Все записи
17:07  /  4.08.17

2227просмотров

«Метафизика Венеции» и очередь к новому миру

+T -
Поделиться:

Вчера в «Мусейоне» произошла презентация книги Глеба Смирнова «Метафизика Венеции», которая была восхитительной, но речь пойдёт не о ней самой, а об окантовке события. Вечер начинался в семь, а в шесть около дверей уже стояла приличная очередь. Билеты закончились, но люди рассчитывали, что получится хотя бы постоять как-то у стеночки или сесть на ступеньках в проходе. К началу вечера очередь увеличилась раза в три. Билетов не было, в зал не пускали. Люди продолжали стоять. Наблюдать за этим было невыносимо приятно. Дальше кто-то выходил, а на его место заходил человек из очереди. Кто-то провёл около дверей больше часа, заплатил двойную цену за билет, только чтобы попасть внутрь зала, где такие слова как «меланхолия» и «гедонизм», «бессмертие», «фатум», «парадокс», «эстетика» вновь обрели реальность в образе человека по имени Глеб Смирнов.

Утром этого же дня я была на семинаре по капитализации интеллектуальной собственности, и теперь поэтическая песнь о Венеции, городе, который «возвращает тебе звук твоих шагов», казалась мне чем-то, что здесь и сейчас стало мерой доверия, мерой устойчивости, мерой уровня счастья – как вы знаете, эти функции обычно выполняют деньги. Зал таял в неге искусства. Я смотрела и видела: люди жаждут культуры, люди хотят глубины, сакральности, таинства, хотят слушать, как кто-то говорит полушёпотом, хотят слушать стихи, хотят слушать выжимки смыслов, но при этом мало кого интересует, как эти «выжимальщики» живут. Вернее, на что. Никого не волнует, что наше общественное устройство сейчас таково, что им приходится нищенствовать до достижения признания. Зато потом – вот: полные залы, наслаждайтесь успехом.

Честно ли это? Что талантливым людям делать в период их становления? Иногда это годы и десятилетия – время, которое нужно, чтобы начитать свой кругозор, набыться в одиночестве, научиться созерцательности. Как им выживать? «Это было всегда», «талант должен быть голодным» – это всё не проходит, просто потому, что время другое, и вроде как счастья побольше, и всем разрешили жить в настоящем.

Так почему бы нам как-то не навалиться и не создать структуру, которая позволит включить писателей, философов, искусствоведов в хозяйственную деятельность общества? Во времена Возрождения художники делали росписи церквей, школ, библиотек, то есть творческий человек был «влит» в социально-экономические отношения всей своей жизнью, а не только фактом написания какой-то картины. Художник работал художником. Почему бы не сделать эту практику обычным делом? 

К примеру, открыть площадку, где авторы смогут выставлять на продажу новые виды решений для общественных, экономических и художественных пространств и получать доход с каждого факта производства (интеллектуальной собственности). Таким образом, творческие люди смогут честно зарабатывать, а мир станет намного красивее (и добрее: писателям не обязательно будет страдать!).  

Вот что я подумала, выходя из зала, в котором уже повсюду звенели маленькие колокольчики катарсического экстаза: когда смыслы и деньги придут во взаимодействие, вот тогда мы и будем говорить о начале нового мира. Пока это лишь очередь к нему. Можно купить билет уходящего за двойную цену, а можно совершить «прыжок из византийского царства необходимости в ренессансное царство свободы и поиска» (цитата из книги Глеба Смирнова), то есть расширить сам зал, увеличив пространство для самовыражения. Что лучше сделать? Выбирать нам.

Комментировать Всего 18 комментариев

"писателям необязательно будет страдать!" - Ну, детский сад, трусы на лямках! Тогда мы будем иметь вместо Достоевского эконом-пакет апдайков. 

Это неочевидно. Набоков тому пример.

Набоков? С какой стороны? То, что он потерял свой мир, родину, отца, это - детский сад? Над ним, конечно, шпагу не ломали и не инсценировали расстрел, ну так на то он и не Достоевский. По Сеньке и шапка.

Мой пример иллюстрирует только то, что можно создавать произведения искусства, ведя при этом достойную жизнь - не нуждаясь, не бедствуя, уважая себя. Тогда можно увидеть и сделать намного больше. 

Так, именно, все пропорционально. Изо всех трех Апдайк наименее "нуждался и бедствовал". А вот вопрос самоуважения - это из другой качественной категории. Кто там сказал" "Бедность - не порок. Нищета - порок-с"?

Да, и я о теме самоуважения. Производство смыслов - это такая же работа, как и другие, но у автора в нашем обществе практически нет прав, интеллектуальная собственность не защищена должным образом. Пытаюсь размышлять, как это изменить при помощи новых технологий.

Ну, это я не знаю. По-моему, сейчас дофига разных структур насоздавали права защищать. Только, было бы что защищать! Быков говорит - нет писателей! Читать не-че-го. Сегодняшних.

Вон Тина Шевцова, что накопила, то и выплеснула. Здорово. Но не так много и накопила (хотя поболе иных). Сейчас еще помыкается, глядишь и накопит. А зоосады писательские, инкубаторы мы уже проходили...

Спасибо за комментарий. А вы не уточните, какие это именно структуры, если мы говорим о людях искусства?

Я имею в виду массу всяких юридических структур по "защите интелектуальной собственности". И я не очень понимаю ваш вопрос.Что, кто-то посягает на какие-то ранние неизвестные тексты того же Глеба Смирнова? В чем проблема?

Вы, как я понял, ратуете именно за господдержку молодых писателей. Ну, так и это есть к какой-то степени и из разных источников (толку только маловато будет). И интернет-площадок разных и поэтических, и писательских, и художественных завались, и книгоиздание уже хоть от одного экземпляра налажено. А "великое" искусство оно всегда, конечно, за счет меценатства существовало так или иначе, ну или "раскручивалось" дельцами уже после смерти автора.  Вы о чем? В чем конкретно ваше предложение? Поясните мысль, пожалуйста.

Моё предложение - это блокчейн-сервис, площадка, где можно выставлять не только художественные произведения, но и инициативы - социальные, экономические, политические. Выставлять на продажу решения, то есть потенциальные объекты интеллектуальной собственности. Моя инициатива, к примеру: взять двадцать молодых писателей, заказать им рассказы о советских изобретателях, имена которых незаслуженно забыты - тот же Юрий Кондратюк, чьи рассчёты NASA использовало в лунной программе «Апполон», перевести книгу на разные языки и продавать в аэропортах, музеях, галереях, и т.п. Важное, полезное дело, и писатели смогут получить живые разумные гонорары.

А, т.е. это такая ваша заявка на грант. Ну, что ж, вполне может быть. Продвигайте, реализуйте. Удачи.

"Детский сад" - это идея "художник должен быть голодным" :)

Желающий пострадать всегда найдет повод. И Достоевский писал не о том, что его беспокоило ("где взять денег"), а о всяких абстракциях вроде "тварь дрожащая или право имею" :)

Эту реплику поддерживают: Юна Летц

Нет, Анна. Это не-пре-менное условие в прямом или переносном смысле. Из ничего чего не бывает. Если ты сытно живешь и впредь хочешь, даже обладая способностями (я не говорю о Гении - это всегда беда), то более апдайка из тебя не выйдет. Но если ты имеешь талант маркиза Де Сада, то должен отдавать отчет, что если пойдешь по пути его реализации, то это путь по краю эшафота.

Не только росписи храмов делали, но и портреты благодетелей. Скажем, Сафронов в этом вполне преуспел, но до уровня Возрождения как-то не дотянул. Видимо, натура не та.  

Частные случаи разные, это да, но хочется верить, что возможно такое устройство жизни, при котором таланты не должны будут "выуживаться". У нас же столько новых пространств появилось, наверняка где-то найдётся местечко для муз.

Идеальных условий у талантов нет нигде, даже на Западе. Что уж о России говорить.

Хотя если она так активно отправляется в Средневековье со своими Днями опричника и Сахарным Кремлем - то там и до Возрождения рукой подать. 

Идеальных и не требуется, достойные помогли бы. 

Спасибо за интересные комментарии, да, у нас мода на эпохи меняется быстро, но есть ощущение, что в этот раз мы попали в хорошее место) Мир настоящего, который можно конструировать сообща. Mundus hic est quam optimus.