Все записи
22:37  /  9.11.16

1359просмотров

Прогресс- жестокий бог

+T -
Поделиться:

          Вы не заметили в последнее время чрезвычайно интересную тенденцию? Во всех фильмах «про будущее», которые вышли из стен Голливуда, это самое будущее рисуется в достаточно мрачных тонах. То рукотворные катаклизмы, то зомби-апокалипсис, то война роботов против людей, то сценаристы рисуют нам странную антиутопическую модель общества, которая ну просто не может не рухнуть у нас на глазах. Большинство людей в этих кинокартинах, включая главных героев, – не сильно довольные своей судьбой люди, живущие не в особо счастливом мире. Если же мы посмотрим на фантастические фильмы 50-60 годов XX века, то увидим совсем иную картину существования наших потомков: большие светлые зелёные города, летающие автомобили, роботы-помощники, полёты в космос. Люди вокруг довольны и, в общем, счастливы. Разумеется, находятся отдельные недовольные, но, в целом, киносценаристы в те годы рисовали  достаточно ладно скроенный мир удобно живущих и счастливых людей. Что же изменилось?

            Очевидно, что изменилось отношение к прогрессу как к таковому. В конце XIX –начале XX веков прогресс представлялся добрым богом, который любит детей своих и готов подарить им жизненный комфорт и удобство по вполне сходной цене. Общество прославляло великих инженеров и учёных своего времени, искренне надеясь, что они, как истинные пастыри Прогресса, приведут свою паству к достатку, процветанию и миру. Однако XX век со всеми его высокотехнологичными массовыми человеческими бойнями мировых войн, весьма прогрессивным использованием идеи конвейера в деле поточного  уничтожения людей по этническому признаку, использованием наисовременнейших достижений науки и техники для убийства людей показал, что  Прогресс – бог асоциальный. Прогресс способен дать лишь инструмент, прекрасный по своему качеству и доступный по стоимости, но вот как именно инструмент сей использовать, во благо человечеству либо же во вред – всецело на совести людей, взявших инструмент в руки.

          Выяснилось также, что идеи Просвещения есть не более чем красивая галлюцинация, к реальности не имеющая никакого отношения. История немецкого народа периода 1933-1945 годов явно показала, что любая просвещённая нация может за несколько лет скатиться в категорию просвещённых варваров, использующих величайшие достижения человеческого гения в деле массовых убийств на полях боёв очередной мировой войны и этнического геноцида. Человек не является «tabula rasa», чистым листом бумаги, на котором можно написать всё, что угодно. Он не может переступить через собственную биологию, через свои генетически обусловленные реакции на внешние раздражителя. И человека невозможно сделать лучше путём воспитания и светского просвещения. Кабинетный философ Джон Локк ошибался, что не удивительно, ведь в начале XVIII века ещё очень мало знали о природе человека, но уже сильно желали избавиться от диктата церкви.

          Если большинство киносценариев 50-60 годов XX века всё ещё, по инерции, пропитаны идеями Просвещения и Прогресса, то уже через 40 лет всем сколь-нибудь разумным представителям рода homo sapience стало очевидным, что старые идеи полностью себя изжили, они заводят в тупик. Прогресс оказался богом асоциальным, а значит, жестоким к своей пастве, идеи Прогресса – иллюзией, либерализм изжил сам себя и скатился в радикальное религиозное учение. Старое будущее, с большими светлыми зелёными городами, летающими машинами, роботами-помощниками и полётами в космос растаяло как дым, в него больше не верят. А нового будущего пока что для человечества никто не нарисовал, поэтому выражая коллективный бессознательный страх перед неизвестным и непонятным будущим, голливудские сценаристы рисуют разрушенные города, летающие машины и роботов, обрушивающих смерть на людей, а вместо полётов в космос – вышедшее из-под контроля биологическое оружие массового поражения, приведшее к зомби-апокалипсису. Будущее социальное устройство нового мира также под вопросом, поскольку на смену либерализма пока что никто ничего путного не придумал, а старые идеи на новый лад звучат тускло и фальшиво. Так что сценаристы рисуют нам пока что модели того, как не нужно жить, вместо того, чтобы показать, как нужно, лишь по причине того, что никто этого не знает.

          Старые идолы мира Прогресса и Просвещения рухнули, учёные и инженеры более не воспринимаются как герои, пастыри, ведущие паству к миру, добру и процветанию. Но именно учёные и инженеры смогут то, что не смогут ни один философ в мире – придумать, как сделать мир лучше. Достаточно вспомнить, что Адольф Шикльгрубер (Гитлер) не был ни учёным, ни инженером, но лишь неудачливым художником, Владимир Ульянов (Ленин) – неудачливым юристом, Мао Цзедун – неудачливым философом. Но контуры Нового Мира, мира без идолов, уже проглядывают сквозь пелену несбывшихся ожиданий и лопнувших надежд. И, потому, я полагаю, что уже скоро мы увидим совсем другие фильмы «про будущее», где будет место и большим светлым зелёным городам, и роботам-помощникам, и полётам в космос. Но вот насчёт летающих машин, которые неизбежно будут потреблять значительно больше энергии на процесс левитации, чем ездящие по земле средства доставки белковых тел из точки «А» в пункт назначения «Б», я не совсем уверен…