Все записи
18:01  /  2.03.15

5316просмотров

Особенности национального бизнеса или как создавался рынок тренингов в России

+T -
Поделиться:

Как все начиналось

Итак, мне было 27 или 28 лет, я молодой кандидат экономических наук, защитил диссертацию в МГУ по менеджменту, и работал в Академии Наук, в Институте Системных Исследований. Наряду с тем, что в Академии Наук я занимался теоретическими исследованиями, читал лекции по управлению руководителям предприятий, я стал думать, что  дальше…  

А в то время только начала появляться такая деятельность, которая ныне называется консалтинг. В нашей стране, конечно, тогда даже термина такого не было. Мы приезжали и смотрели, как и что работает в компании (впрочем, тогда и компаний не было, в СССР). Мы разговаривали с людьми, а потом думали, как им можно улучшить жизнь. Сделать им мотивацию, улучшить структуру управления, функции, бизнес процессы расписать - в общем, сделать «шаг вперед». Тогда это все только начиналось, и я был среди тех, кто такими вещами очень интересовался.

Разминка мозгов

Примерно 87-88 гг., преддверие перестройки.  Стали появляться новые бизнесы, новые направления деятельности,  и у нас появилось поле для работы. Приезжали в компанию, разбирались и делали отчеты. Даже деньги какие-то зарабатывали. Тогда впервые стало понятно, что отчеты-то мы пишем, и отчеты замечательные! А потом встречаешься с этими людьми, директорами, которые заказывали работу, и они говорят: все это хорошо и все правильно, но жизнь-то особо не меняется. Стало ясно и понятно, что кроме того, чтобы расписать, как надо жить, надо делать что-то с людьми, которые эти вещи должны воплощать и реализовывать. Как-то их направлять. И, вот, тогда в нашей стране стал  появляться такой жанр, как «тренинг».

Ну, как водится, у нас он только начал появляться, а зарубежом он уже был лет 30-40. Это одна из причин, почему наши отечественные  тренеры той поры были  удивительные! Ведь тут ничего не было, мы сами придумывали все подходы и техники. Разминали мозги и творили.В конце концов,мы придумали все тоже, что на западе уже было, о чем мы и узнали чуть позже.

Skills

Так мы и начали делать тренинги. На  тренинги эти приходили люди – руководители, менеджеры (тогда уже слово такое стало появляться) – из тех компаний, для которых мы в 

Академии наук писали отчеты консалтинговые. Тренировать мы начинали с того, что в английском языке называется словом «skills» – навыки. Что нужно руководителю, чтобы хорошо управлять? Ему нужны какие-то менеджерские навыки, коммуникационные, продажные навыки, публичные выступления и т.д. И мы начали делать такие тренинги.

Ну, собственно, тогда в нашей стране и появилась плеяда людей, которые получали такие заказы и тренировали людей. В основном это были психологи. Какое-то время мы так работали, делали навыковые тренинги. И, конечно, нам все это очень нравилось. Но потом опять же стало понятно, что и так тоже ничего не меняется! Навыки мы тренировали, на 5-7% они как-то увеличивали свою эффективность…Но  ведь этого мало! Мы явно увидели, что если не менять ничего глубинного, просто навык подрастянуть, то и результата большого не будет.Как, например, стать отличным оратором, если ты людей боишься или ненавидишь публичные выступления? Так мы пришли к тому, что надо работать с внутренними психологическими установками. Но так тут особо никто не работал. Пришлось самим  думать, что  можно сделать, как затрагивать более глубинный пласт.

Глубина

У меня тогда был товарищ и партнер, мы с ним вместе работали в Институте Системных Исследований. Мы и стали придумывать вместе. И создали в итоге тренинг, который назывался «Философия и психология успеха». Тогда уже мы перестали заниматься консалтингом и сконцентрировались только на тренинге.

Мы старались развивать лидерское мировоззрение в людях: чтобы люди верили в себя, шли до конца, не сдавались, воспринимали обратную связь.

Мы хотели, чтобы они поняли, что в этой жизни очень многое можно создать самому, а не просто ждать, когда это на тебя свалится. Мы учили их СОЗДАВАТЬ СВОЮ ЖИЗНЬ!

Потом, как обычно, выяснилось, что кое-кто в мире уже в этом направлении продвинулся. И я поехал учиться. Прошел различные американские тренинги. Там работали с таким вещами, как личные установки, подходы и стереотипы, что возможно и что не возможно, какие барьеры стоят на пути и как их преодолевать. Выяснилось, что есть замечательные наработанные технологии, как тренировать такие вещи.

Я прошел стажировку, получил предложение  поработать в Америке.

Там я получил ценный опыт, потом вернулся сюда. И мы начали делать такие тренинги в России. Через несколько лет я с моими партнерами создал компанию TCI, которая стала работать с бизнесом. С большими компаниями.

Я не верю

Откуда берутся различные страхи, связанные  с тренингами? Почему люди опасаются, что в тренинге им "промоют мозги", зомбируют, подчинят чужой воле и лишат собственной? Дело в том, что культура, сложившаяся в социуме, не предполагает, что человек может вдруг взять ответственность за свою жизнь и за то, что происходит вокруг; замахнуться на большее, чем привычно, на то, что многие считают невозможным.

Культура  отвечает за массовые процессы, за поток, за усредненность. Проще говоря, она отвечает за то, чтобы человек с минимум риска прожил свою жизнь до конца. Лидерство бросает среднему человеку вызов, пугает.  А мы тренируем именно лидерские подходы, готовность брать самые высокие планки.

Любой прорыв - он ведь поперек здравого смысла и прошлого опыта. Что дети слышат чаще всего: нельзя, не высовывайся, осторожнее! И мы вырастаем в основном такими вот усредненными…

И культура оберегает это представление. Потому  что, если мы все поймем, что каждый может  принимать значимые решения;  деньги большие заработать;что у каждого в жизни может быть хорошая семья и отношения; можно детей  растить умными и счастливыми - это потребует переосмысливать  многое, выходить из привычной зоны комфорта. Уже нельзя будет оправдывать себя словами "не каждому дано,  я сделал все, что мог".  Это потребует прервать обычное и комфортное течение жизни, и люди этому сопротивляются - ведь это требует от них больше, чем они привыкли. Проще не верить в тренинги, чем решаться на серьезные изменения.

Настоящее и  будущее

Последние 15 лет жизни компании TCI и моей жизни мы тренируем бизнес! Помогаем развиваться компаниям. Можно по-разному влиять на эффективность бизнеса. Люди  вкладывают баснословные деньги, чтобы компания росла  - в новые технологии, в рекламу, маркетинг. Мы предлагаем вкладываться в людей. Мы работаем с людьми таким образом, чтобы они ассоциировали свой успех с успехом компании. Люди готовы работать на максимуме своего потенциала, если они видят для себя какие-то выгоды и перспективы. Мы помогаем им увидеть свои возможности внутри  компании, а, главное, вместе с ней!

Мы свято верим, что потенциал человека безграничен. Ведь это явно видно в критических ситуациях, где люди проявляют и силу, и смелость. Мы становимся сильнее! А в повседневной жизни мы этого не проявляем, и мы начинаем думать, что нам не дано. Наша задача на тренинге показать человеку, на что он способен, каким он может быть. Если показать эту картинку человеку, дать прочувствовать и вдохновиться, то меняется и растет не только он сам, но и компания!    

Комментировать Всего 2 комментария

Ну вот. Только пришли - и сразу с рекламой. Хоть бы втерлись в доверие участников, что ли.

Алиса, это зависит от вашего взгляда на рекламу. Кто-то посчитает любое упоминание имен и компаний рекламой, а для кого-то это часть повествования или просто констатация факта.