Все записи
15:18  /  26.05.15

15014просмотров

К вопросу об избранности еврейского народа

+T -
Поделиться:

 

            На протяжении долгого времени еврейский народ считал себя избранным. Так написано в Торе, а значит, данное высказывание принималось моим народом как абсолютный императив, не подлежащий сомнению. Термин «избранность» имеет два значения: «избранность для чего-то» и «избранность кем-то». Согласно Торы, термин «избранность» есть фокус внимания единого, невидимого Бога земли Израиля конкретно на еврейском народе. Это означает, что именно мой народ сие высшее существо выбрало из всех остальных народов мира для служения себе, прославления в среде других народов, а также дало право жить в земле Израиля (вспомним, что в те времена боги считались территориальными покровителями). И народ согласился с такой ролью, сделав «избранность» двунаправленной: Бог Израиля избрал евреев для служения себе, евреи избрали для себя в качестве «небесного покровителя» Бога Израиля.

           Однако, времена, когда религия являлась главенствующей в еврейском обществе, прошли. Тот самый «Кто-то», кто мог избрать народ фокусом своего внимания, отброшен большинством за ненадобностью. Значит ли это, что покров «избранности» сорван с евреев, и мы стали таким же народом, как и все другие народы земли?, что свершились чаяния служителя Иерусалимского Храма Шауля, известного больше как апостола Павла, и более нет никакой разницы между «эллином» и «иудеем» (точнее, их потомками)? Значит ли это, что нет никакой специальной избранности еврейского народа для какого-то дела в этом мире?

           Стоит начать с определений, чтобы иметь единый понятийный аппарат. «Народ» – это социальная группа, скреплённая родственными связями либо мифом об оных, ассоциирующая себя с географической территорией и реализующая единую культурно-экономическую модель развития. Еврейский народ уже даже в этом определении уникален, поскольку реализует не столько культурно-экономическую, сколько цивилизационно-экономическую модель, ибо с точки зрения «культуры» мы можем рассматривать только еврейские субэтносы (ашкенази, мизрахи, сефарды, горские, бухарские, грузинские и т.д.), которые всё равно движутся в едином цивилизационном русле и ощущают себя частью единого целого, одного народа. Все оставшиеся народы (возможно, кроме ханьского, но я плохо знаю основы цивилизаций Юго-Восточной Азии) на практике реализуют свои культурные модели в рамках наднациональных цивилизационных моделей, единых для многих народов и стран. Хотелось бы заметить в этой связи, что многие, к сожалению, путают еврейскую цивилизационную модель с христианской, однако у них мало общего, их базовые принципы сильно разнятся. Но об этом чуть позже.

           Итак, имея единое понятие «народ», давайте рассмотрим цели, которые преследуют разные народы мира, кроме еврейского. Что же они ищут в этом мире, и, найдя, используют? Из собственных наблюдений и размышлений я пришёл к выводу, что несмотря на многочисленные различия в цивилизационных установках, культуре и экономике, все народы мира (ещё раз напомню – кроме еврейского) ищут силу. Сила становится самоцелью, смыслом существования, тем, что объединяет. Типичные примеры: «Русские не сдаются» (более четырёх с половиной миллионов военнопленных Рабоче-крестьянской Красной армии во время Великой Отечественной войны, видимо, поголовно не были русскими), «Германия превыше всего», «Бремя белого человека» и всё такое прочее. Ищут ли евреи силу тоже?

           У любого народа, рассеянного в среде других народов, есть лишь одна возможность выжить: занять экономическую нишу, которую не хотят либо не могут занимать представители коренного народа. Например, цыгане занимают нишу недорогих развлечений, попрошайничества, воровства и колдовства. Ассирийцы – нишу мелкой и малоприбыльной (а значит и малопрестижной) торговли. Парсы в Индии- нишу межкастовых посредников и торговцев. Эти все экономические ниши- из разряда «коренное население может, но не хочет в силу малопристижности и культурных ограничений». Евреи заняли нишу из разряда «коренные народы хотели бы, но не могут», а именно образованного городского населения (в Средние Века «исконного» городского населения было очень мало, его не хватало для поддержания экономики государств тех времён), занимающегося высокоинтеллектуальным трудом, а также удаленной торговли с опорой на распределённую децентрализованную сеть еврейских общин по всему миру. Эта ниша характеризуется высокой прибавочной стоимостью, но требует высоких когнитивных функций, надёжных социальных связей, сильного абстрактного мышления.

           Причём в отличие от всех остальных рассеянных народов, вес в еврейском обществе определяло не то, сколько денег у человека, а то, сколько часов с сутки и у кого именно он учит Тору. И потому во главе этой децентрализованной системы встали представители богословской элиты, которые в результате получили стратегическое преимущество в размножении и выживаемости потомства. При этом нужно отметить, что иудаизм чрезвычайно сложен как религиозная система, а потому сии богословы должны отличаться незаурядным интеллектом в среде своего народа. А что нужно интеллектуалу для счастья? Поиск истины и социальное признание заслуг. И то, и другое давала система раввинистического иудаизма, при этом раввины (те самые богословы) кормились не сами, а от общины, при этом имея высокий социальный статус, что позволяло им выбрать лучшую девушку в общине себе в жёны, а также иметь стабильный заработок, не подверженный влиянию конъюнктуры, что положительно сказывалось на выживаемости потомства. Религиозная система образования сепарировала умных людей с хорошей памятью и страстью к знаниям от всех остальных, давала им социальное признание, стабильную, хорошо оплачиваемую работу и высокую выживаемость потомства. Тем же, кто не прошёл отбор в религиозную элиту, давался чёткий идеологический посыл на поддержку лидеров-интеллектуалов, материальную, социальную и моральную. Наша память хранит множество примеров, когда богатые евреи стремились выдать своих дочерей за выдающихся студентов еврейских религиозных академий. Те же представители простого еврейского люда, кто не выдерживал столь серьёзного отбора на интеллект и стойкость, уходили к другим народам, принимая их религии. Лидеры-«ботаники», вставшие во главе народа-«ботаника»…

           И эта система действовала почти что две тысячи лет. Две тысячи лет жёсткого культурного отбора в условиях сильнейшего внешнего давления на еврейскую общину, культурного отбора, дававшего большую фору «ботаникам» перед представителями всех остальных психологических типов. В настоящее время эта система сломалась, но стремление еврейского «коллективного бессознательного» к истине уже чётко сформировалось и вряд ли когда-нибудь изменится в ближайшие несколько тысяч лет.

           Таким образом, еврейский народ, по моему мнению, – единственный народ в мире, который ищет не силу, но истину. Это то, что позволяет при 0,2-х процентном присутствии в популяции Земли иметь более четверти присутствия среди учёных – лауреатов Нобелевской премии. Это то, что сделало Библию самой читаемой и тиражной книгой всех времён. Это то, что позволило превратить пустыню и болото Палестины в цветущий сад за 60 лет. Мы как народ гонимся не за силой, но за истиной. И, провозглашая её усилиями многих умов и голосов, несём её всему человечеству. И именно стремление к поиску нового знания всего народа как некоего единого целого и есть та самая избранность, это избранность к задаче улучшения этого мира, в еврейской традиции эта задача звучит как «тикун олам». Итак, мы выяснили вопрос «избранности для чего», но существует ли «избранность кем-то»?

           Когда в среде дворовых хулиганов и забияк находится один мальчик-«ботаник», которому не очень интересно ставить подножку соседскому парнишке, кидать камни в чужие окна и дёргать девочек за косички, но очень интересно устройство этого мира, исследование частей, из которых он состоит, и способах их взаимодействия, мы говорим, что этот мальчик «избран» самой природой для элитной физико-математической школы, а не для средней общеобразовательной в соседнем квартале. Но пока он учится в средней школе, такой «ботаник» становится для вышеупомянутых «хулиганов» совершенно незаменимым человеком на контрольных либо, не приведи Всевышний, экзаменах. Он становится избранным для интеллектуальной поддержки и помощи в решении сложных задач, которые сами «хулиганы» решить не могут в силу их сложности. Проведя параллель: в среде народов-«хулиганов» есть один народ-«ботаник», который избран самой природой и хулиганами для решения задачи поиска истины в мире и донесения её тем же самым хулиганам путём решения за них контрольной на уроке. Ниша очень важная и хорошо оплачиваемая, знаю не понаслышке. :)

           Отсюда, кстати, приходит понимание того, что еврей – это не сколько национальная и религиозная принадлежность, то есть этно-конфессиональный идентификатор, сколько национальная и функциональная принадлежность, этно-функциональный идентификатор. И эта функция – функция поиска и несения в свет части истины, исполняемая человеком еврейского происхождения как часть единого организма, единственного в мире народа, реализующего модель интеллектуально-этической цивилизации, народа, ищущего истину, и делает человека с еврейскими корнями полноценным евреем. Но если человек еврейского происхождения теряет еврейскую функцию, специфический еврейский путь в этом мире, перестаёт (или даже не начинает) жить еврейской жизнью, то рано или поздно он кончается (или даже не начинается) как еврей. Это неизбежно, я сам наблюдал множество подобных примеров. Равно как и наоборот: человек, не являющийся евреем, начинающий жить еврейской жизнью и доказывающий специальным людям из моего народа то, что он искренен в своих устремлениях, через какое-то время официально становится евреем, полноправным, ему даже запрещено напоминать, что он когда-то был неевреем.

           Полагаю также, что именно в стремлении к истине кроется основная тайна долголетия моего народа, пережившего шумеров, древних египтян, римлян и сумевшего сохранить самое себя в сложнейших перипетиях двух изгнаний из Земли Обетованной, последнее из которых длилось примерно 1800 лет. Ибо сила приходит и уходит, возвеличивая одни народы, а потом – другие, а те, первые зачастую остаются лишь предметом археологических раскопок и исторических исследований. А вот истина – она всегда объёмна, многогранна, всегда изменчива, следуя ей, никогда не постареешь, но самое главное, что она одна на всех. И от того, что ты ею делишься с окружающими, истины не становится меньше, но только больше.

           Забавно, но только потому, что мы не ищем в этом мире силу, именно в этом нас постоянно подозревают не очень здоровые на всю голову люди, конспирологи и страждущие ухватить мой народ на «еврейском заговоре». А также все те, кто считает, что именно евреи уже давно управляют этим миром с помощью «теневого мирового правительства» и «заговора банкиров». Ведь как же так, все ищут силу, все ищут способы насильно управлять другими народами, а эти вот вечные «искатели странного» – нет? Такого не может быть, говорят себе и окружающим сии конспирологи и прочие психически нездоровые люди, евреи не ищут силу, потому что уже нашли её, а раз уже нашли, значит, уже управляют нами. Ведь по-другому быть не может, евреи такой же народ, как и все остальные, не правда ли?

Комментировать Всего 49 комментариев

Вы знаете, Илья, как еврею мне приятно сознавать,согласно предложенному Вами методу,принадлежность к "избранному" народу. Тем не менее я бы всё же усомнился в вашей теории и рискнул упрекнуть её в некоей вульгарности. 

Ну например китайский народ и китайская цивилизация, чем не избранный народ (не буду подводить базу Вы же избранный "ботаник" сами поймёте) или японцы...

Вообще избранность того или иного народа уже приводила человечество к бухенвальдам и аушвицам, кому как ни евреям знать об этом не по наслышке...

Эту реплику поддерживают: Татьяна Сергеева, Алекс Лосетт

Вообще избранность того или иного народа уже приводила человечество к бухенвальдам и аушвицам,

Да, Игорь. Такие рассуждения, как мне кажется не подлежат публикации для всеобщего чтения. 

Татьяна, от того, что текст Ильи опубликовать под грифом "Для служебного пользования" содержание и смысл его не изменятся. Я думаю как раз наоборот - чем больше людей его прочтёт, тем большее количество думающих "ботаников" и не "ботаников" поймут беспочвенность и абсурд подобных теорий.

Эту реплику поддерживают: Татьяна Сергеева, Алекс Лосетт

Да, вот прочитала и долго думала, как бы тактичнее высказать свою обиду за принадлежность к "неизбранному" народу:-)

О, можете высказать и нетактично. Мы за 3300 лет столько о себе нового узнали из чужих уст, что, полагаю, ничего нового вы нам не откроете.

Понятие "тактичность" для меня не имеет национальной окраски.

О, так вы- за цензуру? Очень либерально с вашей стороны.

так вы- за цензуру?

Илья, Вы написали три комментария и в каждом обвинили меня в том, что мне не свойственно. Так вот легко и просто.

К счастью, ни Ваш пост, ни Ваши комментарии не изменят моего глубокого уважения к еврейскому народу, с его мужеством, прошлой и настоящей историей, умением ценить и беречь ту силу духа, которая позволяет им выдержать все.

Эту реплику поддерживают: Светлана Пчельникова, Алекс Лосетт

Цензура

Своим комментарием я хотела сказать, что можно считать себя "избранным", быть убежденным в этом, но не стоит объявлять это во всеуслышание.

Гитлер тоже считал свой народ" избранным"...

Во-первых, ваши комментарии говорят лишь о том, что вы плохо знаете историю. Вам стоит перечитать основы идеологии НСДАП для того, чтобы понять, насколько сильно вы заблуждаетесь. Гитлер, начнём с самого начала, оперировал понятием "арийская раса", а не "немецкий народ", и расу сию он не считал "избранной", он считал её "исключительной", "расой, стоящей выше других рас". Во-вторых, не нужно мне говорить о том, что стоит объявлять во всеуслышание, а что не стоит, я как-нибудь сам разберусь с этим вопросом без чьей-либо помощи.

Татьяна, вы абсолютно правы, но ваш собеседник не поймет о чем вы(( к сожалению ответ Ильи Рабиновича ниже подтверждает мое мнение(

Эту реплику поддерживают: Татьяна Сергеева

Вы спорите в  системе бинарной логики. Утверждения Ильи относятся к состоянию «неизвестно». Можно не принимать это положение, тем более, что оно не опровергнуто и не доказано. Упрощает процесс мышления.

Игорь, всё, что вы написали, говорит лишь о том, что вы вообще не понимаете термин "избранность", трактуя "исключительность" как "избранность", а это совершено не соответствует действительности. Вы лишь прочитали то, что захотели прочесть, а не то, что было написано, а захотели вы прочесть лишь то, что в вас вбила, в своё время, коммунистическая пропаганда.Китайцы также, вполне возможно, являются избранным для какой-то ниши в глобальной системе народом, но я считаю себя недостаточно компетентным в китайском вопросе. Уверен, что поскольку вы завели разговор о китайцах с японцами, вы сможете поделиться описанием избранности ниши этих народов с читателями Сноба.

единственный народ в мире, который ищет не силу, но истину.

Я тоже не ищу силу, а стремлюсь к истине. Но, согласно Вашей классификации, я не достойна принадлежать к "избранному" народу. 

Есть такая процедура, называется она "гиюр", в рамках которой любой человек, который доказывает, что он несёт в себе еврейскую функцию, имеет возможность присоединиться к нам. А термины "достойны" или "недостойны"- это из словарного набора инфантильных снобов.

имеет возможность присоединиться к нам.

Да ладно уж. Поздно.  Да к тому же с моей инфантильностью, отягощенной не еврейским происхождением у меня шансов нет.

Эту реплику поддерживают: Алекс Лосетт

Вот видите,Татьяна, рэб Рабинович всех нас не избранных поставил на места: Вы инфантильный Сноб, а я - плод коммунистической пропаганды, которая что то в меня вбила. Да здравствует великий Рабинович - избранник всевышнего и гиюр на всех нас не избранных! Хотя я то вроде как избран собственной мамой, которая дала мне жизнь... да тут думать надо, пойду пожалуй...

Эту реплику поддерживают: Татьяна Сергеева, Алекс Лосетт

Да ладно. Тут одно из двух - либо Рабинович прав, либо нет. Если он прав, то какой смысл обижаться на волю Всевышнего? (Замечу в скобках, что Библия таки согласна с Рабиновичем. Это если кто верит в истинность Писания.)  А если неправ, то чем необоснованные амбиции г-на Рабиновича могут кому либо помешать? Это все равно, как считать себя Императором Галактики. Если человек, так себя позиционирующий, является в остальных аспектах приятным в общении и мы абсолютно уверены, что он говорит о невероятном, то лучше всего не обращать внимание на такое чудачество.  Если же речь идет о неприятном нам человеке, то цинически рассуждая, любой встречный-поперечный может невозбранно пользоваться этой слабостью в своих корыстных и прочих интересах ("на хвастуна не нужен нож...."). А вот для укоров или, тем более, обид я никаких оснований не вижу.  Считают же себя христиане "спасенными"? А это еще жестче, чем быть "избранными". И ничего.

Эту реплику поддерживают: Алекс Лосетт

Сергей, зная Вашу любовь к ивриту и по-настоящему глубокие знания Израиля,иудаизма, мне трудно поверить в то, что Вы верите в правоту Рабиновича. Ну а в правоте всевышнего сомневаться просто глупо это понятно даже мне - плоду компропаганды.Всевышний избрал евреев, чтобы те бесконечно скитались по всему миру и учили других жить. Пока им не очень здорово это удаётся. Я вот осел в Канаде учу их учу и всё без толку сплошной плюрализм и интернационализм просто беда.А в самом Израиле, где часто бываю, уверен, что Вам и Рабиновичу известно о нежелании,если не ошибаюсь, более 60% еврейского населения жить по Галахе. Т.е. их избрали, а они быть избранными не хотят.

А насчёт Ильи Вы,видимо, правы возможно он вполне приятный в общении человек, может быть даже приятный во всех отношениях и спорить я с ним больше не буду, аминь!

Эту реплику поддерживают: Алекс Лосетт

Во-первых, я очень рад, что Вы не будете спорить с Рабиновичем. Толку в этом я не вижу, а неприятный осадок может и остаться.

Во-вторых, будучи неевреем, я довольно иронически отношусь к рассуждениям Рабиновича о том, чего там хотят "другие народы мира". Неевреи, они довольно разные встречаются. И, в отличие от евреев, их принадлежность к тому или иному народу трудно формализуема.

По поводу же избранности, я, скорее, согласен с теми интерпретациями Библии, которые делают акцент на значение "выбранный для чего-то\ какой-то мисии", "обладающий свойствами, позволяющими сделать то-то и то-то", а не на широко распространенное понимание "избранности" как синонима "отборности". В первом значении, избранностью обладают не только евреи, а любая устойчивая социальная общность. Иначе мир не был бы создан настолько сложным. А более умеренно сформулированная претензия евреев на избранность в роли "народа-жреца" выглядит достаточно хорошо обоснованной не только авторитетом Писания, но и той ролью в истории, которую евреи сыграли, далеко не всегда по своей воле и к своему удовольствию. Имхо.

Эту реплику поддерживают: Игорь Вечеребин, Слава Цукерман, Алекс Лосетт

Сергей, я совершенно с вами согласен, каждый из народов Земли является "избранным" для какой-то ниши в системе глобального распределения функций, поскольку, потеряв эту "избранность", любой народ теряет самость, растворяясь в лоне иных народов и групп, что "избранность" не потеряли. Более того, индивидуальная вариантивность мозга человека превосходит групповую, что автоматически исключает трактовку "избранности" как "исключительности" либо "отобранности". Однако, это не отменяет факт того, что для любой группы и народа есть некая система координат, которая выстраивает иерархию ценностей в группе, ту, что запускает механизм культурного отбора. Я лишь описываю здесь ту нишу, для которой "избран" еврейский народ и тот механизм отбора, который запустил процесс.

Илья, Вы же видите, что я с Вашей позицией не спорю. Она хорошо обосновывается авторитетными еврейскими источниками. Другое дело, что в силу очевидной причины я больше склоняюсь к несколько иной интерпретации и иной расстановке акцентов. И, насколько я знаю, эта вторая интерпретация тоже может быть обоснована со ссылкой на еврейские религиозные авторитеты. Не думаю, что сведение всего многообразия еврейской традиции к одой единственной "окончательной" трактовке вообще возможно.

А что касается "механизма отбора", то мне и его редуцирование к "поиску истины", при всей видимой комплиментарности, кажется несколько непочтительным к Б-гу. Тот механизм, который описан в Торе выглядит качественно более сложным и многофакторным, сходным больше с отбором бойцов для частей спецназа, чем с экзаменами в физико-математическую школу.  Но это моё, сугубо личное мнение.

Безусловно, многофакторность культурного отбора никто не отменял, однако, существуют факторы более значимые и менее значимые. Если бы я начал описывать все факторы культурного отбора, действовавшие и действующие дло сих пор в моём народе, то небольшая обзорная статья вылилась бы в небольшую научную книжку. И, кстати, вы зря думаете, что экзамены в физ-мат проще, чем отборочные в спецназ. :)

то небольшая обзорная статья вылилась бы в небольшую научную книжку.

Вот у Рамбама так и получалось. ;-)  И знаете, я не считаю, что он зря так подробно описывал все аспекты обсуждаемых проблем.

Но моё имя не Моше бен Маймон, и на его лавры я не перетендую. :-) Может быть, когда нибудь, когда будет время...

Эту реплику поддерживают: Сергей Кондрашов

"Всевышний избрал евреев, чтобы те бесконечно скитались по всему миру и учили других жить."У вас какие-то совершенно извращённые представления о нас. Нам запрещён прозелитизм, соответственно, нам запрещено учить других людей жить (под "другими людими", подразумеваются, видимо, неевреи), нам запрещено бесконечно скитаться среди других народов. Нам заповедано жить в Стране Израиля, нам заповедовано выстроить свою жизнь как пример для других, но ни к чему этих самых "других" не принуждая и не понося. И это- часть еврейской функции.

Не о Вас, а о нас, я не менее еврей, чем Вы согласно Писанию, но я пообещал Сергею с Вами в дискуссию не вступать, а слово я держу.

Эту реплику поддерживают: Татьяна Сергеева

но я пообещал Сергею с Вами в дискуссию не вступать, а слово я держу.

Вот только меня не надо в таком качестве представлять. Никому не пожелаю вставать между евреем и возможностью подискутировать. ;-)

Эту реплику поддерживают: Игорь Вечеребин, Татьяна Сергеева

Поскольку Рабинович,скорее всего, меня евреем не считает, то все в порядке. Вы,Сергей, не между, а сбоку. ;-)

Ага, щас! А подписанное авторитетным ортодоксальным раввином свидетельство гойства у Вас имеется? И где тогда гарантия, что Рабинович позже Вас евреем не признает? А куда мне в таком случае потом деваться?

Эту реплику поддерживают: Игорь Вечеребин

Я вот осел в Канаде учу их учу и всё без толку сплошной плюрализм и интернационализм просто беда.

++++++++++++!!!!!!!!!

чем необоснованные амбиции г-на Рабиновича могут кому-либо помешать?

Я думаю, могут. Все разговоры о избранности какого -либо народа приводят к трагичным событиям в истории.

Пост Рабиновича - против его народа. Для нас с Вами - это амбиции, но для подавляющего большинства " неизбранных" - это повод к озлоблению.

Татьяна, да успокойтесь уже, ваш народ также "избранный", только для других задач и целей. Лучше проанализируйте и напишите про свой народ, для каких именно целей и задач он избран, вместо того, чтобы писать ерунду. К трагичным событиям приводят не "избранность", а "исключительность", но, видимо, разница между этими совершено разными терминами ускользает от вас.

Понимаю, о чем Вы говорите, Татьяна. Но не могу согласиться. Тут мне видятся два момента, "объективность" которых  представляется надуманной.

Первое, что "избранность" это синоним "превосходства". В русском языке (да и вообще, в современном дискурсе) так и звучит. Но библейские термины, похоже, не знали такого оттенка, возникшего позднее. Это относится и к библейскому термину "святость", который первоначально был близок к значению "отделенный\зарезервированный". Отсюда, и "народ святой" и "святая святых" больше говорили о том, что  нечто находится в личном владении Творца, а не о особых достоинствах этой собственности.

Второе, что разговоры об особом предназначении так уж обязательно ведут к трагическим событиям. К трагическим событиям может привести что угодно. И рано или поздно любой народ, независимо от его мнения о своем предназначении, претерпевает те или иные страшные бедствия. А представление об особом предназначении тоже может вести к очень разным последствиям. Имхо.

Эту реплику поддерживают: Татьяна Сергеева

Спасибо, Сергей. Я согласна с Вами.

Для нас с Вами - это амбиции, но для подавляющего большинства " неизбранных" - это повод к озлоблению.

Это, на мой взгляд, вопрос семантики. Если бы Рабинович доказывал, что избран для испытания нового лекарства или совершения прыжков с парашютом за линией фронта, это, я думаю, не вызывало бы у большинства "неизбранных" озлобления. Справедливости ради, христиане сами придали терминам "святой" и "избранный" такую степень положительной коннотации, которая и ведет к озлоблению христиан, при "необоснованном" употреблении евреями этих эпитетов по отношению к себе любимым. Но Библия-то, первоначально, как раз еврейская книга и евреи пользуются её терминами в своем значении, достаточно отличном от христианского.

P.S. Я бы, скорее, заподозрил Рабиновича и представляемую им традицию в некоторой подверженности христианскому влиянию. Но я, разумеется, не судья в еврейских вопросах. Вот бы рава Фейгина спросить....

Эту реплику поддерживают: Игорь Вечеребин, Татьяна Сергеева

Вот бы рава Фейгина спросить....

Да!

Пионер -- всем ребятам пример

Серёжа Кондрашов -- человек к нам благорасположенный, а также и вообще очень добрый и толерантный. Недаром же его выгнали из России за экстремизм :-). Потому он автора и защищает.

А вообще-то фраза "Пионер -- всем ребятам пример" означает вовсе не констатацию факта, а что-то вроде указания свыше: "Я тебя обязываю быть примером". А дальше как получится -- как пел Городницкий.

Мне кажется, что едва ли не весь Ветхий завет -- это рассказ о том, как НЕ получалось. Пророки только и делают, что обличают и простой народ, и правителей за то, что те ведут себя не так, как подабает пионеру.

Эту реплику поддерживают: Игорь Вечеребин

Ветхий завет -- это рассказ о том, как НЕ получалось

Да все получилось! Пионер, правда, в итоге остался невротиком. Но рассказ "Честное слово" автору удался замечательно! :-)

Эту реплику поддерживают: Александр Звонкин, Игорь Вечеребин

Остался невротиком -- это очень точно сказано :-).

Увы! Но мальчик очень-очень хороший. А что не без недостатков и некоторых проблем, то это с кем сравнивать.  :-)

Эту реплику поддерживают: Александр Звонкин, Игорь Вечеребин

Евреи ищут не силу, а истину? Не слишком ли пафосно? Проще будет сказать, в конкурентной исторической борьбе народов евреи поставили не на развитие силы (как силы государственной, так и просто физической), а на развитие разума и потому преуспели в сравнении с имперскими нациями, сгинувшими в исторических катаклизмах (египтяне, греки, римляне, византийцы...). Преуспевают они в конкуренции и с более молодыми нациями... пока. История доказала, что и в интеллектуальной борьбе неевреи, хоть и нечасто могут с успехом конкурировать с евреями. За примерем далеко ходить не надо. В 19 веке русская дворянская интеллигенция подняла отечественную культуру на такой уровень, что евреи там были не при делах. Другое дело в 20-м веке, когда дворянская интеллигенция была изгнана и уничтожена, тут уж евреи в сравнении с потомками русских крестьян и рабочих заблистали во всей красе. Но даже заблистав ни один из них, на мой взгляд, не достиг уровня дворян Пушкина, Лермонтова, Толстого, Достоевского, да и более позднего выходца из рабочих Платонова не достигли. Проходит время, многие "хулиганистые" нации такие как, например, викинги, становятся культурными допропорядочными норвежцами, шведами, датчанами, и выдвигают чемпиона мира по шахматам Андерсона, с которым ни один еврей не может совладать. То есть они уже тоже ставят не на силу, а на разум. Также уже далеко не хулиганистая нация немцы и многие другие. Со временем, надеюсь, уменьшится степень хулиганистости и у русских, а ее творческая интеллигенция, наконец, накопит и свой интеллектуальный потенциал, сможет восстановить "разорванную связь" с той великой культурой созданной дворянами и тогда... И тогда евреям в той нище, в которой они пребывают 1800 лет станет неуютно, ведь они вольно или невольно противопоставляют себя всему миру.   

Очень смешно читать ваш комментарий. В 19 веке еврейские писатели и поэты создали великую идишскую культуру. по сравнению с которой то, что писали дворяне Российской Империи, блекнет, с моей личной точки зрения (никому её не навязываю!). Но, скорее всего, вы не читали ни Башевиса-Зингера, ни иных деятелей той эпохи, вы, более чем уверен, даже не знаете этих имён. Хотите нас догнать, чтобы заставить нас "чувствовать себя неуютно"? Ви таки хочите нас отшлёпать за то, что мы, якобы, "противопоставляем себя всему миру"? Да вы антисемит, батенька.

"Ви антисемит?"

- ну наконец-то! а то я уже беспокоилась. :)

Мне точно так же смешно читать Ваш ответ на мой комментарий. Если я антесемит, то Вы воинствующий сионист. Что касается великой литературы на идишь, то ее, видимо, никто кроме евреев не знает, а Толстого и Достоевского знают и ставят во главе всех рейтингов во всем мире. А свой комментарий (если вы такой умный, то могли бы догадаться) я адресовал не Вам, а тем русским, которые по старой памяти испытывают некий "еврейский комплекс". Думаю что они, прочитав Ваши оскорбления в адрес величайших русских писателей (поставить Башевиса-Зингера выше Толстого и Достоевского! Платонова, видимо, вы не читали), избавятся от этого комплекса. 

Да, разумеется, я сионист, как и любой вменяемый, адекватный современности еврей, и что в этом такого? У вас проблемы с сионизмом? Тогда у вас проблемы с евреями, совершенно точно говорю. Опять-таки, к вашему сожалению, я читал и Платонова, и Достовского, и Толстого (а ещё Герцена, Гоголя и множество других российских авторов 19-20 веков), но Башевис-Зингер и Жаботинский мне лично нравятся больше. К сожалению, кроме подавляющего меньшинства евреев, про пласт еврейской литературы 19-20 веков действительно практически никто не знает, хотя "Гешарим" прилагает много усилий для её популяризации в последнее время. Так что, когда вы пишите про "оскорбление великих авторов" просто потому, что мне лично больше нравится иная литература, которая мне ближе- это уже полная неадекватность.

Прелестно! Подтянулись наши светлые славянские умы и заверте......