Все записи
22:21  /  2.05.16

1872просмотра

Пойдем к фараону

+T -
Поделиться:

Не стоит судить об исходе евреев из Египта по голливудским экранизациям. В действительности это повесть о том, как в человеке рождается Человек, и как куется единство между людьми.

Подошел к концу праздник Песах – напоминание о событиях, глубина которых до сих пор скрыта от глаз. Рабами были евреи в Египте, пока Моисей не потребовал от фараона:

– Отпусти народ мой!

Это требование, поначалу отвергнутое, сопровождалось десятью «египетскими казнями» и завершилось долгожданным освобождением. Так была заложена великая веха в истории народа Израиля. Собственно, тогда он и стал народом – единым, неразрывным целым.

Но почему для этого потребовался Египет? Неужели нельзя было сплотиться сразу, на своей земле, без двух с лишним веков рабства?

Нельзя было. Потому что суть рабства именно в том, что первое время оно кажется избавлением от бед. Ведь голод привел народ Израиля в Египет. Они там получили и еду, и расположение фараона, и благодатную землю. Это состояние описывается в Торе как «семь сытых лет».

И лишь затем, когда на трон сел новый фараон, времена переменились. Благоденствие внезапно обернулось тяжким трудом по строительству городов и пирамид, непосильными нормами выработки. Что же произошло?

Голодные годы

Мы всё поймем, если заглянем чуть глубже. В данном случае, сравнение с рождением – наиболее точное.

Представьте себе каплю семени, попавшую в материнское лоно – в правильное и надежное место, где начинается развитие. На протяжении девяти месяцев беременности плод переживает естественные этапы роста – «семь сытых лет». А затем нирване вдруг приходит конец. Зародышу теперь не очень уютно, ему тесно, плохо.

Наступают «голодные годы». То самое место, которое было таким безопасным, добрым, щедрым, становится угрожающим, давит, держит и одновременно хочет вытолкнуть зародыш наружу. Так зародыш чувствует себя перед рождением, и так чувствовал себя народ Израиля в Египте.

При этом заметьте: не они восстали против своего состояния, а само состояние восстало против них. Казни египетские стали родовыми схватками для них.

То же ощущает человек в современном мире, оказавшись в тупике и не видя дальнейших путей развития. Природа словно зажимает нас в кольцо. Мы заперты на этой Земле с ее отравленной экологией, с отравленными отношениями между людьми. Мы не можем найти себе места. Не можем преодолеть разобщение и зажить нормальной жизнью, без конфликтов и угроз.

Эволюция зародыша, эволюция народа Израиля, эволюция всего мира – эти процессы очень похожи.

Зарождение

Вот о чем рассказывает нам Тора, – о том, как в старом рождается новое. Как проявляется новая ступень, на которую нам необходимо подняться. Из раздора, который и называется изгнанием, подняться к Единству. Родиться.

И потому совсем неважно, где географически это происходит: можно жить в Израиле, но внутренне оставаться рабами фараона, или жить в России и быть свободными. Исход из Египта определяется нашими отношениями.

Мы рабы, пока мы врозь, и свободны, когда мы вместе. Но вместе не против кого-то, не в силу угрозы, которая сплачивает нас поневоле. Настоящее единство несет только благо, только пример для мира. И поэтому его не сломить.

Истина – во мне

На самом деле Тора говорит о человеке, о каждом из нас.

Ведь человек – это целый мир, в котором есть и «египтяне», т.е. эгоистические свойства, и «израильтяне», т.е. желания, обращенные к единству, но находящиеся под властью эгоизма.

В каждом живет свой «фараон» – царь себялюбия, в каждом однажды пробуждается «Моисей» – устремление к альтруизму, отдаче. И «Творец» – та Сила, которая поддерживает Моисея в борьбе с фараоном.

Если человек начинает именно так читать Тору, - внутренне, то, вдруг понимает, что перед ним не просто Книга, наполненная историями и законами, а Инструкция его индивидуального подъема над эгоизмом, гордыней и одиночеством к Любви, Отдаче, к Единству.

Конец долгой ночи

Тогда он идет за Моисеем, вступает в противостояние с фараоном, обрекая эгоизм на десять египетских казней. Теперь уже ясно, что есть возможность вырваться от фараона.

С этим ощущением человек входит в состояние, которое называется «темная ночь»: с одной стороны, ему не видно и не понятно, как и куда бежать, а с другой стороны, он страстно желает освободиться.

Эта и есть ночь выхода из Египта, которую мы празднуем в Песах. Именно в таком состоянии, в полночь, в нас проявляется сила, ведущая вперед, к выходу из эгоизма.

Возникает кульминационная точка переворота, когда самая жуткая, кромешная тьма внезапно переходит в некую надежду, в свет. И человек бежит за этой прорезавшейся, сбывающейся мечтой. Бежит на свет, к свету.

Вот почему в пасхальную ночь евреи собираются семьями и ощущают себя как одна семья, один народ. С древних времен и по сей день они вновь и вновь приходят к готовности объединиться и быть вместе, несмотря ни на что.

Выход из Египта – это выход в единство. И он нужен нам всем.