Все записи
18:47  /  21.07.15

12571просмотр

О смысле жизни

+T -
Поделиться:

«Я абсолютно уверен, что никакого смысла в жизни нет. - пишет Андрей Курпатов, - Вообще никакого.» («Смысловой герпес»)

Знаете, Андрей, я когда-то был уверен, что смысл жизни – в науке. Я «горел» биомедициной. Тогда, в конце шестидесятых, открыли этот факультет в ленинградском Политехе. Я считал себя счастливчиком. Был уверен, что это я сделаю прорыв в науке! И что в этом и есть смысл жизни, а в чем же еще?!

Иногда, правда, накатывали сомнения, но я загонял их вглубь учебой, работой. Потом пустóты стали больше. И повторяться стали чаще. Вопрос «А смысл ли это жизни?» стал колоть, жалить… Вот так и стал я искать…

Андрей, вы пишете эмоционально.«…Но иллюзия смысла жизни – это, в каком-то смысле, опаснейшее психическое расстройство, поломавшее не одну сотню гениальных голов… а также миллионы и миллионы человеческих жизней. В ней – в этой иллюзии – основа всех наших с вами тревог, волнений, несчастий и вообще всего плохого, что только можно себе представить. Считается, впрочем, что в ней как раз много хорошего. Но это вранье». («Смысловой герпес»)

То есть, что вы предлагаете? Вы предлагаете нормально проживать эту нашу жизнь. Сколько этот белок живет, столько и мы живем.

Этот подход, с одной стороны, успокаивает. Действительно, не искать никакого смысла, потому что это приводит к некому отчаянию, а замкнуться в своих четырех стенах, убедить себя, что, кроме нашего мира и этого существования, ничего нет. Так и жить. Успеть насладиться, покушать, поспать, поработать, влюбиться… и все.

Абсолютно правильный реальный взгляд на наш мир. Я полностью с ним согласен. Но только не согласно с этим наше внутреннее ощущение. Есть у нас какая-то потребность в постижении смысла жизни. Что мы будем с этим делать? Придавить эту потребность? Уничтожить? Как? Если она есть, не дает покоя и не поддается никаким логическим доводам.

Но самое важное, не согласна с этим общая идея существования материи. Обратите внимание, именно в наших белковых состояниях возникает вопрос о смысле их бытия. У животных этот вопрос не возникает. У нас – да. Потому что мы существуем в желаниях, которые выше животных. И вот уже человек готов расстаться со своим животным существованием, если он убеждается каким-то образом, что только оно и существует.Тогда теряется смысл даже и животного существования. Это первое.

Второе. Проблема в том, что природа имеет смысл. Мы не можем ей в этом отказать. В тоже время, мы являемся ее частью, мы существуем внутри природы. Конечно, выясняется, что мы и себя абсолютно не знаем, и природу не знаем, но то, что мы наблюдаем, говорит нам, что все происходящее в мироздании имеет огромную внутреннюю логическую базу, которая движет всем.

Сегодня это уже не нечто надуманное, с этим согласны ученые. Мы не можем отказать природе в том, что у нее есть план развития. Согласно этому плану развития, мы, люди, тоже проходим через определенный процесс. И процесс этот приводит нас к особой точке, в которой мы задаемся вопросом о следующем этапе, следующем состоянии. Это происходит, когда мы отрабатываем наше настоящее состояние и спрашиваем: «А что же дальше?». И тогда следующее состояние потихонечку начинает вырисовываться, проявляться.

Поэтому говорить о том, что смысла жизни нет, можно, конечно. Но тогда стоит всегда добавлять: «Такой вывод я делаю из своего сегодняшнего состояния на вот этом своем этапе». То есть нельзя сказать, что смысла в природе нет вообще. Просто так это мне видится сейчас. А что будет со мной через пару минут или с человечеством через пару веков, я не знаю. А вдруг вам раскроется то, к чему нас ведет Природа? Раскроется ее всеобъемлющий закон равновесия, и мы, существующие внутри этого Закона?! И вы тогда подумаете: «Что же со мной было? И я ли, вообще, это был – тот Андрей, утверждавший странные вещи, что нет никакой цели в этой жизни? Да вот же она, цель жизни! И так все прозрачно и ясно… Как же я мог утверждать обратное?»

Ну, в общем, главное нам тему смысла жизни не оставлять. Она увлекательна и важна необычайно. Уверен, ее надо, как минимум, проговаривать.

 Знаете, лет с семи или, возможно, даже раньше, я знал, что обязательно разгадаю, зачем нужны звезды. Помните, «Ведь если звезды зажигают…»? Меня очень как-то зачаровывало, что оно такое огромное, черное, бесцельное небо… У нас был домик с садом ... Помню, я выхожу из дома, смотрю на темное небо и не понимаю! Не понимаю вообще, где я, что я, и зачем это всё, и что за тайна в загадочном мигании этих звезд. Но я тогда точно знал, что буду этим заниматься.

 Потом, с годами, я проверил и убедился, что эта тайна не связана с астрономией, которая для меня – одни простые механические вычисления. Тут что-то гораздо более глубокое…Так я после долгих поисков и разочарований, пришел к науке каббала. Мне было тогда 33 года.

Напоследок скажу, эволюция отпечатала в нас огромную внутреннюю потребность, желание непреходящего смысла. А если так, надо использовать это качество. Не пропадать же ему зря, верно?

Комментировать Всего 7 комментариев
эволюция отпечатала в нас огромную внутреннюю потребность, желание непреходящего смысла. А если так, надо использовать это качество. Не пропадать же ему зря, верно?

Всё дело, видимо, в том, полезно ли человеку это "желание смысла", или вредно.

Даёт ли оно ему силу и стимул (без "отдачи", которая может и сломать, если смысла найти так и не удастся - не достигнув намеченного)? Или мешает жить, заставляя выдумывать ненужное, строить невостребованное и совершать нелепые (иногда ужасные) поступки во имя воображаемых "смыслов"...

Эту реплику поддерживают: Алекс Лосетт

Сережа, вот любопытный, впрочем уже классический,  аргумент в пользу полезности смысла:

Термин «Протестантская трудовая этика» был введён в научный оборот немецким социологом и философомМаксом Вебером в его знаменитой работе «Протестантская этика и дух капитализма» в 1905 году.

М. Вебер заметил, что в Германии(которая населена как католиками, так и протестантами) наилучших экономических успехов добивались протестанты; именно они составляли костяк предпринимателей и высококвалифицированных технических специалистов. Кроме того, наиболее динамично развивались протестантские страны, такие как СШААнглия и Голландия.

По мнению М. Вебера, экономический подъём и развитие европейского и американскогокапитализма объяснялся наличиемпротестантской этики, обусловившей трудовое рвение и рациональную организацию работы. М. Вебер полемизировал с марксистами о причинах развития капитализма. По мнению учёного, если рассматривать капитализм с точки зрениямарксизма, то все его характерные черты можно обнаружить в Древнем КитаеИндииВавилоне, но эти страны не смогли создать эффективной экономики. Условия для возникновения капитализма имелись и в Древней Греции, иДревнем Риме, но в античном обществе труд был не слишком престижен и считался уделом рабов. М. Вебер различал «современный капитализм» и «традиционный капитализм» и подчёркивал, что протестантский тип поведения зачастую морально осуждался втрадиционных обществах.

Характерная черта протестантских обществ — ведение коммерции не только ради увеличения личного потребления, а в качестве добродетельного вида деятельности. При этом М. Вебер особо подчёркивал аскетизм предпринимателей-протестантов, многим из которых были чужды показная роскошь и упоение властью и которые рассматривали богатство лишь как свидетельство хорошо исполненного долга перед Богом. C точки зрения Вебера, критерием полезности профессиональной деятельности выступает, прежде всего, ее доходность: «Если Бог указует вам этот путь, следуя которому вы можете без ущерба для души своей и не вредя другим, законным способом заработать больше, чем на каком – либо ином пути, и вы отвергаете это и избираете менее доходный путь, то вы тем самым препятствуете одной из целей вашего призвания, вы отказываетесь быть управляющим Бога и принимать дары его для того, чтобы иметь возможность употребить их на благо Ему, когда Он того пожелает. Не для утех плоти и грешных радостей, но для Бога следует вам трудиться и богатеть»[1].

Эту реплику поддерживают: Сергей Любимов, Сергей Мурашов

Конечно: это говорит нам о том, что "прикладное" значение ощущения смысла жизни очень велико.

Вы были бы правы, если смысла невозможно достичь и раскрыть его полностью, как Высшую истину.  Но если наше желание ведет нас к раскрытию истины и поднимает нас над нашим миром в Высший мир независимо от нашего телесного существования, то такое стремление вводит нас в вечность.

Я был бы неправ, если бы смысла было возможно достичь и раскрыть его полностью. :)

Его кто-то достиг? "Раскрыл полностью"?

А хотите, прикинем количество жертв на этом пути - наверное, миллионы тех, кто за тысячелетия человеческой истории считал, что смысл необходимо найти, и, не найдя, свёл счёты с жизнью?

Стремления человека в общем можно определить как стремления телесные (пища, секс, семья) и стремления общественные, исходящие от окружения (богатство, почести, знания).

 Стремление найти смысл жизни выше и телесных, и общественных стремлений. Человечество приходит к появлению в людях вопроса о смысле жизни и острой необходимости найти на него ответ на определенном этапе, в итоге своего развития. В таком поколении и раскрывается наука каббала, которая развивает наши чувства и разум настолько, что мы в состоянии начать ощущать систему управления нашим миром и получить ответы на вопросы о всем мироздании и человеке в нем.