Все записи
11:45  /  8.01.17

2136просмотров

История будущего. Основа человеческого мироздания: энергия, информация, гены, стратегии, риски

+T -
Поделиться:

В основе самого факта существования человека как разумного вида лежит фундаментальная особенность головного мозга в виде упорядочивания вещей вокруг себя. Для этого необходима способность предсказывать поведение материальных объектов, живых и неживых, а также использовать данные факты себе на пользу.

Для того, чтобы упорядочивать мир вокруг, необходимо являться объектом получения и абсорбции двух потоков материи: энергии и энтропии (мера информации, мера хаоса). Принимая внутрь себя пищу в качестве формы материи с низкой энтропией и выбрасывая в окружающую среду кал в качестве формы материи с высокой энтропией, человек имеет возможность реализовывать эту разницу в энтропии для упорядочивания окружающего мира, а энергия, получаемая из пищи, позволяет это самое упорядочивание реализовать.

Как и у любого другого социального животного, универсальный смысл жизни любого человека в том, чтобы быть позитивно нужным себе и окружающим. Однако, учитывая тот факт, что все люди очень разные, а вариантов реализации вышеупомянутой «позитивной нужности» достаточно много, перед каждым человеком встаёт острая необходимость того, что называется в обиходе «найти себя в жизни»– выбрать из всего того многообразия социальных и экономических ниш ту, что лучшим образом подходит ему лично с точки зрения баланса между «деньгами» и личными предпочтениями.

Почему я упомянул в предложении выше деньги в кавычках? Потому что я не очень люблю этот термин и считаю его частным случаем более универсального понятия как «товар-эквивалент». Товар-эквивалент– это общее понятие, которое обозначает все виды информации, несущее в себе меру оплаты стоимости товаров и услуг. Например, любые «деньги» в цифровом виде перестают быть битами информации где-то на серверах в Сети в тот момент, когда другой человек готов совершить обмен: вы увеличиваете количество «денег» человеку в обмен на его труд или материальную вещь. То есть, люди фундаментально обменивают ту энергию и энтропию, которую они вкладывают создание товара или услуги, на информацию о нужности, ценности этого самого товара или услуги другим людям. И эта информация о нужности другим– товар-эквивалент или же, по-простонародному, деньги. Таким образом, деньги– это эквивалент энергии и энтропии, а также исчисляемый индекс ценности для общества товара, услуги, а также самого человека. Но, поскольку сей индекс является базовым в обществе, то люди придумали множество стратегий для того, чтобы эксплуатировать уязвимости общества для увеличения индекса нужности себя либо своей социальной группы в глазах других людей.

И тут мы должны поговорить о разных стратегиях создания и перераспределения товар-эквивалента в обществе. Как мы помним, наша способность создавать товары и услуги базируется на том, что мы перераспределяем поток энергии и энтропии, получаемый из еды, в соответствии с нашими базовыми целями и потребностями. Однако, самым первым таким центром перераспределения является наша планета, Земля: она получает от Солнца низкоэнтропийную энергию в виде потока фотонов высоких частот, несущих много информации, а переизлучает в окружающее пространство поток тепловых фотонов низких частот, несущих мало информации. Соответственно, из этого можно сделать вывод, что суммарная масса информации и энтропии, «замороженных» в человеческом обществе в виде товар-эквивалента, будет только возрастать. То есть, иными словами, количество денег и материальных благ в обществе со временем только увеличивается. Соответственно, существует множество стратегий по увеличению эффективности накопления товар-эквивалента в обществе. Также, существуют системы перераспределения товар-эквивалента в обществе, которое, в идеале, должно служить целям максимально эффективного накопления суммарного товар-эквивалента. Однако, если выстроить стратегию перераспределения денег и материальных благ так, чтобы все излишки присваивала бы себе лишь небольшая часть общества, то мы имеем типичный случай стратегии с «нулевой суммой», когда небольшая часть общества стремительно богатеет, а все остальные остаются примерно на одном и том же уровне. Фактически, это вариант нерационально завышенной ренты на управление обществом. Также, любая революция имеет в виду не «восстановление справедливости», но лишь перераспределение товар-эквивалента, изменение правил игры в обществе, а также сфер влияния от одних групп в обществе к другим.

Кстати, по поводу справедливости. Справедливость– это один из базовых инстинктов приматов, наряду с инстинктами размножения, еды и безопасности. Он направлен на то, чтобы одни члены сообщества приматов не могли навредить другим путём слишком высокого уровня присваивания себе материальных благ, например, еды. Напомню, что стая приматов– это пример игры с «нулевой прибавочной суммой», поскольку приматы биологически неспособны аккумулировать и консервировать материальные ценности, поэтому перекос в потреблении материальных благ в стаде приматов может привести к гибели других его членов. Поэтому те особи, которые не имели этого самого чувства справедливости, просто погибли, не выжили, а выжили и передали свои гены лишь те, для кого «справедливость»– это не пустое понятие. Например, классический эксперимент с изменением ценности вознаграждения за одинаковую работу одной из двух обезьян-капуцинов есть прекраснейший пример выражения чувства справедливости– «несправедливо обиженная» в вознаграждении обезьяна-капуцин впала в форменную истерику, начала бросаться на всех, в том числе и на экспериментаторов. А ведь капуцины- даже не человекообразные обезьяны! Однако, у человеческого общества существует принципиальное отличие от обезьяньего– мы умеем аккумулировать и консервировать материальные ценности, и справедливость нам как биологическому виду уже не нужна, более того, она нам вредит, поскольку в современном обществе объективно оценить объём проделанной работы, фактически, уже давно невозможно. Но справедливость всё продолжает будоражить умы тех, кто недалеко ушел в своём интеллектуальном развитии от обезьян-капуцинов…

Также, нужно принять во внимание, что поскольку владение товар-эквивалентом является базовой потребностью людей, определяющих нужность существования и профессиональной активности каждого из тех, кто живёт в обществе, также существуют и стратегии, направленные на перераспределение товар-эквивалента таким способом, чтобы затратив минимум усилий на входе, получить максимум товар-эквивалента на выходе. Кража, например, является одной из подобных стратегий. Кража эксплуатирует уязвимости общественного и государственного устройства, нацеленные на безопасность как бизнеса, общества и государства в целом, так и каждого из его членов в частности. Кража не создаёт никакого прибавочного товар-эквивалента, но лишь перераспределяет то, что создано и накоплено другими, во благо тех, кто участвует в краже либо является её бенефициарами.

Одним из выводов теории отбора видов служит тот факт, что гены– единица информации о строении живого объекта– стремятся продолжить себя в пространстве и времени, даже несмотря на то, что каждая конкретная единица биологической информации смертна и, со временем, исчезает. Причём это исчезновение может происходить различными путями. Например, гены не очень хорошо переносят прохождение сквозь них частиц ионизирующего излучения, это приводит к повреждению цепочки аминокислот, несущих в себе генетическую информации. Как результат, биологические организмы стали из одноклеточных многоклеточными- даже если одна из клеток погибнет в результате воздействия на неё ионизирующего излучения, остальные смогут заполнить лакуну путём деления, поскольку копии информации из одной клетки несут, с незначительными изменениями, все остальные.

Каждый человек также на уровне собственной биологии стремится продолжить свой род, а точнее- свои гены. Для этого нужно довести максимальное количество своих потомков до того возраста и состояния, когда они сами могут иметь своих детей путём достижения определённых успехов как в условиях их выращивания, так и у противоположного пола. Ибо, как гласит русская народная поговорка, с любимым и в шалаше– рай, но только до первых морозов… Поэтому для родителей важны две вещи: выжить самим и дать своим детям навыки, которые помогут их детям быть нужными, как минимум, тому обществу, в рамках которого они живут, для того, чтобы общество оценивало нужность этих людей с помощью информации о том, на что именно и в каких размерах они могут эту самую «нужность» обменять, поскольку в будущем это будет, во многом, определять репродуктивный успех генов родителей в детях их детей.

Требование выживания является основой потребности в безопасности, что диктует различные стратегии, которые позволяют выжить самим и максимально обезопасить своё потомство. Для собственного выживания нужно или быть сильным самому, настолько, чтобы противостоять внешних агрессивным обстоятельствам, например, хищникам, или сбиться в социальную стаю, называемую обществом, чтобы прикрывать спину друг друга. Человечество выбрало обе стратегии безопасности, развивая их параллельно– homo sapience sapience стал использовать предметы внешнего мира для более эффективной защиты себя от хищников и добычи пищи, то есть– в качестве оружия, а также нарабатывать средства для укрепления социальных связей в группе. Правда, быстро выяснилось, что оружие можно направить не только против хищников, которые хотят забрать твою жизнь, и не только против животных, которые могут послужить пищей, но и против человека для того, чтобы забрать его материальные ценности и присвоить их себе– это повышает вероятность выживания, как собственное, так и потомства. Таким образом, биологическая природа человека подтолкнула его к убийствам себе подобных с корыстными мотивами, это оказалось достаточно выгодно. В качестве защиты человечество сбилось в ещё более плотные и бОльшие группы, а ценность тебя лично и того, что ты делаешь для твоей стаи стало определять, кого будут защищать от убийства в первую очередь.

С целью ещё большего усиления социальных связей получили положительную обратную связь те человеческие особи, что особенно сильно испытывали чувство любви к людям, близким себе социально и генетически. Любовь– это базовая мотивационная эмоция, направленная на формирование тесных личных социальных связей. У homo sapience sapience чувство любви бывает настолько сильным, что мы оказались способны любить даже животных, которые генетически достаточно далеки от нас самих, например, собак, кошек, морских свинок, коров, лошадей и иммигрантов. Любовь зла– полюбишь и козла… Правда, слава всем Высшим Силам этого мира, включая ГЭС «Три ущелья», Ктулху и Летающего Макаронного Монстра, не у всех людей чувство любви настолько гипертрофировано.

Однако, для выживаемости группы важно не только доверие и любовь внутри группы, но и недоверие к чужакам, которые могут эту группу разрушить, как снаружи, например, путём физической атаки с применением оружия, так и изнутри, посеяв хаос, смуту и нелюбовь внутри группы. Для этого головной мозг homo sapience sapience стал ксенофобом– в автоматическом режиме создавал своему хозяину чувство недоверия к чужакам, к тем, кто не из твоей группы. В результате, человеческий мозг получил мощные инструменты разделения всех людей на «своих» и «чужих», причём к «своим» мы испытываем теплые чувства, а к «чужим»– недоверие.

Для максимальной выживаемости потомства человечество применило две стратегии: это так называемая «r- стратегия» и «K- стратегия». «r- стратегия» используется в условиях, когда общая выживаемость потомства, а также требования к уровню образования для того, чтобы сами дети имели репродуктивный успех, невысоки– тогда родителям нужно лишь максимизировать количество детей и вкладывать в каждого лишь минимум того, что понадобится им для дальнейшего выживания и размножения. Тогда, если их десяти рождённых лишь четверо доживут до того момента, когда появятся их собственные дети, то родители могут успокоиться- их гены в безопасности. «K- стратегия» используется в тех случаях, когда общий уровень выживаемости потомства, а также требования к уровню образования достаточно высоки– в таком случае родителям необходимо рожать меньше детей, но дать каждому из них максимально хорошее образование. Тогда, если из троих детей выживут все трое и, каждый в свой срок, начнут делать уже своих детей, то можно смело считать, что родители прожили свою жизнь не зря.

Для того, чтобы родители имели возможность для планирования будущего их детей, нужна стратегия, приводящая к успеху максимально гарантированным и минимально затратным в смысле расходов энергии и энтропии способом. Вариативность подобных стратегий очень велика, поскольку все люди, а особенно– возможности, которые им даёт пластичность и вычислительные ресурсы их головного мозга– очень сильно разные, то мы наблюдаем в реальном мире достаточно большое количество подходов к подготовке молодого поколения к репродуктивному успеху, а также сторонних манипуляций, направленных на использование этих стратегий в корыстных целях. Например, техники подготовки шахидов– убийц-смертников– обещают полноценный сексуальный рай для тех, кто готов убить себя «правильным» способом и, как мы понимаем, просто используют грязный трюк, эксплуатирующий уязвимость в стратегиях репродуктивного успеха человека. И биология человека такова, что противостоять подобным манипуляциям очень сложно, поскольку люди, в подавляющем большинстве, «думают» чувствами, которые им диктует их биологическая природа социального животного. Общее преобладание у среднего человека чувств над разумом также является биологически обоснованным явлением, поскольку разум «сидит» в неокортексе головного мозга человека, который, по биологическим меркам, является самой молодой частью центральной нервной системы, в то же самое время как орган эмоций размещён в лимбической системе головного мозга и является, по биологическим меркам, самой древней частью нервной системы. Лишь те немногие, кто асоциальны, с одной стороны, и наделены развитым неокортексом с другой, могут противостоять манипуляциям, нацеленным на основы биологии человека и его стратегий выживания и размножения, правда, это сопряжено с определённого рода личностными особенностями такого сорта людей, которые в данной книге мы не рассматриваем.

Поскольку люди существа биологические, на них действуют те же законы эволюции, что и на весь остальной животный мир планеты Земля. Однако, среднее время действия эволюции на живой вид так, чтобы стали заметны изменения– это сотни тысяч, если не миллионы лет. И потому на людей как на существ гиперсоциальных, стал воздействовать иной вид эволюции– культурный. Культурная эволюция– это даже не эволюция, скорее, а сепарация и конкуренция, отделение одних видов людей от других и конкуренция за одни и те же ресурсы. Причём люди разделяются на виды не сколько по цвету кожи и разрезу глаз, сколько по тому набору генома, который определяет те или иные врождённые реакции и предпочтения человека. Люди с похожими реакциями на окружающий мир, предпочтениями, мировоззрением и ключевыми идеями-мемами стремятся собраться в группу себе подобных, поскольку так понятнее и приятнее. Более того, современная наука выяснила, что реакция человека на несогласие с его важными мировоззренческими позициями вызывает реакцию, подобную реакции на угрозу физического существования человека. Это одна из систем формирования народов и отдельных социальных групп. Однако, после формирования, эти группы людей вступают в неизбежное взаимодействие, характеризующееся конкурентной борьбой за контроль над энергией и энтропией этого мира и те группы людей, что выигрывают её, получают положительную обратную связь в виде улучшения возможностей для расширения модели на большую территорию и более хороших условий для деторождения, а те, кто проигрывает– отрицательную обратную связь и, скорее всего, имеют мало шансов на продолжение банкета, по крайней мере, в том виде, в котором это было. Это и есть суть культурная эволюции вида homo sapience sapience, совершенно уникальная среди всех остальных видов животных на Земле.

Ключевые идеи-мемы– это те понятия, которые цепляют людей, вызывают бурные эмоции, как положительные, так и отрицательные. На основе положительных ключевых идей-мемов, являющихся таковыми за значительных масс людей и называемых «элементы универсализма», строятся все массовые идеологии, которые только были в истории человечества. История Древней Греции и её культуры невозможны без элементов универсализма «скепсис», «рацио» и «логика». История Древнего Рима невозможна без элементов универсализма «закон», «сила» и «логика». История России невозможна без таких понятий как «служба» и «прямодушие». У каждого народа свои наборы ключевых идей-мемов, в чём-то они совпадают, в чём-то различаются– как нет двух одинаковых людей, так и нет двух одинаковых народов, и если какой-то народ утрачивает свою уникальность, он перестаёт существовать как самостоятельный народ, становясь частью какого-то другого народа, ассимилируясь и растворяясь в последнем. Именно поэтому люди цепко держатся за свою культуру, своё наследие, свою непохожесть, поскольку лишиться этого и стать частью другого народа с другим мировоззрением страшно, угроза идеологического уничтожения для людей равнозначна угрозе уничтожения физического.

А сейчас мы рассмотрим последнюю базовую составляющую человеческой жизни– это риски. Риски бывают не только негативные, но и позитивные, например, выиграть в лотерею– это большой риск, поскольку, согласно неумолимой статистике, подавляющему большинству людей, которые выиграли значительные призы в виде крупной суммы денег, это не принесло ничего, кроме горестей, страданий и разочарований. Но есть и те, кто смог обернуть выигранные деньги на пользу себе и окружающим, правда, процент их микроскопичен.

Негативные риски можно разделить на два базовых подвида: риск сделать что- то новое и риск не сделать что-то новое. Риск сделать что-то новое и навредить приводит к социальной инерции, называемой также «консерватизмом». За прошедшие несколько сотен тысяч лет с момента, когда человек-кроманьонец оформился как подвид homo sapience, скорость технического прогресса, а также эволюции идей стали заметными лишь только в последние лет триста, примерно, до этого момента риск не сделать что-то новое и, тем самым, навредить себе и окружающим явно превалировал над риском не сделать что-то новое и этим нанести ущерб. Поэтому мы выросли, как биологический вид, с сильными консервативными чувствами и не очень большой тягой к инновациям, ибо большинство инноваций в древности либо проваливались, либо вообще завершались гибелью инноватора и прекращением циркуляции его генов в обществе из-за низкого уровня знаний об окружающем мире и отсутствия надёжных инструментов познания. Лишь четыреста лет назад, примерно, в качестве подобного инструмента окончательно оформилась наука, обогнав религию, но об этом чуть позже.

Итак, мы завершили разбор базовых систем человека разумного, его потребностей и инстинктов, и перейдём к тому, во что это всё выливается и что нам за это будет.