Все записи
15:12  /  21.09.16

656просмотров

Global Corporate Venturing Academy, Москва 2016: как это было.

+T -
Поделиться:

Корабль Петра возвышался из окон коворкинга. Шел дождь. Коворкинг*, кстати, совсем новый. Всего 2 недели в строю. Open Space, Красный октябрь, минималистично-экологический дизайн, цитаты Альберта Эйнштейна на стенах - все, как полагается, креативному месту для стартапов. Эндрю Гол и Гэри Марш, основатели GCV Academy, наводили последние штрихи перед началом. Обаятельные девушки из РВК, Татьяна и Мария, встречали участников. Во многом, благодаря Российской венчурной компании получилось привести Академию в Москву. Начинаем. 

Global Corporate Venturing Academy проходит в России впервые. Это двухдневный интенсивный курс о корпоративных венчурных инвестициях для компаний, имеющих свои венчурные фонды или собирающиеся такие создать. Академии всего 5 лет, а в портфолио уже проведенные тренинги в 7 географиях мира, сотни «прокаченных» корпоративных фондов и огромная база кейсов. Лично меня с GCV связывает долгая история взаимоотношений: участие в Global Corporate Venturing and Innovation Summit в Силиконовой Долине, выступление на Global Corporate Venturing Symposium’16 в Лондоне. Это один из многоуважаемых мной брендов и, наверно, на данный момент лучший в мире в области корпоративного венчуринга. Поэтому предложение выступить на курсе в Москве я приняла с большой радостью.

Это важный шаг в будущее. С момента, когда корпоративные венчурные фонды (далее КВФ) только стали появляться в России - это первый обучающий зарубежный курс по корпоративным венчурным инвестициям, организованный в России. Верится с трудом, но это так. Со 'входом' и серединной частью развития стартапов более-менее разобрались. С акселераторами, хакатонами, инвесторскими клубами и институтами развития недостатка нет. А вот с 'выходами' сложнее. Про IPO даже не говорю, но продажа стратегическому инвестору – вполне реальная, но нераскрытая опция на российском рынке. Должны же и стартапы и инвесторы ранних раундов иметь возможность, как говорится, на инвесторском жаргоне 'обкэшиться' (от англ. cash-out - получить наличные в счет продажи активов) у себя на Родине. Это одна из важных причин, почему многие хорошие стартапы стремительно покидают Россию - отсутствие выходов. Но вернемся к курсу и Петру из окна. На столах - внушительная папка с презентациями и раздаточными материалами. Среди участников: региональные венчурные фонды, команда из Сбербанка CIB, металлургическая компания, представители университетских венчурных фондов. Эндрю уже вовсю рассказывает об инвестиционной деятельности. Один из ключевых «ноу-хау» его выступления – концепция 5Р, разработанная специально для корпоративных венчурных инвесторов. Это: purpose (цель), people (люди), processes (процессы), partners (партнеры) и performance (результаты). Прежде чем начинать инвестировать, компания должна увидеть себя в этих 5Р, считает Эндрю. В своей презентации он рассказывает о разных инвестиционных моделях, опыте работы со стартапами в международных компаниях, факторах успеха инноваций, расчете ключевых инвестиционных показателей, передовых технологических трендах и важности участия компании в экосистеме инноваций.

 

После небольшого кофе-брейка продолжаю раскрывать тему я. Рассказываю об особенностях взаимодействия крупных компаний и стартапов. В основе – мой обширный опыт работы с экосистемами Москвы, Лондона и Кремниевой долины, а также 2 кейса по «сведению» компаний и стартапов: один – акселератор в Лабораториях Касперского, другой – работа с крупной российской инжиниринговой компанией. Я выделяю 5 областей особого внимания в диалоге стартап-корпорация. 1. Первая - точка входа. Часто, стартапу не всегда понятно, с кем начинать коммуникацию в крупной компании. Далеко не всегда компания, имеющая отдел по инвестициям или даже венчурный фонд, четко обозначает контакты для связи. Даже на сайте. В итоге, стартапу приходится «отлавливать» представителей на профильных мероприятиях и долго разбираться в том, с кем по какому вопросу контактировать. Решением этой ситуации может стать назначение человека из компании, который будет работать с экосистемой и, в идеале, после первого контакта сможет быть 'internal champion' в корпорации и помогать продвигать стартап и строить коммуникацию с другими отделами. 2. Понятная дорожная карта c milestones и learning points, учитывающая также возможные будущие перспективы. Лучшее сотрудничество между компанией и стартапом – когда обе стороны учатся друг у друга и согласованно реализуют поставленные задачи. В отличие от традиционной оценки деятельности по достижению конечного результата, разумно закрепить промежуточные рэперные точки (например, степень готовности технологии, прирост потребителей, отзывы о продукте), по которым можно отслеживать, как идет сотрудничество. Некоторые западные компании даже запускают специальные тестовые программы по совместной работе. 3. Культура принятия решений и коммуникации. Часто, именно этот пункт становится решающим в вопросе о будущем сотрудничестве. Хотя, во многом, недооцененным. Стартап и большая компания – это два разных мира, начиная с масштабов и комплексности процессов и заканчивая терминологией, который оперируют обе стороны. Участвуя во множестве переговоров стартап-компания, я не раз наблюдала, что стороны не могут понять друг друга просто потому что называют одни и те процессы другими словами. Стартапы говорят на языке «Эрика Риса и Стива Бланка», в то время как компания привыкла к традиционным инвестиционным показателям и бизнес-планам. Скорость принятия решений. Согласование какого-то рабочего вопроса у стартапа может занять не больше дня. В компании – недели, за которые у стартапа попросту может закончиться финансирование или зависнет работа, так как на принятие важного решения потребуется мнение компании. 4. Ожидания друг от друга. Компания должна иметь четкий value proposition для стартапа. Последние склонны думать, что если компания в них инвестировала, то помимо этого будет готова предоставить менторство, доступ к своим технологиям и R&D, каналы дистрибуции, помощь с маркетингом и т.д. Логично, «ведь обе же стороны заинтересованы в успехе».  В свою очередь, в компании могут считать совсем по-другому. «Мы инвестируем в стартап, чтобы получить новые знания, технологии и возможности роста и развития. Хотя мы и заинтересованы в общем успехе, для нас стартап - это отдельно развивающаяся единица. И поддержку он должен искать в экосистеме.» 5. Due diligencе и NDA (договор о неразглашении данных). Еще один довольно болезненный пункт. Безусловно, компании необходимо вникнуть и протестировать технологию. Стартап почти всегда воспринимает это как риск показать «больше, чем нужно» и стать уязвимым. Необходимо заранее проговорить, что будет входить в процедуру due diligence и в зависимости от ее прохождения, какие могут быть варианты развития совместной работы. На английском мое интервью-выступление (а также, других спикеров Академии) можно посмотреть на Youtube.

Важная составляющая Венчурной академии – корпоративный венчурный кейс. Который мы решали два дня подряд. Каждая из команд выбрала инвестиционный фокус (в нашем случае, нефтегазовый сектор, сельское хозяйство и космос) и поэтапно проходила через «огонь, воду и медные трубы»: определяла стратегию фонда, критерии отбора стартапов, выбирала и инвестировала в стартап, разрабатывала roadmap и варианты выхода. Эндрю и Гэри были непреклонны и каждый раз на новом этапе разбора кейса ставили все более сложные условия. В итоге, наш фонд с фокусом на с/х технологии выбрал продажу доли в проекте, приняв во внимание факт, что инвестировали с докризисным курсом 30 руб.

Что касается статистики по российским КВФ, представленной директором по развитию инновационных экосистем РВК Егором Гоголевым, то рынок корпоративных венчурных инвестиций в России только зарождается. После роста корпоративной инвестиционной активности в 2012-2013 гг. к 2015 году рынок сильно просел и только с середины 2016 года снова показывает признаки роста. Из наиболее привлекательных регионов для инвестиций российских КВФ можно выделить США и Россию (30 и 17 сделок за 2011-2016 гг.). Основными привлекательными отраслями являются ИТ, финансовые технологии и потребительский сектор. К крупнейшим корпоративным венчурным фондам на российском рынке по объему инвестиций относятся Sistema ($162 млн), Tengelmann ($130 млн), Ru-Net ($106 млн), Access Industries ($130 млн), Rakuten ($100 млн) и Intel ($83 млн). По количеству сделок лидируют Ru-Net (14), RU-COM (12), SBT Venture Capital (12), VTB (11), Leta Group (6), Yandex (3) и по 2 сделки у Netpeak, Qiwi и Softline Ventures. Из новых игроков корпоративного венчурного рынка стоит отметить Лаборатории Касперского, Ростелеком и Сбербанк – довольно активно начавшие работать с экосистемой стартапов в 2015-2016 гг. К крупнейшим сделкам, проведенным российскими компаниями можно отнести инвестиции в Ozon – 2 раунда по $150 млн и $130 млн в мае 2011 и мае 2014 гг., инвестиции на $130 млн в LaModa в июне 2013 г., инвестиционный раунд в Avito, $50 млн, и раунд на $38 млн в KupiVip в июне 2012 года. Крупнейший выход в 2016 году: Vostok New Ventures из Avito, оцененный в 1,2 млрд. долл. Покупателем выступила компания Naspers.

Рассказывали о своих инвестиционных кейсах и видении директор развития инноваций и инвестиций Лаборатории Касперского Вартан Минасян и информационный директор Mail.ru Group Александр Горный. Особенно интересно было сравнить два подхода. Лаборатория Касперского видит себя как стратегического инвестора, активно взаимодействует с экосистемой (скоро запустит 2-й акселератор) и буквально «женится или удочеряет» стартап, в который вкладывает или с которым будет взаимодействовать далее (например, бизнес-девелопмент без инвестиций). В Mail.ru Group рассматривать стартапы начинают уже на более зрелых стадиях, когда получен посевной раунд и есть результаты работы. Компания не так активно, как Лаборатории Касперского, взаимодействует с экосистемой (через акселераторы, хакатоны и тд). Впрочем, так давно сооснователь и генеральный директор Mail.ru Group объявил о запуске второго фонда Grishin Robotics объемом $ 100 млн. Инвестировать будут в стартапы в области робототехники и интернета вещей. К фонду обещали присоединиться ряд инвесторов из Европы и США.

Третий день Венчурной академии провел Ассоциации независимых директоров. Михаил Кузнецов, директор Ассоциации, рассказывал о корпоративном управлении в компаниях, разных существующих моделях и их особенностях (англо-американской, немецкой, японской, русской), принципах функционирования и регулирующих кодексах. Чуть более подробно поговорили о российской модели, отметив особое влияние мажоритарных акционеров, относительно раннюю стадию формирования самой модели, появления таких структур, как Клуб не зависимых директоров для улучшения работы Советов директоров компаний. Рассмотрели последние тенденции корпоративного управления в мире: рост ответственности Совета директоров в целом и более четкий надзор за рисками, рост требований к раскрытию информации, постоянная оценка эффективности и создание более прозрачной системы вознаграждения, привязанной к долгосрочным результатам.

Алексей Качай, заместитель Генерального директора по стратегии Роснано, рассказал о «психологии стартапа», особенностях создания и функционирования Совета директоров в нем. Алексей привел несколько интересных примеров из практики: о том, как строилась и изменялась стратегия Samsung относительно Sony и Panasonic, по каким причинам Илон Маск не хотел выходить на IPO со SpaceX, почему Facebook, создав Messenger и купив потом WhatsApp, сохраняет оба сервиса.

Максим Шеховцев, один из “founding fathers” российского венчура, выступил с презентацией о том, как выстроить эффективные отношения между фондом и руководством компании. Очень важно быть гибким на первом этапе, правильно нащупать продукт и стратегию продаж. Быть для основателей менторами и дополнять необходимыми компетенциями. Со временем Совет Директоров в стартапе приобретает функцию corporate governance и играет важную роль в повышении стоимости компании для внешних инвесторов и покупателей. Михаил поделился с участниками своим богатым инвестиционным опытом и рассказал об одном из последних инвестиций в стартап Tvigle.

Специальное нетворкинговое мероприятие и вручение дипломов участника GCV Academy проходило на корабле Radisson. Из всех туристических маршрутов по Москве, которые я проводила для зарубежных коллег, пока что эта лучшая sightseeing прогулка по Москве, особенно по вечерней. Коллеги-англичане выглядели довольными: и результатами Академии и видами из окна.

Важно, что Global Corporate Venturing Academy состоялась. Хочется верить, что эта одна из многих академий, которые еще пройдут в Москве по корпоративному венчурингу, а главное конвертируются в рост количества инвестиций крупных компаний в стартапы. И создадут те самые выходы и трамплины для роста наших российских бизнесов и становления Марков Цукербергов. Современный мир требует коллаборации: между большими и маленькими, только начинающими компаниями и уже признанным брендами. Изменилась сама бизнес-среда. Как говорится, один в поле не воин. Даже если он Илья Муромец.

PS. За прекрасный синхронный перевод и сопровождение мероприятия - спасибо Кристине Кашфуллиной, основателю Agency for International Cooperation. За фото - Татьяне Хамановой, РВК.