Все записи
01:30  /  23.02.16

3638просмотров

Немножко наши

+T -
Поделиться:

 

   Почему нам так интересны результаты отбора украинского участника "Евровидения"? Я бы не задавался этим вопросом , если бы эту тему обсуждали только в фейсбуке. Но сегодня имя Джамалы я услышал от буфетчицы в театре и еще от нескольких людей самых разных сословий. Похоже, люди и вправду следили.      

   Ну, во-первых, в России люди в принципе любят болеть. Болеть, понятно, в спортивном смысле этого слова.  До самого "Евровидения", которое пройдет в Стокгольме, еще далеко, а здесь - отличный шанс. Два полуфинала, финал. Болеют же некоторые наши соотечественники за "Челси" или "Манчестер Юнайтед". Вообще, музыкально-футбольные аналогии - они очень точные. 

   В нашем отечестве делегатов на "Евровидение" давно не выбирают, а назначают, ну, как и многих ответственных лиц.  Соревнования никакого нет, его даже не симулируют. "Первый канал" , когда наступает его очередь готовить нашего участника, начиная с 2011 года, просто называет  его в новостях. Канал "Россия" некоторое время держался, и даже неплохо выглядел с "Бурановскими бабушками", теперь тоже принимает решение, руководствуясь собственными представлениями о том, кто должен выступать от лица страны. Поэтому, когда узнаешь, что какие-то люди, в общем, похожие на нас и даже говорящие на том же языке, решают этот вопрос всей страной, это производит впечатление. 

   Нужно еще, конечно, иметь в виду, что украинский шоу-бизнес во многом пересекается с российским. То есть, мы, несмотря ни на что, как бы немножко болеем за "наших". Даже если сами они себя таковыми не считают.   

    Вошедший в шестерку финалистов украинского отбора SunSay (Андрей Запорожец) - частый гость на российских подмостках, в прошлом году он откатал триумфальный тур в составе воссоединившейся 5'Nizzы,  теперь поедет с ней по фестивалям, и это помимо сольных программ. Есть подозрение, что данный факт, а также отсутствие должного градуса "украинскости" в его поведении в эфире, сыграли во время украинского отбора против него. С моей точки зрения, у Сана были реальные шансы победить, он крайне самобытный музыкант, такого еще поискать. Pur:Pur часто играли раньше в клубах по России, сейчас меньше. The Hardkiss и "Неангелы" у нас известны меньше, но если бы не война, уверен, и они бы добрались до наших радиочастот и наших залов, так, как это произошло с Quest Pistols, Иваном Дорном, группой "Время и стекло" и прочими.

   

 

   Победительница Джамала в течение своей карьеры несколько раз была в шаге от прорыва в Россию. Не случилось нужной песни, ну, и вообще, она идет своей, очень особенной дорогой. У нее, несмотря на уникальные голосовые данные, пока в принципе не случилось чего-то необратимо важного.

    В украинском жюри сидел безусловно любимый у нас Андрей Данилко, а также Константин Меладзе, на которого, честно говоря, жалко было, смотреть: нужно иметь железные нервы, чтобы вести себя так хладнокровно.

     Ладно, чего ходить вокруг да около, оно у нас действительно общее,  процентов шестьдесят "российских хитов" сделаны на Украине. Можно делать вид, что этого не замечаешь, но на деле большая часть украинских артистов хотят выступать в России. У некоторых это получается, некоторые хотят, да статус пламенных борцов не позволяет, и только единицы вроде Олега Скрипки обрубили все концы навсегда. К слову, большинство российских музыкантов точно так же с удовольствием вернулись бы на украинский рынок , тем более, что они и не уходили всерьез - как ни крути, песня про лабутены пробивает любые барьеры. В общем, за украинским отбором смотреть было интересно. И если бы его показали на нашем ТВ, возможно, были бы неплохие рейтинги.

   Отдельно стоит  отметить, что в украинский финал попали, практически, только "альтернативные" музыканты, пусть в самом широком смысле этого слова. Единственными поп-артистами в чистом виде  в шестерке финалистов были "Неангелы".  В отборе не принимали участие ни Потап и Настя,  ни "Время и стекло", ни Ани Лорак, ни прочие, гораздо менее известные по эту сторону границы поп-персоны. И это привлекало российских зрителей, которые следили за украинским отбором онлайн, не меньше, чем сам факт свободного "демократического" выбора.   В общем,  часть  российских зрителей видела в украинском состязании что-то вроде славянского Сан-Ремо, в то время как другие видели в нем условно "наши" Brit Awards.  

   Насчет Джамалы не стоит питать иллюзий. Ни на какую победу ей в Стокгольме рассчитывать не нужно, выйти бы из полуфинала. Мне кажется, выходя на национальный отбор с этой песней, она это понимала. И дело не в "политической" тематике - кто там будет вслушиваться в слова? Просто это НЕ песня для "Евровидения". По всем показателям она проиграла бы Сансею или "Неангелам" в Стокгольме, если бы они, например, заявились от России и Белоруссии. Тогда зачем?

   

 

   И здесь нужно понимать важную вещь. На "Евровидении" ты обращаешься либо к Европе, либо к своим, и то и другое одновременно сделать невозможно. Песня, которую предлагал Сансей, была сигналом в космос. Песня , с которой прошла Джамала, это абсолютно внутреннее дело. Татар ли, украинцев ли - неважно. Для украинской публики оказалось важно сделать выбор в пользу песни, которая бередит раны,  а не в пользу песни, которая дает образ молодой и здоровой нации. Еще раз: или-или. Ты поешь или своим о сокровенном, или всем о том, что всем понятно.

   В этом смысле выбор Сергея Лазарева  от России ничем от выбора Джамалы не отличается. Оба артиста - это разговор с аудиторией внутри страны. Рискну утверждать это, даже несмотря на то, что ВГТРК пока еще не объявила, с какой песней он поедет  в Стокгольм. Итак, Джамала рассказывает о страданиях, которые понятны только ее соотечественникам, и она выбрала музыкальную  форму, у которой крайне мало шансов. Послание Сергея Лазарева проще. Оно состоит в следующем: есть один хороший парень из обоймы, который почему-то еще ни разу не был на "Евровидении", и обойма за него горой. Стоит ли говорить, что выступление Сергея Лазарева готовит команда Филиппа Киркорова, в том числе проверенные греческие авторы? Да-да, в этом волшебном мире ничего не меняется.

    Вообще-то если бы ВГТРК  всерьез рассматривала  участие в "Евровидении" как некое послание  остальному миру, то ей следовало бы выбрать нечто максимально броское , даже провокационное. ОК, если мы воюем со всем миром , давайте протроллим его как следует. 

   Я утверждаю, что лучшей кандидатурой для "Евровидения" на сегодняшний день была бы группа "Ленинград". Мало бы никому не показалось, даже если бы состав ужали до положенных по регламенту шести человек. Ну, мы же можем пофантазировать.   

 

   

    Или , например, группа IOWA. Вот пример реальной, невыдуманной, не "накрученной" популярности. Но на ВГТРК в "Контакт" не смотрят, там другие ориентиры. А IOWA  имела бы шансы, хоть и числится формально белорусской группой. Просто потому , что она в сто раз живее всех сергеев лазаревых нашей страны. 

   Есть и другие варианты. Например, отец Фотий, победивший в "Голосе" . ОК, это человек, с конкурирующего канала. И все равно я считаю, что если бы, например, в финале "Голоса" он бы попросил всех прочитать "Отче наш", это был бы троллинг высшей пробы. Отчего не встряхнуть Гейропу, если уж она нам так мозолит глаза своими бородатыми женщинами? 

   Ладно, Фотий не поедет, старшие  товарищи не позволят. А вот еще есть прекрасная певица  Алена Романова, которая записывает и исполняет свои песни вместе с музыкантами группы "ДДТ".  С индустриальным саундом "ДДТ и  умелым обращением с русским фольклором она могла бы отлично разворошить этот муравейник . 

    

 

    В конце концов, можно было бы послать нечто совершенно радикальное, но при этом  очень дерзкое  и притягательное , например , брянскую группу Wildways . Не знаю, как вас, меня такой экспортный образ России-матушки вполне удовлетворил бы.  

   Да что угодно, только не "профессиональные эстрадные артисты" с греческими или даже шведскими продюсерами за спиной! Но у ВГТРК нет в этом конкурсе внешнеполитических задач. И еще деталь. Прошлогоднее второе место Полины Гагариной доказало, что даже в статусе "осажденной крепости" Россия может рассчитывать на достаточное количество голосов , чтобы войти в Top5. А верхняя пятерка на "Евровидении" - это уже повод для патриотической вакханалии с непременным поиском врагов и подтасовок.  Собственно, по этой же причине можно было запустить и группу Wildways .  

   Возвращаясь  к украинскому отбору ,  стоит сказать, что если бы Джамалу послали в Стокгольм с более "проходной" песней, она бы, вполне возможно победила, . И тогда перед Европейским вещательным союзом встал бы серьезный вопрос: можно ли проводить конкурс в стране, на территории которой идет гражданская война, в городе, где то строят, то разбирают баррикады? Так что в каком-то смысле сегодняшняя ситуация даже лучше.