Все записи
16:14  /  18.02.15

2274просмотра

Сергей Барышников: «Я не хочу ничего оценивать, я хочу работать»

+T -
Поделиться:

Интервью с сооснователем самого популярного российского фотоблога Bigpicture.ru Сергеем Барышниковым.

Bigpicture.ru – заметная площадка в Рунете. В отличие от похожих медийных проектов «с картинками», аудитория «Бикпикчи» несколько взрослее и более разносторонняя.

Standalone-блог с кредо «Новости в фотографиях» несколько лет назад объединил вокруг себя офисную молодежь, каждый день которой начинается с «Бигпикчи» - своеобразной утренней чашки кофе, заряжающей энергией на предстоящий рабочий день.

Основатель популярнейшего российского фотоблога Сергей Барышников вопреки стереотипу интернет-предпринимателя – персона, можно сказать, медийная.  Он часто дает интервью, как журналистам, так и друзьям-блогерам, ничего не утаивая в них о своем проекте, от цифр за рекламные контракты до нюансов статистики Bigpicture.ru, чем так не похож на многих своих коллег и конкурентов. Вниманием прессы, и не только специализированной, Сергей и так не обделен – примерно раз в пару недель появляется достойный повод снова вспомнить о «Бигпикче».

Например, в середине декабря стало известно, что Bigpicture.ru запустил кампанию по софинансированию на платформе коллективных инвестиций VCStart – российском аналоге известных на Западе краудинвестинговых площадок Seedrs и Crowdcube. Через некоторое время, выяснилось, что всю долю для пользователей VCStart купил один инвестор. Для того, чтобы не расстраивать более 130 микроинвесторов, к тому времени вложивших в Bigpicture порядка $24K,  блог сократил совокупную долю до 1,5% ($30 тысяч)  и успешно завершил раунд финансирования более чем на месяц раньше срока. Таким образом, 175 человек получили свою небольшую долю в «Бигпикче» и могут рассчитывать на ежеквартальные дивиденды.

Сергей, расскажите, как вы пришли к идее получения инвестиций путем краудфандинга? Bigpicture – пожалуй, самый известный фотоблог в России, посещаемость которого дает право сравнивать его с крупными медиаплощадками. Вам наверняка не раз предлагали продать проект, да и инвестиции, наверное, тоже. Почему выбрали народное инвестирование?

На протяжении нескольких лет, минимум раз в неделю, мы получаем письмо или сообщение в социальной сети: «Меня зовут Аня. Мне так нравится то, что вы делаете, и я хочу вам как-то помочь. Либо небольшой суммой, либо могу бесплатно выполнять какой-то фронт работ». То есть сформировалось некое ядро лояльной аудитории, которая созрела для того, чтобы чувствовать себя частичкой Бигпикчи. Мы решили материализовать эту потребность через народное инвестирование.

Краудинвестинг – у нас в стране веяние довольно новое. Платформ коллективных инвестиций не так много, но все-таки есть. J’son & Partners Consulting выделяет в России несколько достойных, среди которых StartTrack, который является проектом ФРИИ, и VCStart. Почему выбрали именно VCStart?

VCStart.com показалась нам наиболее дружелюбной и понятной площадкой, как раз для таких небольших, частных проектов как Bigpicture.ru. Мы навели справки и решив не откладывать дело в долгий ящик, приняли решение работать с VCStart.

 

В итоге вы продали всю долю, предназначенную микроинвесторам, одному человеку? Что стало побудительным мотивом?

После того как мы объявили о народном инвестировании через VCStart, к нам обратились порядка 15 частных инвесторов, которые захотели купить от 5 до 50% проекта напрямую. Но большую долю я продавать не хотел, так как могли в дальнейшем возникнуть проблемы с мотивацией, но и просто «дядя с деньгами» нам тоже был малоинтересен. Те же инвесторы, которые готовы были принести возможную ощутимую помощь в развитии компании, к сожалению,  не обладали нужной суммой. Поэтому мы рады, что в итоге познакомились с Олегом Захарченко, от которого получим необходимую помощь в экспертизе и новых контактах, так и довольно быстро договорились по деньгам.

Кто ваш инвестор, каким образом он будет участвовать в дальнейшем развитии проекта, кроме как финансово?

Олег Захарченко - успешный частный инвестор, который обладает не только научной степенью по управлению предприятием, но и имеет очень серьезный практический опыт работ,  как в крупных компаниях, так и стартапах. И хотя нам уже почти 6 лет, можно сказать, мы только начинаем заново отстраивать компанию, которая вырастает из обычного частного блога. Поэтому хочется изначально все делать правильно и по уму,  и тут опыт и знания Олега будут играть одну из решающих ролей.

Совсем недавно СМИ сообщили, что «ИзоЛента» Антона Носика, заявленная концепция которой делала  ее прямым и потенциально сильным конкурентом BigPicture, прекратила существовать, так и не запустившись, в связи уходом большинства инвесторов. Какие эмоции испытываете по этому поводу?

Грусть и печаль. Мы ждали сильного конкурента, которого нам так не хватает, но к сожалению не дождались. Будем строить рынок в одиночку.  

Отказ инвесторов отражает общую для нашего времени тенденцию в отношении окупаемых в слишком долгосрочной перспективе инвестиций, или с «Изолентой» вышло так, потому что это проект именно Носика?

Я не принимал участия в переговорах Антон Борисовича Носика с потенциальными инвесторами, не знаю что он им обещал и почему они в итоге отказались. Поэтому мне сложно комментировать этот вопрос.

Сергей, говорят, вы пригласили бывших сотрудников «ИзоЛенты» в BigPicture?  

Да, мы забрали из «Изоленты» костяк ребят – это Тимур Карпов, Никита Евдокимов и Дина Мингалиева (у ребят огромный опыт работы в таких СМИ как Лента.ру, Русская Планета, РИА Новости, ИноСМИ и так далее). Я не исключаю, что через какое – то время к нам присоединятся и новые люди с не менее серьезным опытом.

Ранее вы говорили о том, что расширение проекта и набор профессионального штата негативно отразится на имидже  шарме, что-ли, BigPicture, как блога? Что означает для проекта столь резкое изменение курса – настало время стать СМИ? 

Мы не хотим быть СМИ, в том понимании, которое вкладывается сейчас обществом в этот термин. BigPicture.ru – это коллективный блог, который приобрел второе дыхание. Мы постараемся в ближайшее время удивить нашу аудиторию новым, абсолютно другого уровня, легальным контентом. Для нас это новый этап в развитии и сейчас именно то время, когда мы чувствуем в себе силы и у нас есть все возможности для воплощения наших идей в жизнь.

Повлияет ли новое креативное ядро на контент или, возможно,  изменит как-то лояльную в течение нескольких лет аудиторию «Бигпикчи» - офисных сотрудников 25-35?

Не думаю, что сильно изменит. Ведь если у вас есть хороший, добротный автомобиль, который вас полностью устраивает, и вы его любите, но вы все эти годы лили в него 95-й бензин и обычное масло… Если вы начнете в него лить более качественный 98-й бензин и какое-нибудь современное масло, автомобиль вам только спасибо за это скажет и вы от езды на нем будете получать чуточку больше удовольствия)))

Что-то уже предпринимается, когда ждать радикальных перемен?

Работа кипит по всем фронтам. Основные перемены все увидят весной, а первые результаты надеюсь уже в феврале.

Сразу же вопрос, связанный с темой краудфандинговых инвестиций.  Предполагалось, что они пойдут на финансирование совершенно новых развлекательных проектов, более узкоспециализированных, чем BigPicture. C приходом ребят из «ИзоЛенты» разработка этого направления остается в силе? Или вы все-таки решили сконцентрироваться на основном проекте?  

В течение прошлого года мы вели переговоры о полной или частичной покупке более чем с 10 проектами. Весной-летом 2015 года я думаю будет удачное время в некоторые из них зайти. Я не сказал бы, что они развлекательной направленности, скажем так – они более узкоспециализированы, чем «Бигпикча» и не все работают на российский рынок.

Кризис, ситуация с падением рубля может помешать осуществиться вашим планам?

Естественно, как и большинство медиаплощадок в Рунете, мы ощутили на себе провал на рекламном рынке. Но у нас довольно большой запас прочности, мы очень гибкие, и у нас напрочь отсутствует какая-либо бюрократия в плане принятия решений, поэтому клиенты у нас будут всегда. Может быть не в тех объемах как хотелось бы, но то, что все будет хорошо - в этом никаких сомнений.

Как вообще, в последние месяцы стало труднее зарабатывать на рекламе? Поток клиентуры не ослабел?

Поток не ослабел, даже несколько увеличился. Другое дело,  что клиенты стали платить меньше и дольше.

А посещаемость? Растет или падает?  Откуда основной трафик сегодня идет?

Сейчас у нас порядка 2.5 миллионов пользователей в месяц. 40% это закладки, 25% социальные сети и 15% поисковый трафик.

Сейчас очень многие предпринимают какие-то действия, снижающие затраты на ведение бизнеса. Уже слышно и о сокращениях, знаю об одном рекламном агентстве, которое просто собрало свои офисные пожитки и переехало в здание напротив, поскольку там аренда в два раза ниже. Вы предпринимаете какие-то антикризисные меры?

Мы изначально не отращивали косты, чтобы потом не приходилось их резать. Сидим в коворкинге, большинство людей (программисты, дизайнеры, фотографы и т.д) у нас на проектной работе. Поэтому,  как таковых, регулярных ежемесячных затрат у нас минимум.

Судя по фото, вы часто бываете в «Рабочей станции»? Это постоянная локация или только для встреч и других особых случаев? 

«Рабочая станция» – постоянная резиденция «Бигпикчи». Нам здесь абсолютно комфортно, она находится в шикарнейшем месте (Нескучный сад) и у нас полный контакт с владельцами коворкинга, которые нас приютили и создали отличнейшие условия для работы.  Сложно хотеть чего-то больше и комфортнее))).

Как предприниматель и гражданин, как вы оцениваете ситуацию в стране и в мире с точки зрения ведения бизнеса? Чего ждете от наступившего года?

Я не хочу ничего оценивать, этим пусть занимается многочисленная армия диванных аналитиков, коих у нас в стране сейчас огромное множество. Я хочу работать!

Снова вопрос о краудинвестинге. Как Вам вообще этот опыт? Соответствует ли ожиданиям, намерены повторить с другими, новыми своими проектами?

В целом,  положительный,  конечно,  мы получили то,  что хотели в приемлемые сроки. Но собрать денег это еще 10-20% дела, теперь важно сделать так, чтоб те,  кто вложил в тебя свои деньги,  остались довольны. А это нам только предстоит сделать!

P.S. VCStart.com – открытая  в сентябре 2014 года платформа коллективных инвестиций, которая специализируется на микроинвестициях в IT-стартапы, агрегируя доли сотен интернет-пользователей в одну и представляя их интересы в отношениях с объектом финансирования. В отличие от других краудинвестиционных площадок, имеет низкий порог входа, доступный «простым смертным» - стать инвестором одного или нескольких проектов здесь можно, вложив любую сумму от $30. Кроме того, на  VCStart размещено для софинансирования самое большое число стартапов – в настоящее время на платформе привлекают инвестиции 156 проектов.