Инновационный сервис для вызова такси Uber был оштрафован в родной Калифорнии на $7,3 млн. Это мелочи по сравнению с крупнейшими акциями протеста во Франции в конце июня, в результате которых правительство страны было вынуждено запретить UberPOP и аналогичные сервисы. Недовольство представителей традиционных таксомоторных станций вызвано потерями их прибыли, которые уже достигли 30-40% за два года из-за низких цен на услуги сервисов нового поколения.

Снижение цены стало возможно благодаря созданию абсолютно новой бизнес-модели, которая фактически сформировала рынок свободной конкуренции, позволив стать водителем практически каждому, повысила эффективность предоставляемых услуг и обрушила цены за счет эффекта масштаба.

Митинги и просьбы запретить Uber напоминают события в Англии в конце XVIII века, когда по стране начались стихийные протесты рабочих против повсеместного внедрения машин на производстве. Однако промышленный переворот был объективным и неизбежным этапом прогресса, который привел к значительному прорыву в жизни людей. Аналогичная участь ждет и рынок такси. Запреты – это временная мера, не способная остановить эволюцию транспортной системы.

Несмотря на революционность идеи, Uber находится в переходной стадии: впереди продолжение глобальной экспансии и значительная работа по урегулированию вопросов, связанных с легальным статусом сервиса. Все это становится реальным благодаря потоку инвестиций в стартап – скоро объем привлеченных средств достигнет $10 млрд исходя из оценки $50 млрд. Благодаря постоянному внешнему финансированию Uber не только имеет возможность демпинговать на новых рынках, но и нанимать лучших юристов, которые могут найти дыры в местных законах и даже лоббировать изменение законодательства. Например, на Филиппинах: водители, работающие через Uber и аналогичные сервисы, получили официальный статус, а их деятельность стала регулироваться законом, как и остальные виды общественного транспорта. На мой взгляд, это станет хорошим прецедентом для дальнейшей мировой экспансии и модернизации рынка такси.

В настоящее время Uber доступен в 57 странах, в том числе в России. Почти во всех из них с сервисом пытаются бороться, запрещают или ограничивают. Однако несмотря на все попытки, рано или поздно во всем мире граждане оценят преимущества такси-сервисов и правительствам придется смириться с новыми реалиями. Для этого необходимо показать свою эффективность хотя бы в двух десятках стран. Благодаря миллиардам долларов инвестиций и поддержке лояльных пользователей по всему миру, Uber станет глобальным и недосягаемым лидером на рынке, с которым придется считаться, а не пытаться запретить.