Все записи
14:13  /  23.05.15

11032просмотра

Древнеримская криптоистория

+T -
Поделиться:

Является ли христианство политико-религиозным проектом древнеримской знати?

Христианство может считаться религией, но на деле оно было разработано и использовалось как система контроля умов, чтобы порождать рабов, которые верили, что их рабство — веление Бога….

Римские кесари оставили нам нечто вроде литературной загадки, которую должны были разгадать будущие поколения, и что разгадка такова: «Мы изобрели Иисуса Христа, и мы гордимся этим.

Дж. Этвилл. Мессия кесаря: римский заговор по выдумыванию Иисуса

Майкл Бейджент

Информация, которую я вам предлагаю, должна усваиваться в удобном для вас темпе. Каждый из кирпичиков моей конструкции должен быть обстоятельно и без спешки проанализирован. Это особенно важно, потому что книга бросает вызов глубоко укоренившимся убеждениям, и читатель должен иметь возможность обосновать каждый шаг на этом пути и понять, почему мы его делаем. Только в этом случае можно быть уверенным в своих выводах.

М. Бейджент. Бумаги Иисуса

Проект древнеримской аристократии

Римляне, уставшие от восстаний еврейских сект, ожидавших «Мессию-воина», прибегли к психологической войне. Они создали конкурирующую веру — историю о «мирном» Мессии, который призывал «подставлять другую щеку» и платить налоги.

Дж. Этвилл. Мессия кесаря: римский заговор по выдумыванию Иисуса

Сегодня трудно даже подсчитать сколько внешних и внутренних ударов испытало христианское учение за два тысячелетия своего существования. Изнутри его расшатывали сектанты, такие как богомилы, катары и манихеи, а извне громили энциклопедисты и просветители. Постепенно язвительные, блистательные, но отчасти поверхностные, памфлеты Поля Гольбаха и Лео Таксиля уступили место глубокому критическому анализу. Сегодня эту традицию успешно продолжает видный американский биолог Ричард Докинз, прославившийся своим научным бестселлером «Бог, как иллюзия».

Однако самый сильный и массовый удар христианству нанесли не атеистическая критика и научно-популярный анализ, а криптоисторические (криптоистория – альтернативная история) теории. Прежде всего здесь стоит отметить Майкл Бейджента, автора сенсационных сочинений «Святая Кровь и Святой Грааль» и «Бумаги Иисуса». Вместе со своими соавторами Ричардом Ли и Генри Линкольном он произвел подлинный переворот в сознании верующих, открыв совершенно новые страницы христианского вероучения. Апофеозом этого криптоисторического исследования стал авантюрный роман Дэна Брауна «Код да Винчи». Этот бестселлер, написанный по материалам книг Бейджента, Ли и Линкольна, приобрел еще большую популярность после выхода одноименного голливудского блокбастера.

Джозеф Этвилл (Joseph Atwill)

Я представляю свою работу с двойственными чувствами, поскольку не хочу наносить никакого прямого вреда христианам. Но это важно для нашей культуры. Интересующиеся граждане должны знать правду о нашем прошлом, чтобы мы понимали, как и зачем власть создает ложные истории и ложных богов. Она часто делает это для обеспечения общественного порядка, который идет вразрез с интересами простых людей.

Дж. Этвилл. Мессия кесаря: римский заговор по выдумыванию Иисуса

Казалось бы, после подобной блестящей атаки на традиционный миф о «святом семействе» придумать что-либо принципиально новое просто невозможно…

И тут грянул гром! Американский историк и специалист по «священным текстам» Джозеф Этвилл представил свою книгу «Мессия кесаря: римский заговор по выдумыванию Иисуса». Британский журналист Роб Вильямс, организовавший лондонскую пресс-конференцию Этвилла, анонсировал ее как «сверхсенсационное разоблачение» и «самую значительную библейскую конспирологическую теорию последнего времени».

В своем труде Этвилл аргументировано утверждает, что основа христианства была создана древнеримской интеллектуальной элитой. В первом веке н.э. группа неизвестных историков, политиков и писателей не только целиком сфабриковала историю христианского мессии, но и создала ему «религиозное окружение» из сопутствующих посланий и откровений святых. Проект оказался настолько успешным, что вскоре уже развивался сам по себе, обрастая все новыми евангелиями и пророчествами. При этом была достигнута главная цель римской аристократии - создание религиозного культа для рабов и люмпенов, используя заповеди Христа для усмирения и покорности народных масс.

По следам «солдатского императора»

Иудейские секты Палестины в ту эпоху были преисполнены ожиданием Мессии-воина, и это было причиной постоянных иудейских восстаний в первом веке. Когда римляне исчерпали обычные способы подавления таких бунтов, они обратились к психологическим методам. Они посчитали, что надо создать конкурирующую веру, которая будет препятствовать распространению мессианских идей среди ревностных иудеев. Вот тогда и была создана история о «мирном» мессии.

Дж. Этвилл. Мессия кесаря: римский заговор по выдумыванию Иисуса

«Солдатский император» Тит Флавий Веспасиан (9-79 гг н. э.)

Биография Иисуса от начала до конца сконструирована на базе более ранних историй, и особенно на основе биографии одного из римских кесарей…

Похоже, многие ученые не замечали, что последовательность событий и места проповедей Иисуса более или менее совпадают с последовательностью событий и с местами военной кампании Тита Флавия в описании Иосифа.

Дж. Этвилл. Мессия кесаря: римский заговор по выдумыванию Иисуса

Этвилл утверждает, что свое «открытие» он сделал, изучая «Иудейскую войну» - единственную дошедшую до нас римскую рукопись, рассказывающую о Ближнем Востоке первого века нашей эры. Этот выдающийся литературный памятник был написан от первого лица Иосифом Флавием и подробно рассказывает о подавлении Иудейского восстания будущим «солдатским императором» Титом Флавием. Этвилл находит много исторических и географических параллелей между содержанием Нового Завета и римским трактатом. Криптоисторик считает, что совпадения последовательности событий и места проповедей Иисуса с развитием военной кампании римлян далеко не случайны.

Этвилл говорит о десятках скрытых сходств между полководцем Титом Флавием и Иисусом. При этом он опирается не только на «священное писание», но и на десятки неканонических евангелий - апокрифов. В целом, по его словам, не только биография Иисуса, но и весь «новый завет» от начала до конца сконструирован на базе более ранних источников.

Этвилл заявляет, что христианство не зародилось как религия само, а было создано как изощренный инструмент пропаганды, чтобы усмирять подданных Римской империи. Он говорит, что когда неуклюжая и грубая тактика римлян по наведению порядка не дала результатов, они обратились к более изощренным и тонким способам для его сохранения.

И здесь пригодились мифы иудейского «ветхого завета», полные пророчеств о приходе некоего «мессии». Вот только в римском варианте этот «мессия» вместо призывов к войне с поработителями должен был распространять пацифистские идеи. Именно их мы и встречаем в раннем христианстве, поучавшем – «подставь другую щеку», «любая власть от бога», «возлюби врага своего» и «отдай кесарю кесарево». Все это склоняло иудеев, а впоследствии и их «братьев во Христе» исправно платить Риму налоги и безропотно влачить свое рабское существование.

Однако создать из ничего новую религию очень трудно и римские автократы пошли простейшим путем, соединив в единое древний культ индоиранского божества Митры и учение иудейской секты ессеев.

Культ Митры

Хотя исследователи христианства издавна признают, что пророчества Иисуса сбылись в том, что написал о первой иудейско-римской войне Иосиф Флавий, я увидел там десятки других параллелей.

Дж. Этвилл. Мессия кесаря: римский заговор по выдумыванию Иисуса

Первое время общины христиан часто путали с последователями восточного бога Митры. Этот древнейший культ некогда был широко распространен в странах Ближней и Средней Азии. Историки полагают, у митраизма были общие корни с учением огнепоклонников – зороастризма. Есть легенда, что Александр Македонский даже хотел сделать некую смесь митраизма и зороастризма официальной религией своей империи. В этом великий завоеватель чуть не предвосхитил «римский проект Христа». В Древний Рим попала персидская версия культа Митры, которая долгое время составляла серьезную конкуренцию христианству.

В криптоисторической версии Этвилла выбор римских авторов христианства выпал на Митру не спроста. Именно это божество хорошо подходило к иудейским верованиям и воспринималось своими адептами как спаситель, ведущий своими поучениями к вечной жизни. Так в христианство попал и день рождения Митры - 25 декабря, став праздником Рождества. Весь «новый завет» полон митраистских сюжетов, начиная с легенды о родившемся в гроте боге и пастухах, пришедших к нему на поклонение, а по другой версии новорожденному принесли золотые дары и благовония маги. Христианские обряды также кажутся буквально списанными с древневосточного культа: окропление святой водой; еженедельное празднование дня, посвященного богу; причащение хлебом и вином.

Восточный бог Митра (древнеримский барельеф)

Жрецы персидского культа считали Митру не «чистым богом», а своеобразным «богочеловеком» и ожидали его возвращение на землю. Пришествие Митры обещало избавить землю от демонов мрака и воскресить всех праведников для вечной жизни в «райских» условиях...

Митра, как и Христос, являлся посредником между людьми и высшими силами. И Христос, и Митра выражали волю единых богов, пославших их к людям, Христос — Яхве, а Митра — Ахура Мазды...

Даже символика христианства напоминает крест в круге митраистов — древнейший символ Солнца, присутствующий на сценах священной трапезы Митры и бога Солнца. Однако первохристиане использовали иной знак рыбы от греческого «ихтио» - сокращения «Иисус Христос». И лишь впоследствии крест стал символом мученичества и страдания. Христианское таинство причастия отражает воспоминание о «тайной вечере» Христа и двенадцати апостолов. У митраистов также есть обряд ритуальной трапезы, посвященной пиршеству Митры и его близких учеников. При этом хлеб и вино символизируют блаженство и достаток будущей вечной жизни.

Еще одно таинство христианской церкви имеет аналогию в ритуалах митраизма — крещение-омовение неофитов, которое в понимании служителей культа Митры способствовало очищению от прошлых грехов человека, посвящаемого в мистерии. Жрецы Митры осуществляли помазание посвящаемых медом, что напоминает христианское миропомазание. Как и христианские апостолы они считали себя посредниками между земным и божественным. Поэтому данной им «свыше» властью они исповедовали паству, отпускали грехи «заблудшим» и налагали на них епитимьи.

Поздний митраизм выделялся среди прочего античного язычества стремлением к духовной чистоте и строгими морально-этическими правилами, что опять таки сильно напоминает «праведность» и аскетичность первых христиан.

Подытожить вышесказанное о взаимосвязи и близости двух ведущих религиозных систем Римской империи можно цитатой из современной Британской энциклопедии:

Братский и демократический дух первых коммун и их истоки покорности, идентификация объектов поклонения с солнцем и светом, легенды о пастухах и дарах, о наводнении, представление в искусстве огненной колесницы, получение воды из скалы, использование колокольчика и свечи, святой воды и причащения, освящение воскресения и 25 декабря, упор на моральный кодекс, воздержание и самоконтроль, доктрины неба и ада, откровения, размышления о логосе, происходящем от божественного, искупляющая жертва, постоянная борьба между добром и злом с победой первого, бессмертие души и последний суд, воскрешение плоти и огненная погибель Вселенной — только некоторые из сходств, кажущихся или реальных, позволивших митраизму долго соперничать с христианством.

Однако сам по себе культ Митры не мог породить христианство и тут требовался еще какой-то дополнительный идеологический фактор.

Секта ессеев

Христианство может давать кому-то спокойствие и утешение, но оно может также быть очень вредным и репрессивным, этакой коварной формой управления разумом, ведущей к слепому согласию на рабство, нищету и войны на всем протяжении истории. Христианство по сей день, и особенно в США, используется для получения поддержки войне на Ближнем Востоке

Дж. Этвилл. Мессия кесаря: римский заговор по выдумыванию Иисуса

Кумран

Помимо всего прочего, существует мнение, будто свитки эти – в некотором отношении уникальные и бесценные артефакты, археологические свидетельства огромной ценности и значения. Трудно рассчитывать найти вещи подобного рода, покопавшись у себя в саду или на заднем дворике. Столь же бесполезно, хотя иные думают иначе, пытаться искать их среди ржавого оружия, домашнего мусора, битой посуды, остатков сбруи и прочих бытовых вещей, которые можно найти, скажем, во время раскопок на стоянке римских легионеров в Британии.

М. Бейджент, Р. Ли. Свитки Мёртвого моря

Знаменитые «Кумранские рукописи» были найдены в 1947 году в районе Мертвого моря и сразу же произвели небывалую сенсацию в лагере библеистов. Тексты Кумранской общины были созданы в период от третьего века до н.э. до 70 года н.э. Свитки кумранитов содержат важнейшие литературные источники древности: ранние версии «старого завета», религиозные гимны, псалмы и календари. Археологи определили, что в начале 70-х годов н.э. последние жители Кумрана покинули свое поселение.

Анализ содержимого Кумранских рукописей буквально ошеломляет. Оказывается, некий прообраз Христа жил задолго до рождения христианства и руководил сектой иудеев под именем «учителя праведности»! Совпадение «свитков Мертвого моря» с текстами «священного писания» просто поразительно и дает еще один криптоисторический сценарий развития событий.

Ну а если предположить, что исчезнувшие сектанты не были уничтожены при подавлении Иудейского восстания и решили направиться в римскую метрополию! Первая иудейско-римская война вызвала громадный поток беженцев, с которым ессеи могли перебраться на Сицилию или Италийский полуостров. Там они и могли попасть в поле зрения римских аристократов, подбирающих «зерно» для своего социально-религиозного «эксперимента». Ессеям (может быть даже с помощью вездесущих митраистов!) помогли перебраться в Рим и обустроиться на новом месте.

Между христианством, митраизмом и ессейской идеологией так много общего, что историки до сих пор спорят о религиозной принадлежности той или иной общины верующих в первых веках н.э.

Сама организация церкви Христа во многом напоминала с одной стороны братства митраистов, а с другой – общину кумранитов. В частности, здесь встречается редкое среди язычества и иудейства понятие воинствующей церкви, близкое культу Митры и верованиям ессеев. Даже высший католический сан повторяет звание митраистских первосвященников – «Духовный Отец» или просто «Папа». Так же и христианские иерархи — архиереи и архимандриты носят головной убор, называемый Митрой, доставшийся им в наследство от жрецов персидского божества, а митрополиты управляют столичными епархиями. Все эти следы ессеизма и митраизма в самых основах христианства вряд ли случайны и могут многое рассказать вдумчивому исследователю.

Ну а если отойти от анализа религиозных артефактов и просто задаться главным вопросом римских юристов - кому это выгодно? Ответ тут однозначен – религия «божьих рабов» всегда была действенным средством поддержания спокойствия в обществе и служила незаменимой опорой государственной власти. В этом отношении христианство очень многим напоминает как учение ессеев, так и митраизм.

Под огнем критики

Люди спорят, насколько хорошо мы знаем Иисуса, но идея о том, что истории о нем изобрели римляне, живет за рамками научного мира. Такая теория может вызвать раздражение у специалистов - религиоведов.

Д. Кроссли  

Обычно криптоисторические гипотезы вызывают бурную реакцию в научном мире, а их авторы попадают под шквал всесторонней критики. Однако в этот раз реакция на выход книги Этвилла была на редкость сдержанной. Ситуацию несколько прояснил секретарь Папской академии наук, который с большим сарказмом заметил, что подобным писателям, пытающимся подорвать авторитет церкви и Святого престола, следовало бы сначала изучить тысячи томов из библиотеки Ватикана. В то же время любые авторитетные комментарии подобных «трудов» только привлекают всеобщее внимание к их авторам, создавая им совершенно незаслуженную славу….

Не стал критиковать суть гипотезы Этвилла и профессор Шеффилдского университета Джеймс Кроссли. Этот известный британский библеист сравнил теорию Этвилла с произведениями Дэна Брауна, заметив, что подобные «псевдоисследования» широко распространены только за пределами научного мир, и обычно сводятся лишь к очередным литературным сенсациям. В научном мире таких теорий практически нет и профессиональным экспертам не стоит относиться к ним всерьез.

Между тем в истории христианства до сих пор остается очень много пятен. Это и Кумранские рукописи, и странное сходство христианского Рождества с праздником рождение Митры 25 декабря. В глубокой древности у митраистов в самую длинную ночь года в темной пещере это символизировало рождение света и появление надежды на скорое возрождение природы после символической зимней смерти. Однако во времена Рима новые религии уже не вкладывали в подобные события столь глубокий «космический» смысл.

С другой стороны, отвечая на вопрос о полном отсутствии каких-либо артефактов, подтверждающих его версию, Этвилл обращает внимание на бурную политическую жизнь того времени с кровавыми преторианскими бунтами и частой сменой провластных партий. Судя по всему, группа римских интеллектуалов, запустившая в массы новую религию, не удержалась при власти и была уничтожена при очередном дворцовом перевороте. Оставшиеся аристократы боялись громкого разоблачения, ведь их действия новая власть, преследующая христиан, вполне могла истолковать, как государственную измену. Впрочем, и загадочная ненависть римских правителей к последователям Христа могла объясняться слухами о том, что это затея их политических конкурентов.

Ну а рядовые верующие вряд ли понимали подоплеку всех этих событий. И даже образованные римляне из правящего класса долго не могли понять, что за странная религиозная секта «митраистов» с иудейскими корнями возникла прямо у них на глазах.

Сам Этвилл везде и всячески подчеркивает, что его целью не была бездумная критика христианства, как религиозного явления. Однако он бы был рад, если его работа даст сомневающимся основание «порвать с религией, поскольку теперь озвучены доказательства, позволяющие предполагать, откуда же возникла странная история про Иисуса».

Впрочем, добавляет криптоисторик, ценность любого религиозного культа вовсе не определяется тем, является ли он результатом массового психоза толпы, преклоняющейся перед очередным иудейским фокусником-проповедником или хорошо продуманным проектом, воплощенным с холодным расчетом группой не верящих ни во что интеллектуалов…