Steve Buissinne с сайта Pixabay
Steve Buissinne с сайта Pixabay

Проблема агрессивного поведения в интернете обсуждается не меньше десяти лет. Опросы показывают, что с киберагрессией сталкивается каждый четвертый пользователь. Правительства стран и крупные корпорации разрабатывают специальные программы для борьбы с кибербуллингом и виртуальными преследованиями. Facebook запустил проект для предотвращения травли в интернете, MAIL.RU GROUP учредила День борьбы с кибербуллингом. ОЭСР разрабатывает рекомендации для защиты детей онлайн. В Великобритании ищут способы сделать интернет прекрасным и безопасным местом для детей. В Австралии разрабатывают программы онлайн-безопасности. В разных странах существует огромное число проектов, направленных на повышение цифровой грамотности и интернет-безопасности детей. И, тем не менее, многие взрослые, а вслед за ними и дети всё еще опираются на стереотипы и не считают кибербуллинг проблемой, которая требует решения. Разбираемся, насколько они правы.

«Игнор как выход»

Самый частый совет, который слышат люди, пострадавшие от агрессии в интернете, — «выключи компьютер и забудь». Написали что-то обидное в соцсетях? Не ходи в эту группу. Атакуют неизвестные в «Ватсапе»? Не пользуйся «Ватсапом».

Подобные рекомендации могут работать в конкретном случае, но лишают ряда возможностей одного человека из-за агрессии другого и не улучшают атмосферу в целом. Интернет сегодня такое же привычное общественное место, как трамвай или метро. С той разницей, что в транспорте соседи постоянно меняются, а в интернете это вовсе не обязательно. Представьте, что у кого-то из пассажиров утром было плохое настроение и он «поделился» им, намеренно больно наступив вам на ногу. А теперь представьте, что так происходит каждое утро. И вот вы рассказываете об этом другу и получаете совет: «Не нравится — закажи такси». Конечно, это решение избавит от необходимости делить пространство с посторонними людьми, но одновременно ограничит ваши возможности. Это работает как разовый совет для отдельного эпизода, но не более.

Вывод: уход от проблемы не всегда эффективное решение.

«Сами виноваты»

Случайные свидетели агрессивного поведения часто считают, что тот, на кого направлена агрессия, сделал что-то плохое — иначе на него бы не нападали. Хотя на самом деле всем известно, что это далеко не всегда так. Для обозначения этого явления есть даже специальное слово «виктимблейминг» — склонность обвинить в случившемся жертву, не вникая особенно в произошедшее. Эта модель одинаково работает и в реальности, и на виртуальных площадках — она позволяет не брать на себя ответственность за происходящее рядом, оправдывая агрессию и не вовлекаясь.

Вывод: чтобы определить, кто на самом деле виноват, придется вникать в обстоятельства.

«Виртуальные обиды — не настоящие»

Некоторые интернет-пользователи воспринимают происходящее в Сети как игру, в которой все «понарошку». Виртуальная война и виртуальная дружба как будто бы не влияют на их «настоящую» жизнь. Такое отношение позволяет вести себя странно, непредсказуемо, цинично. Однако другие люди могут воспринимать происходящее всерьез и принимать близко к сердцу. Если такой человек получит неприятные или обидные сообщения или комментарии, он может по-настоящему огорчиться, а в некоторых случаях даже впасть в депрессию.

Вывод: общаясь в интернете, необходимо помнить, что у разных людей разный порог чувствительности и представления о нормальном и допустимом, а виртуальное общение — такое же настоящее, как и общение вживую.

«Сами разберутся»

Базовые правила социального взаимодействия мы начинаем усваивать с раннего детства. Родители учат нас вместе играть, договариваться и кататься с горки по очереди вместо того, чтобы отбирать игрушки, толкаться и дубасить друг друга по любому поводу. Чем старше человек, тем больше у него взаимодействий с другими людьми и тем сложнее правила. Но так или иначе практически любой взрослый, как бы он себя не вел, на самом деле знает, что приемлемо в той или иной ситуации и где проходят границы допустимого. Естественно предположить, что общение в интернете подчиняется тем же базовым законам, и никакого специального обучения и навыков не требует. Однако физическая удаленность от собеседника, анонимность и ощущение безнаказанности, пусть и мнимое, развязывают руки даже взрослым. Что уж говорить о подростках, которые постоянно проверяют границы на прочность и еще не усвоили до конца, что можно, а чего нельзя.

Вывод: на интернет-площадках тоже нужно соблюдать общие правила, и сетевому поведению нужно учить с детства.

Получается, что стереотипные реакции на происходящее в Сети, которые на первый взгляд воспринимаются как естественные и «здоровые», на практике могут оказаться вредными. Чтобы виртуальные площадки стали безопасным пространством для всех, нам надо быть внимательными к своему поведению и не забывать о правилах общения, которыми мы пользуемся в реальности.

Запись на бесплатные онлайн-консультации психологов для подростков, которые хотят поговорить о киберагрессии, и их родителей — здесь.