Все записи
21:25  /  2.10.15

4544просмотра

Ален Де Боттон "Опыты Любви"

+T -
Поделиться:

Талантливый, молодой писатель Ален Де Боттон, любитель философии и интересных тем для размышления. После книги «Как Пруст может изменить вашу жизнь», о том, как научится быть продуктивно несчастным, я прочитала «Опыты любви». В этой книге, он рассказывает историю о случайной встрече двух людей в самолете, которые в последствии полюбили друг друга. В первую очередь, автора больше всего поражает такая вероятность случайности встречи своей любви на соседнем месте самолета. А что, если бы она или он полетели в другой день, на другом самолете? Они бы никогда не встретились. В книге много рассуждений об иллюзии любви, о философии любви и, конечно, о любви глазами самих философов. 

  • «Если цинизм и любовь находятся в противоположных частях спектра, не влюбляемся ли мы иногда с тем, чтобы уйти от обессиливающего цинизма, к которому склонны?» 
  • «Каждая наша влюбленность подразумевает (переиначивая Оскара Уальда) »триумфа надежды над знанием самого себя». Мы влюбляемся с надеждой не обнаружить в другом человеке того, что, как мы знаем, есть в нас самих - малодушие, слабости, лени, непорядочности, склонности к компромиссам и откровенной глупости. Мы берем своего избранника под охрану любви и решаем, что всё находящееся внутри этого кольца заведомо свободно от наших недостатков и потому достойно обожания. Мы помещаем внутрь другого совершенства, которое отчаялись найти в себе, и надеемся, что заключив союз с любимым, сможем каким-то образом поддерживать (вопреки всему, что знаем о собственной природе) шаткую веру в человека вообще.»  
  • «Если падение в любовь так стремительно, то это, возможно, потому, что желание любить предшествовало предмету - потребность сама нашла свое решение.»
  • «Одно из проявлений любви состоит в том, что нам легче легкого сближаться с теми, кто нам меньше всего нравится, тогда как серьезное желание лишает нас необходимой доли непосредственности, а привлекательность предмета рождает чувство неполноценности по сравнению с тем совершенством, которым мы сами наделяем объект своей любви.»
  • «Любовь заставляет меня смотреть на самого себя как бы его глазами. Не «Кто я?», а «Кто я для неё?».» 
  • «Когда молчишь в компании человека, который тебе не симпатичен, возникает мысль, что он зануда. Когда же молчишь, в компании того, кто тебе нравится, то приходишь к уверенности, что зануда здесь именно это ты.»
  • «То, что человек не находит подходящих слов, должно косвенно указывать на истинный смысл его подлинных слов (если бы они могли быть сказаны). Когда, в тех, других «Связях" маркиза де Мертей пишет виконту де Вальмону, она упрекает его в том, что его любовные письма слишком совершенны, слишком логичны для того, чтобы быть искренним выражением любви. Ведь мысли влюбленного лишены последовательности, и ему никогда не удасться построить изящную фразу.» 
  • «Соблазняя другого, собственная личность может пытаться втереться в в доверие, прибегая к тактике подражания, но в конечном счёте игра заставляет одного из участников прояснить ситуацию даже под угрозой оттолкнуть объект своих желаний.»
  • «Мы влюбляемся потому что стремимся убежать от самих себя с кем то настолько же прекрасным, умным и обаятельным, насколько сами мы безобразны, глупы и скучны. Но что, если такое совершенное существо в один прекрасный день совершит поворот на 180 градусов и решит ответит нам взаимностью? Единственное, что мы сможем, - это испытать подобие шока - а действительно ли он или она так прекрасны, как нам хотелось бы думать, если у него (у нее) оказался настолько плохой вкус, чтобы снизойти до меня? Если, для того, чтобы любить, мы должны верить, что наш предмет в чем то выше нас, разве не сталкиваемся мы с жестоким парадоксом, когда на нашу любовь отвечают любовью? Мы тогда вынуждены спросить: «Если он (она) действительно такой замечательный, как могло случится, что он (она) полюбил такого, как я?»
  • «Быть любимым всегда самое сложное из двух, стрелу купидона легче послать, чем получить, легче вручить, чем принять.»
  • «Быть любимым кем-то - значит осознать, насколько этот человек зависим, насколько он разделяет ту же самую потребность в зависимости удовлетворения, который мы искали в нем прежде всего. Мы не полюбили бы, если бы внутри нас не было пустоты, но парадоксальным образом нас задевает, когда мы обнаруживаем такую же пустоту в другом.»
  • «Батлер, Джозеф (1692-1752), еписком Даремский - английский религиозный философ. Утверждал, в частности, что проблема человечества не в излишней самовлюбленности, а напротив - в недостаточной любви к себе. Совершенная личность, по его мнению, - человек, который принимает себя целиком и полностью, таким, каков он есть.»
  • «Монтень высказал мысль, о том, что побуждает любовь расти. Он писал: «В любви нет ничего, кроме безумного желания догнать ускользающее от нас.» Ему вторит афоризм Анатолия Франса: «У людей не в обычае любить, то, что имеешь. Стендаль полагал, что любовь питается исключительно страхом потерять любимого человека, Дени Де Ружмон утверждал: «Следует отдать предпочтение самому серьезному препятствию. Именно оно годится лучше всего, чтобы разжечь страсть»."
  • «По видимому, невозможно говорить о любви к человеку и одновременно предоставлять ему право жить, как он хочет, и наоборот - если нам дают жить, это обычно означает, что нас не любят.» 
  • «Когда два человека больше не способны переводить свои несогласия в шутку, это означает, что они перестали любить друг друга (или, по крайней мере, перестали совершать над собой усилие, что составляет 90% любви).»
  • «Марсилио Фичино, определяет любовь, как "желание прекрасного".» 
  • «Красота, есть нечто такое, в чем вообще невозможно кого-то убедить.»
  • «Кант писал в «критике разума», что суждения в области эстетики относятся к таким, «определение которых не может иметь иного основания, кроме субъективного.» 
  • «Стендаль утверждал, что красота - это обещание счастья.» 
  • «Пруст однажды сказал, что классически красивых женщин, нужно оставить для мужчин лишенных воображения.» 
  • "«Некоторые люди никогда не полюбили бы, если бы никогда раньше не слышали о любви», сказал однажды Ларошфуко.»
  • «Любовная поэзия древних египтян обходит молчанием чувства стыда, вины или противоречивости. Греки не знали проблемы гомосексуальности, средневековые христиане отвергали тело и протезировали душу, трубадуры приравнивали любовь к неразделенной страсти, эпоха романтизма возвысила любовь до религии, а вот состоящий в счастливом браке С.М. Гринфилд в «Сосиолоджикал куотерли» пишет, что любовь сегодня поддерживается в живых современным капитализмом только потому что она - "мотивирует индивидов - в отсутствие других средств мотивации - занять позицию мужа-отца или жены-матери и формировать семьи-ячейки, которые суть не только необходимое условие продолжение рода, но также поддерживание имеющегося порядка распределение и потребление товаров и услуг и вообще сохранения в рабочем состоянии социальной системы подобно действующему механизму.» 
  • "«В сорок у каждого такое лицо, какого он заслуживает»,-писал Джордж Оруэлл.»
  • «Комплекс миража проявляется в том, что мучимый жаждой человек воображает, что видит воду, пальмовые деревья и тень не потому, что к тому есть объективные основания, а поскольку он нуждается в этом. Отчаянная нужда сопровождается галлюцинациями, видениями того, что может ее утолить: жажда заставляет видеть воду, потребность в любви вызывает видения идеального мужчины или женщины.» 
  • «В спорах о религии вопрос о ценности истины, разумеется, возник на много столетий раньше. Философ Паскаль, горбатый янсенист, автор «Мыслей», говорил о выборе, перед которым оказывается каждый христианин в мире, разделенном на две неравные части, - между ужасом вселенной без Бога и благостный - но бесконечно более слабой - альтернативой, что Бог существует. Даже если явное преимущество на стороне Божьего небытия, Паскаль утверждал, что наша вера тем не менее может считаться оправданной, поскольку радость, вызываемая этой меньшей вероятностью, во много раз перевешивает ужас, сопряженный с другой, большей. Так, возможно, дело обстоит и с любовью. Любящие не могут долго оставаться философами, им приходится уступить религиозному импульсу, состоящему в том, чтобы верить и иметь веру, что кардинально противостоит философскому побуждению, призывающему сомневаться и спрашивать. Они вынуждены предпочесть риск ошибаться и любить тому, чтобы сомневаться и не любить.»
  • «Возможно, справедливо утверждения, что мы не существуем по-настоящему до тех пор, пока не появился кто-то, кто заметит наше существование. Мы в полном смысле слова не владеем даром речи, пока не найдется кто-то, кто поймет то, что мы говорим. По сути, мы не вполне живы, пока нас не полюбили.» 
  • «»В одиночество человек может приобрести все, кроме характера». - писал Стендаль, подразумевая, что рождения характера происходит от реакций на него окружающих. Поскольку «я» не является законченной структурой, его текучая природа требует контура, придаваемого ему остальными.»
  • «Мы не случайно можем иметь ввиду почти одно и то же, когда говорим о любви и об интересе: «Я люблю бабочек» значит почти то же самое, что «Я интересуюсь бабочками». Любить человека означает испытывать к нему глубокий интерес, а следовательно, благодаря самому этому интересу уметь объяснить ему смысл его собственных слов и поступков.»
  • «Гнев - одно из проявлений ревности.» 
  • «Каждый новый человек дает нам новое ощущение себя, поскольку мы всякий раз на какую то малую долю становимся теми, кем, как другие думают, мы являемся. Наше «я» сравнимо с амебой, оболочкой, которой пластична, благодаря чему, она принимает под влиянием окружающей среды разные очертания. Не то, чтобы амеба была вовсе лишена каких либо измерений, просто у нее нет никакой определенной формы.»
  • "Влечение не может со свойственной ему неопределенностью избирать своим предметом тех, кого мы знаем. Все их достоинства и недостатки уже нанесены на карту и потому лишены необходимой таинственности.»"
  • "В обществе того, кого любишь в данный момент, особенно жестокой кажется мысль о равнодушии, испытываемом тобой по отношению к тем, кого любил раньше."
  • ""Все несчастья человека происходят от его неспособности оставаться в своей комнате одному", - сказал Паскаль."
  • "Пруст рассказывал историю о Мохамеде 2-ом, который, почувствовав, как проникается любовью к одной из своих жен в гареме, тут же велел убить ее, поскольку не хотел жить в духовном рабстве у другого человека."
  • "Свободно мыслить означает не бояться встретить своих демонов."
  • "Обижающийся - сложная натура, его сообщения крайне противоречивы, он во всеуслышание требует помощи и внимания и в то же время готов его отвергнуть, поскольку хочет, чтобы его понимали без слов."
  • "Стоит нам заняться поиском предзнаменований, не важно, хороших или дурных, как они легко обнаруживаются."