Все записи
11:11  /  30.10.20

1083просмотра

Как рыба на дереве – о положении писателей в России

+T -
Поделиться:

«Рыба не очень удачно лазает по деревьям», – намекнул Эйнштейн, но эта мысль не сильно впечатлила ни его современников, ни потомков, и мы живем в мире, где полным-полно лазающих по деревьям рыб. Писатели, работающие рекламщиками, философы, продающие окна или матрасы, все они мечтают о воде, работать со смыслом, но вместо этого ползут по коре, несколько ошалевая от происходящего. «Ай!» – кричит искусствовед, высчитывая маркетинговую стратегию страницы в инстаграм. «Ой!» – вскрикивает автор, получив гонорар за статью, которую он писал две недели. «Ууу», – взвывает любой творческий человек, пожелавший работать со словом в России.

«Замечали ли вы… – говорит одна из ползущих рыб. – Что у словесников, шире – людей искусства, нынче совсем нет никаких прав? Их вроде как и не существует. Творческий класс есть, он огромен, но государство его не видит. Вы не подумайте… Я не то что бы жалуюсь… Но ёхин хеменгуей. Вот у нас есть богема, вот тут заслуженные, а остальные – боритесь, стремитесь, пробивайтесь. И так проходит вся жизнь: сейчас поднакоплю и смогу поработать неделю над текстом – над тем, за который ничего не заплатят. Но с чего копить, если и так еле ползёшь?!»

И вот они ползут и ползут, а иногда встают во весь рост, рыбы эти, да, встают, берут своё дерево и идут, и идут навстречу прекрасному будущему. Они идут, среда сухая, воды нет, пустыня одного и того же, одного и того же, и по пустыне бредет верблюд. Подходит к рыбе и дает сигареты. И они курят: рыба, верблюд и дерево.

«А что, неплохая картинка!» – говорит читатель и идёт дальше. А проблема остается. Рыбы висят на деревьях: люди искусства не встроены в общество, у них нет места. Как это сказать, через что? «Затянись, родненький», – говорит общество и переводит взгляд на действительно важный информационный повод.

«Изгой-Один»

 

Во время кризиса скелет больше не норовит спрятаться в шкаф, он у всех на виду. Из щелей повылезли все страхи человечества, которые они так долго убаюкивали своим необуддизмом и медитациями. Выяснилось, что связующих нитей нет, и когда каюкнулась привычная среда, люди впали в истерию. Вышли в информационное пространство, а там – вой и нашлепки из имбиря. Столкнулись с собственными по-Юнгу тенями, стали ведьмами и ведьмаками, потому что – почему? – потому что мы всё время загребаем в голову мусор, это привычный информационный фон. Как сделать фон другим? Дайте возможность профессионально работать со словом, как это делал Честертон или Твен, дайте материальную возможность высказываться с другим уровнем глубины. «А, верблюд, ну, пожалуйста?»

И он выпускает дым кольцами и больше ничего не делает. Он выпускает дым кольцами. Бесконечность. Нирвана. «Тише, тише, детки, и это тоже пройдёт».

Забыла, забыла рыба, что у неё нет голоса, что она висит на дереве, как некогда висел другой, который тоже пытался выйти на глубину, а его – к дереву: повиси, повиси. И продолжатели его дела, художники (по сути своей, иначе – создатели нового) вот так, как и он, но без гвоздей, ползут, ползут, что ли, в крону, хоть куда-то, чтобы дойти до мира, где смогут работать со смыслом, а не с достоинствами очередной модели кроссовок. 

MarketWorld

 

Мы основали реальность, которая похожа больше на рынок, но не на библиотеку. Мы основали реальность, где нет места для людей, которые творят прелестные шалости, перенимая у ангелов смелость летать, переводя реалии на художественный язык. То, что мы видим, это связность, обусловленная потребностями бизнеса. Тотальное овеществление. Чтобы нам проще было жить. Какое у писателей место в этой эпопее? Сколько ещё протянет рыба, карабкающаяся по дереву?

Писатель – это работа

 

В наши времена практически любой человек, причастный к литературе, это «бедняга». Чтобы работать со словом, надо родиться в богатой семье или «попасть в струю», или согласиться на нищенство. «Можно работать где-то ещё!» – лениво сообщает верблюд. Это можно. Можно работать в рекламе, но и книги твои будут не такие, как если бы ты работал над ними, будучи писателем. Потому что писатель – это работа, любая работа с текстами требует времени.

«Писатель – это работа», – говорит рыба. Работа в том, чтобы обогащать мир новыми смыслами и формами. Не только люди из обеспеченных семей могу этим заниматься. Любой человек, ощутивший проблески дара, должен иметь шанс его развить. Работа со словом должна получить признание как работа, на общественном уровне. Рыба говорит, а мир зевает. Ну-ну.

Что, кстати, в мире?

Во Франции есть non-profit ассоциации, в том числе объединения писателей, которые получают помощь от государства. В Норвегии государство выкупает 1 000 экземпляров каждой книги и рассылает по библиотекам всех городов, так что авторы могут спокойно работать над новым текстом. В Германии есть Дома литературы (Literaturhaus), которые предоставляют писателям не только помещения для работы, но и возможность проводить авторские чтения, каждое из которых оплачивается. Тут же проводятся семинары для талантливых авторов, участники которых могут рассчитывать на книжные контракты.

А что у нас? Что можно сделать?

  1. развить систему грантов 
  2. создать ресурс, где люди культуры могут вести колонки и делиться мнением, при этом получать достойные гонорары 
  3. нанимать писателей работать писателями (пытаюсь делать это в рамках своей книжной мастерской, где мы создаем фамильные и биографические книги – дело за заказами)
  4. создать систему литературных домов, которые будут поддерживать социальную жизнь творческого сообщества
  5. ?

-------

Возможно, мы здесь не для того, чтобы завалить себя вещами. Возможно, мы здесь, чтобы сделать мир лучше. Более объёмным, справедливым, живым.

И тогда рыба доползет и взлетит.

 

 

Комментировать Всего 54 комментария
Юна, вот это тема! А и впрямь...

Как же они раньше?

Джек Лондон, Пешков? Веллер, кстати. Много об этом рассказывал.

Надо безусловный базовый доход, что ли...

Но с этим сложно.

Краудфандинг? Объединиться и собирать на литературные проекты?

А есть ещё группы в сетях - собирают на еду... Или просто еду. В ковид же у многих с работой проблемы.

Вот это вот всё хорошо, конечно, но кто это "вам" сделает?

"1. развить систему грантов

2. создать ресурс, где люди культуры могут вести колонки и делиться мнением, при этом получать достойные гонорары

3. нанимать писателей работать писателями (пытаюсь делать это в рамках своей книжной мастерской, где мы создаем фамильные и биографические книги – дело за заказами

4. создать систему литературных домов, которые будут поддерживать социальную жизнь творческого сообщества

5...."

Есть Министерство культуры и соответствующие структуры в субъектах федерации, но им так порезали бюджеты... спускают деньги только под пиар-проекты - фестивали, Дни чего-нибудь, патриотические юбилеи... Лучше стихи или прозу читать в переходах со шляпой в руке, чем в этом участвовать.

Надо подкинуть Дмитрию Быкову вопрос: чем зарабатывают на жизнь писатели? Он знает:))

Есть Союз писателей... 

Эту реплику поддерживают: Юна Летц

Светлана, спасибо большое за ваше неравнодушие. Тут, видите, какое дело, на раньше-то не всегда можно равняться. Многие писатели жили и умерли в нищете, а еще больше одаренных людей вообще не стали писателями по той же причине. Это как медицина или преподавание, нужна постоянная практика, а когда начинаешь работать на базовый доход, написать хорошую сильную книжку очень сложно. Безусловно, есть титаны духа и дела, вроде Дмитрий Быков, и было бы очень здорово, если бы он поддержал этот разговор своим участием. Но в целом, работать с длинными смыслами и пытаться удержаться на плаву в этой бегущей реальности - это очень тяжело, а если вы начинающий автор, то почти невозможно.

Если угнетать людей, которые хотят мыслить книгами и развивать новые артефакты, достраивающие реальность, то мы все так и будем сидеть в большом магазине. Поэтому я предлагаю хотя бы начать этот разговор, задуматься над тем, а не пора ли нам изменить общественные договоренности таким образом, чтобы писатели и люди, желающие профессионально работать со смыслами, обрели в них место?

Эту реплику поддерживают: Светлана Горченко

«Когда потеряют значенье

Слова и предметы,

На землю для их обновленья

Приходят поэты.

Под звёздами с ними не страшно,

Их ждёшь, как покоя.

Дверь откроют и спросят так важно:

- Ну что здесь такое?

Опять непорядок на свете без нас...

Кругом суета, мышь ловит кота, к мосту рукава пришиты...

У всякой букашки просит защиты бедный великан..."

Помните?

А им в ответ: 

"Вы славу стяжали, вы небосвод на слабых плечах держали...

Вы горы свернули, в русло вернули волны грозных вод."

Потом засмеются и скажут потом:

Так вымойте блюдце

За нашим котом!

Эту реплику поддерживают: Юна Летц

И финал песни (мне очень нравится):

"Их тоска над разгадкой скверных

ПроклЯтых   вопросов -

Это каторжный труд суеверных

Старинных

Матросов...

СПАСАЮЩИХ СТАРУЮ ШХУНУ ЗЕМЛИ"

Прошу прощения за капслок:)))

Не спасётся Земля без поэтов!

Эту реплику поддерживают: Юна Летц

Насчет обновления мира - об этом здорово у Джозефа Кэмпбелла. Речь не идет о поэте, но о неком герое, которым может быть каждый человек. Но чтобы сделать этот рывок, чтобы пойти в другие миры и принести "обновляющее зелье", нужно время, о котором и просим высшие силы) В данном случае - Бога Социума.

«Работать на базовый доход»

Юна, "безусловный базовый доход" - это когда государство платит каждому, независимо от, некую сумму ежемесячно, на которую можно свести концы с концами, не работая совсем. Потому и безусловный, что без всяких условий.

Пробуют во многих странах.

Эту реплику поддерживают: Сергей Мурашов, Юна Летц

Да, он должен быть безусловным, но пока на него приходится работать, и это маленькое условие делает человека самогосударством, при этом белкой в колесе. Такая выходит химера)

Юна, не «на него».

Просто работать. Зарабатывать на жизнь.

Во многих странах, в том числе в России есть пособие для малоимущих, но не во всех регионах. На него надо кучу документов собрать, и оно маленькое. Но есть. 

А ББУ для всех и без подтверждающих документов. Кстати, в локдаун так платили... Там, где платили. Не у нас:((

Да, я поняла суть вашего уточнения, просто хотела показать, как сильно законсервировано мышление на эту тему: при слове "базовый" сразу же выскакивает ассоциативный ряд с "базовыми потребностями", и пошло-поехало. 

Спасибо большое, что связали нас с Сергеем и помогаете развивать разговор.

Эту реплику поддерживают: Светлана Горченко

Если хорошо подумать, то...

Не надо ничего эксклюзивного именно для "достраивателей реальности".

А надо для всех, чтобы никто не продавался в рабство.

Для начала - обеспечить всех, кто может подтвердить свою бедность, что противно, но хотя бы их.

Остальные сами. Хоть писатели, хоть не писатели.

Ну и всё остальное. Гранты, меценаты, краудфандинг, потребительские кредиты под минимальные проценты "для написания романа", например:))

Эту реплику поддерживают: Юна Летц

« Если угнетать людей, которые хотят мыслить книгами и развивать новые артефакты, достраивающие реальность, то мы все так и будем сидеть в большом магазине»

Это и про ученых тоже. Один в один.

Есть абсолютно приоритетные для духовно-интеллектуального развития темы. И люди, готовые работать по  ним.  А деньги дают другим и на другое.

Эту реплику поддерживают: Сергей Мурашов, Юна Летц

Да, все так, к сожалению.

Правильно, творческим людям трудно.

Но, конечно, не только в России - помнится, много лет назад я прочёл американский роман о молодой писательнице, которая убила годы на то, чтобы протолкнуть свой первый и последний роман в печать, и так и не смогла доказать, что роман хорош, что никому не известный человек может создать что-то существенное... И лишь после её самоубийства на книгу обратили внимание, и она стала мировым бестселлером.

Сейчас в этом смысле стало только хуже - писателей стало ещё больше (видимо, в комментариях здесь все писатели), и донести свой труд до сколько-то существенной аудитории стало ещё сложнее...

Но, вообще говоря, проблема глубже и шире, и именно сейчас наметилась возможность её решения - в принципе, не только для писателей.

Эту реплику поддерживают: Юна Летц, Светлана Горченко

« Сейчас в этом смысле стало только хуже - писателей стало ещё больше (видимо, в комментариях здесь все писатели), и донести свой труд до сколько-то существенной аудитории стало ещё сложнее..»

Ещё особенность сегодняшнего тренда:

Всем доступно все, но нет ресурсов (сил, времени) это всё освоить, даже получить поверхностное представление. И большинство выбирает "лучшее" (самое модное, если честно).

В результате: раньше от творца расходились круги и вокруг каждого были почитатели, а теперь одним всё, другим ничего.

Эту проблему ББУ не решит. Деньги к деньгам, хайп к хайпу... 

Впрочем, универсальный совет: жить долго, тогда всё успеется:))

Эту реплику поддерживают: Юна Летц

Юна Летц Комментарий удален автором

В этом-то и суть, что силы на это есть! А вот времени нет, потому что...

И дальше мы возвращаемся к исходной точке)

Вы так красиво написали "круги расходились от творца", и я прочитала это в том значении - что есть мысли, которые нам выдаются сверху, и надо их поймать и озвучить. Ведь это единственное, о чем идет речь. Не о славе и почитании и толпах ревущих поклонников, молящих об автографе, а о том, чтобы мочь сказать все, что тебе передали.

Это как алхимия, где секретный элемент – именно время.

Насчет жить долго - совет принимается) Очень надеюсь,  нам всем это грозит, в самом прекрасном смысле)

Эту реплику поддерживают: Светлана Горченко

«Есть мысли, которые выдаются сверху, и надо их поймать и озвучить»

Удачной ловли!

А вообще-то правильнее как-то обустроить решение своей частной проблемы, чем для всех. 

Сейчас время уникальностей. 

Маятник такой: сначала "массовизация, унификация" (по Тоффлеру хотя бы), потом глобально демассовизация-деунификация, лавиной, затем маленький реванш вот этих измов по Эпштейну (идентизм, новый  трайбализм), но глобально все равно тренд на уникальности.

И вдруг бац! Проблема как-то решается. Одному человеку, не всем таким:))

Эту реплику поддерживают: Юна Летц

Сергей, спасибо большое за интересную идею насчет самоубийства)

И, конечно, за ваш замечательный материал. Никогда не думала подобным образом, если честно, но теперь, безусловно, начну)

А ведь это хорошая и правильная дорога, к тому же уже вполне протоптанная. Как вы полагаете, какие шаги мы можем предпринять, чтобы это осуществилось широко и "по-настоящему"?

Эту реплику поддерживают: Сергей Мурашов

Юна, моё личное мнение на этот счёт достаточно пессимистично: нмв, человек не в состоянии переформатировать своё общество, и что-то в нём изменить. 

А без этого все эти идеи и планы - фигня на постном масле.

Но, как трудно смотреть на утопающего, и не пытаться ему помочь, так трудно смотреть на это вот всё вокруг, и молчать. :)

"Какие шаги"?

В этом во всём может появиться смысл, если достаточное количество людей захочет чего-то такого. Отсюда и шаги. :)

Эту реплику поддерживают: Юна Летц

Да, но сам "зов" к инициации - это уже большое дело. Спасибо, что организовали его)

Эту реплику поддерживают: Сергей Мурашов

Юна, обратите внимание на этот материал

https://snob.ru/profile/27356/blog/171225/

Достраиватели смыслов могут ведь и в новый  трайбализм людей увлечь. Опасность, однако:((

Эту реплику поддерживают: Юна Летц

Да, ментальные концепции то и дело перерождаются в какого-нибудь кукузямбра) Помните Фиуме, которой недолго, но харизматично управлял поэт Д’Аннунцио? Там культуру развивали так сильно, веру в искусство насаживали так рьяно, что людям вскоре нечего стало есть. Пришлось создавать банды воздушных пиратов и грабить виллы и торговые суда "во имя прекрасного". После этого случая любой человек, глядя наш разговор, может сказать: ага, а вы помните фиумское "fatica senza fatica" - труд без усталости, и чем дело кончилось? А тоже ведь люди сплотились в "культурное сообщество".

Конечно, человеку нравится думать -измами, это один из способов компоновать элементы мира в новые субстанции, как в игре. Еще и слова новые можно изобрести. Но, когда я слышу, как в очередной раз людей пытаются «обобщить», то всегда чувствую, как грустно чихает на небесах Александр Моисеевич Пятигорский. В данном случае мы говорим «писатели», чтобы назвать само явление – люди, работающие с длинными смыслами. Это также ученые, как вы здорово заметили, редакторы, художники и т.д.

Основной посыл: нельзя работать со смыслом качественно, когда ты должен бежать с пудингом в руке) Иными словами, нестись по поверхности, чтобы тебя по крайней мере не снесло.

Фиуме и Д’Аннунцио помню:))

"нельзя работать со смыслом качественно, когда ты должен бежать с пудингом в руке) Иными словами, нестись по поверхности, чтобы тебя по крайней мере не снесло" - 

это понятно, поэтому я и поддерживаю ББУ.

А идентизм, "новый  трайбализм" - тут дело не в "изме", это я ккак социолог могу подтвердить. Я поле давно ручками ощупываю, нехорошо тут, в этом месте, хуже, чем было  в    80-е, 90-е, нулевые. И хужеет:((

Эту реплику поддерживают: Юна Летц

Юна, Вы же не обидитесь? Вячеслав Потапов поделикатничал тут: https://snob.ru/profile/25185/blog/171222#comment_908347

Вячеслав Потапов → Светлана Горченко  10:26 Сегодня Ссылка

не хотел обидеть автора в ее блоге

Эту реплику поддерживают: Евгения Горац, Юна Летц

Потапов классный!

Тут есть некоторые с ограниченным чувством юмора, реагируют не совсем адекватно, вот он и осторожничает:))

Эту реплику поддерживают: Юна Летц

Как я поняла, многие писатели сейчас уходят на сетевые платформы. Публикуют романы с продолжением для платных подписчиков сайта. Читатели комментируют каждую главу, указывают на ошибки и неточности, авторы благодарят и пишут дальше. Некоторые из них утверждают,  что могут жить за эти гонорары. Конечно, если попали в струю, пишут много, часто и то, что нравится большинству. 

Спасибо. Да, мы тут как раз переходим в зону массовой литературы, а там и копирайтинг недалеко, все это, безусловно, способы жить. Но речь о том, чтобы иметь возможность писать сложные многослойные книжки. Быстро, много, срочно, под большинство - это не про них. 

Юна, так и я пишу сложные, многослойные и медленно :). Вот как раз одну заканчиваю и очень неуютно себя чувствую -- что ее ждет?

Эту реплику поддерживают: Юна Летц

Евгения, желаю огромной удачи вашей книжке!

Посмотрела, о чем вы пишите, ух, как же прекрасно! Волшебная пекарня, заблудшие путешественники, слоны мироздания..

Давайте-ка дадим тут ссылку на одну из последних книг: https://www.kobo.com/us/en/ebook/h1rmdrQBtj6H6sFiT2BfjQ

Эту реплику поддерживают: Евгения Горац

Спасибо, Юна, за доброе пожелание. Профессиональные книги, о еде, издатели сами приходят и предлагают опубликовать. 

А литература -- что круче во много раз и гораздо для меня важнее, пока существует только в электронном виде. 

Спасибо вам еще раз. 

Эту реплику поддерживают: Юна Летц

Юна, моя жизнь сложилась так, что я видела много писателей, разных - хороших, не очень хороших, очень популярных, так и не "пробившихся" , элитарных и просто графоманов. По моим наблюдениям - если человек может не писать, он не пишет. Если может не писать, но все таки пишет - это как правило графоман, он просто удовольствие от этого получает (что нмв абсолютно правомерно и достойно), а не смыслы из мироздания транслирует ;)) Ну а вот если не может не писать, тогда пишет и все. А дальше как карта ляжет.

Эту реплику поддерживают: Юна Летц, Борис Цейтлин

Соглашусь. Кого "длинные смыслы" захватывают, тот находит и силы, и время на то, чтобы их выразить. Пример: замечательный писатель Михаил Бару на хлеб зарабатывает химией - и не жалуется!

Эту реплику поддерживают: Евгения Горац, Юна Летц

Да, к счастью, есть очень хорошие примеры. Мало, но есть. 

По себе знаю: лучше всего стихи писались во время сессии (другое дело, что были они, мягко говоря, не очень). А нынче у меня, более-менее обеспеченного пенсионера, куча свободного времени - а нихрена не пишется!

Эту реплику поддерживают: Евгения Горац, Юна Летц

Уже речь не идет о том, как заработать на книгах.  А как ее вообще в свет выпустить. 

Эту реплику поддерживают: Юна Летц

В Израиле это без проблем, только плати. Неужто в Штатах иначе?

Плати, да. Напечатают. А дальше что? 

В ларьки ее пристраивать, что ли? Лично высылать по почте всем желающим? Ну, уйдет 100 экземпляров. Чудес не бывает, Борис.   

Под "увидеть свет" я подразумеваю выход книги в известном издательстве, нормальную рекламу, попадание в книжные обзоры, внимание критиков и прочее.  Очень хотельсь бы обойтись без издательств, но --увы -- без них пока ничего не получается. Без них о книге мало кто узнает,  по ней не напишут сценарий, не снимут кино... А она того стоит.  

Спасибо, Катерина. Да, в отдельные моменты жизни думается именно так. А потом случается увидеть все это под другим углом - мы же когда-то создали общественные интитуты, а вот на этот как будто не хватило кирпичиков. Когда-то была премия "Дебют", которая очень помогала молодым писателям, можно было прислать свою рукопись из маленького городка, и получить весь мир в подарок. Теперь и ее нет. Вы не представляете, какое количество невероятно талантливых людей просто пропали в маркетинговом обществе, сгинули. Так карта легла. Поэтому хочется все-таки встряхнуть общественное мнемние на эту тему. 

Понимаете, Юна, обстоятельства сложились так, что я еще и знаю "изнанку" некоторых литературных премий и чуть-чуть могу экстраполировать ;)) И условный "массолит" советских времен я чуть чуть самым краешком но застала. Нет, никаких миров в подарок в этой сфере нет и не было никогда. Работа работа работа без всяких гарантий и всего такого. И как карта ляжет. И еще тусовки - я сама не до конца это понимаю но молодым писателям почему то кажется обязательно нужно кучковаться. Кажется это повышает тасуемость колоды и шанс на выкладывание личной карты для каждого.

Эту реплику поддерживают: Евгения Горац, Юна Летц

Спасибо, значит будем тусоваться и позволять себя вытасовывать)

А все ж "Дебют" был ничего, говорю как финалист, которому когда-то подарили мир (возможность издать книгу, пререводы на английский, знакомство с мастерами). Вот бы что-то такое снова возникло. Или же дождемся карты и сами создадим)

Эту реплику поддерживают: Катерина Мурашова

Сами создадим

Да, именно. Очень важный в моей "условно литературной" жизни человек сначала сам был учеником у мастеров, а потом создал свою много десятилетий (!) бесперебойно работавшую "кузницу писателей". Я даже как то на юбилей ему писала статью "вот некоторые любят на грядках выращивать огурцы а NN любит выращивать писателей";))

Длинные смыслы

Спасибо, узнала от Вас это выражение.. До конца ещё не поняла, что оно обозначает, но делаю попытки уловить его смысл :) будет ли он длинным или коротким - проявится со временем :))

Насчет писательства, как работы - книжные магазины ломятся от книг.. Значит это все кто-то пишет и кто-то читает?

Получается, что все не так уж грустно? 

Эту реплику поддерживают: Юна Летц

Спасибо.

Не обязательно кто-то читает)

Хороших сильных книг, конечно, очень мало, они заметны и немедленно съедаются читающими людьми. Книги для самолюбования, о бизнесе, потому что это модно, книги блогеров, книги известных людей (написанные не ими), пособия "как стать собой" и так далее - это не всегда книги, иногда это имитация.

Как в городе, где я раньше жила, стояла пластиковая сосна, антенна, она выглядела очень похожей на настоящую, но только издали, если присмотреться, в ней не было жизни. Так же и тут - бывает, что у книги есть обложка, буквы внутри, вот только нет того, что делает ее живой - смысла)

Хороших сильных книг конечно очень мало

Все по закону Парето - нужны 80% разных усилий, чтобы получить на выходе мощные 20%... 

не всегда книги, иногда это имитация

Книга, вообще - то печатный текст, скрепленный обложкой :))) имитация - это книга из пластмассы

Понятно, что вы имеете в виду качество текстов, но оценки, нмв, даёт читатель.

Наличие всякого литературного хлама, по-моему,  не только не мешает, но даже и помогает писательским талантам..

На фоне мусора, среднего качества литература производит впечатление звёздного свечения.

Эту реплику поддерживают: Юна Летц

Пусть же будет побольше звездных свечений!)

Эту реплику поддерживают: Katerina Kuzmina

И, очень желательно, русскоязычных звёзд!

Иногда хочется открыть "вкусную", интересную, глубокую и, главное, современную книгу на родном языке и прочитать что-нибудь светлое, умное, сердечно - простое.. А кругом - пустота... 

Но как же выкопать "жемчужкино зерно" в этом хламе? Они ведь есть. Должны быть. 

Наверное, прежде всего не поощрять хлам :)) не вестись на всякую чушь и не потреблять культурный джанк - фуд..

Евгения, вы же писали, что лёд тронулся в пищевой культуре... Вот также, рано или поздно, должен тронуться лёд и в искусстве. 

Не хочется звучать ретроградно, но, вероятно, люди должны вернуться к "духовной", " возвышенной" пище, после всего многообразия низших субстанций :)) 

Постараемся дожить, Катерина.

Эту реплику поддерживают: Юна Летц, Katerina Kuzmina