантюризму и бенберизму.

Джон делает вид, что он безупречно правильный: воспитывает Сесили, не имеет долгов и получает внушительный доход. Хотя сам по уши заврался по поводу Эрнеста, и однажды ему приходится его «похоронить». Впрочем, его избранница Гвендолен ему под стать. Она тоже кажется очень рассудительной девушкой. Полина Лазарева носит строгие костюмы, подчеркивающее ее холодность и неприступность. Она кажется натянутой как струна. Но это только, когда леди Брэкнелл находится с ней рядом. Стоит почтенной даме выйти за порог, и Гвендолен преображается.

Также серьезны, на первый взгляд, его преподобие каноник Чезюбл (Виталий Ленский) и мисс Призм, гувернантка Сесили (Зоя Кайдановская). Мисс Призм запрещает своей ученице вести дневник, гулять в свое удовольствие и даже думать самостоятельно. Сесили должна постоянно штудировать учебники и слушать наставления гувернантки. Но строгость мисс Призм мгновенно испаряется, как только на горизонте появляется каноник Чезюбл, за которого ей страсть как хочется выйти замуж.

Что уж говорить о самой строгой героине этой истории – леди Брэкнелл. Светлана Немоляева бесподобна в этой роли.  Истинная английская леди: одета с иголочки, предельно вежлива, степенна. Кажется, она взвешивает каждое свое слово и видит собеседника насквозь. Однако пустившись на поиски Гвендолен в поместье Джона, она угоняет трехколесный велосипед. И именно на нем въезжает на сцену.

Только два героя изначально не скрывают своей несерьезности. Это сэр Алджернон и мисс Сесили. Хорошее настроение не покидает их даже в самые трудные минуты. Алджи постоянно ищет приключения и находит их. Сесили тоже мечтает о них и не скрывает этого.  Она буквально летает по сцене в своем легком развевающемся платье и бросает в воздух искрящиеся цветные конфетти. Именно Сесили и Алджи как будто передают свое настроение остальным. Их легкомыслие и ветреность заразны. Конфетти разлетаются по сцене, и герои пьесы, а вместе с ними и зрители погружаются в сказочный, волшебный и поэтический мир, где все всегда заканчивается хэппи эндом, где нет отрицательных героев, где не существует преград для любви, где в финале играют не одну, а целых три свадьбы.

Режиссер Анатолий Шульев, правда, решил разбавить эту идиллическую картину. И в финале зритель наблюдает за состарившимися Алджерноном и Сесили: их движения потеряли легкость, им изменяет память, но они по-прежнему безмятежно любят друг друга.

Московская сцена, изобилующая спектаклями на острые социальные темы, остро нуждалась в таком задорном действии, напоминающем нам о том, что над любыми предрассудками и проблемами иногда стоит от души посмеяться.