Все записи
12:48  /  22.08.16

874просмотра

РОССИЯ — ЧЕМПИОН?! КАК ЭТОГО ДОСТИЧЬ В ФУТБОЛЕ И БИЗНЕСЕ

+T -
Поделиться:

Недавно отгремел чемпионат мира по футболу. Чемпионат прошел, а осадок остался. Сейчас в разгаре Олимпийские игры. Вообще, спорт для меня тема важная и личная. Я болею за «Динамо» с 1967 года. А еще в спорте всё как в бизнесе! И, по сути, состояние нашего футбола в частности и спорта вообще отражает и состояние корпоративного мира в стране. В этой статье я объединю эти две сферы и попробую сформировать свой рецепт успеха, основанный на десятилетиях практики бизнес-тренерства.

ВАЖНОСТЬ ЦЕЛИ

Что значит поставить цель для вас? Когда я говорю «поставить цель» — это значит жить ей, каждое утро вставать и делать всё для ее достижения. Но, конечно, любая цель ставится в каком-то контексте, она привязана к окружающему миру.

Когда бразильский ребенок ставит для себя цель стать профессиональным футболистом и выиграть чемпионат мира, в его жизненном контексте это вполне адекватная и выполнимая задача. Он видит и знает множество подобных примеров всю свою жизнь.

Когда наши футболисты слышат такую цель (возможно, они для себя ее даже и не ставят), она для них звучит примерно как «давайте искореним голод и болезни на земле». То есть цель-то хорошая, да, давайте работать над этим… Но в душе они в нее не верят. В нашем российском контексте это как сказка — «стать чемпионами мира по футболу».

Это у них в Бразилии не выиграть чемпионат мира — это трагедия, а у нас — норма. У нас норма — не быть чемпионами, не быть лидерами и не брать личную ответственность за результат на себя.

Но вот что интересно! Периодически чемпионами становятся другие страны, которые, может, изначально и не были гениальными футболистами. Почему же у них получается? Они живут этой целью и рано или поздно достигают ее.

У нас же такого нет и в помине. Но могло бы быть! Наши ребята могли бы тоже жить такой целью — стать чемпионами, если бы за ней для них что-то важное стояло, что-то жизненно необходимое. Например, если бы именно выигрыш был для них возможностью добиться  финансового благополучия, перейти на новый уровень… У нас же футболисты зарабатывают отличные деньги и без побед на чемпионате. Кроме того, они не хотят ехать играть на Запад. Зачем? Тут платят не хуже, а работать надо меньше…

Отсутствие мотивации приводит к плачевным результатам. Когда нет мечты в душе, нет жизненной необходимости, которая на грани с вопросом выживания двигает тебя каждый день превозмогать себя, быть лучшим и ломать все барьеры… Когда этого всего нет, сложно удержаться даже на среднем уровне — постепенно переходишь в аутсайдеры.

Принято считать, что в любом обществе лидеров, готовых брать на себя ответственность, жить целью и достигать результатов, около 6 %. Их меньшинство. Но именно они создают тренды, настроение и могут кардинально менять ситуации. Вот в нашем футболе есть сейчас всё — деньги, хорошие тренеры, отличные болельщики. Нет только таких вот лидеров-футболистов. Нам нужно в сборную хотя бы пару человек, для которых самым важным в жизни было бы играть в профессиональный на мировом уровне футбол и выигрывать чемпионаты.

 МЫ КОМАНДА, или ВНУТРЕННИЙ КЛИЕНТ

А еще такие люди будут понимать, что футбол — это командный спорт. Без правильного и слаженного взаимодействия не победишь! И тогда эти люди будут вкладывать свои силы, чтобы команда была именно Командой! Они будут приспосабливаться и искать подходы друг к другу, вдохновлять, поддерживать и ВЕРИТЬ в себя и победу (то, что нам показала сборная Исландии, например).

Развращение легкими деньгами пошло примерно с 2008 года. Большие бонусы, легкие контракты, всеобщий подъем. На этой волне как в корпоративном мире, так и в спорте «удобно» засели такие середнячки, которые кормятся за счет общего потока. Они вроде бы выполняют свою функцию, но основная их задача — сделать всё так, чтобы никто не подкопался, прикрыть себя и передать всё побыстрее кому-то другому, чтобы, если что, не бахнула ответственность. Этот очень наглядно видно в футболе: передать мяч не тому, кто забьет или кому удобно его принять, а просто чтобы от себя его побыстрее убрать…

Кто-то сейчас скажет, что корпоративный мир так устроен: каждый отвечает за свой участок. И именно так и работают большие компании. И в этом есть своя правда. Но как мы это делаем? Как именно передаем свою работу дальше? Думаем ли мы, насколько удобно для другого отдела мы подготовили документы? Да у нас же обычно внутренние войны между отделами! Они лишний раз ради друг друга пальцем не пошевелят. Кое-как мы за последние годы подтянулись с внешним сервисом и внешним клиентом. Но вот понимание важности «внутреннего клиента» пока так и не пришло…

В своей работе в компаниях я обычно предлагаю всем для себя решить, что по какой-то причине каждому очень важны его коллеги. Важно то, как ты передаешь ему дела; как ты с ним в процессе общаешься; насколько то, что ты делаешь, ему помогает; как быстро ты обрабатываешь его запрос и т. д. Мы формируем системы мотивации, которые включают не только бонусы за свои KPI, но и бонусы от командной работы, общего успеха!

ПРАКТИКА НА «ПОЛЕ»

Еще один важный момент — это воспитание будущих поколений и формирование традиции стремления к победе.

Мышцы растут в бою! Сколько бы ты ни прошел теоретических курсов, какие-то качества формируются только практикой и ошибками.

У вас может быть всё очень хорошо с мозгами и образованием, но откуда в стенах бизнес-школ взяться таким качествам, как лидерство, смелость, «вставать после падения», признавать ошибки и их последствия… Это можно в себе развить, только постоянно оказываясь в ситуациях, которые требуют этих навыков и качеств.

Вспоминая своих выпускников, можно проследить, что самые успешные и сильные из них формировались сами путем проб и ошибок. Не было никакой защиты и соломки, постеленной родителями. Они стремились к своей цели и пробовали. Да, получилось далеко не сразу. Но именно ошибки и уроки, приобретенные в пути, сделали их такими, какими мы их знаем сейчас!

Как в спорте, так и в бизнесе лучшая школа мастерства — это огромное число тренировок и практика с более сильными соперниками.

Выпускайте своих подопечных на «поле» — и пусть пробуют, учатся и растут!