Каким образом вы ищете ответы на интересующие вас вопросы: в библиотеке, в интернете, в статистике? А если по вашей теме исследования еще не проводились? Спрашиваете, не так ли?

Вот я много лет занимаюсь бизнесом и консультирую бизнесменов. И много лет задаюсь одним вопросом: почему и руководители, и маркетологи так любят использовать опросы для своих исследований?

По большому счёту результат опроса не говорит ни о чем. Как и средняя температура по больнице. Хотя бы потому, что 1000 опрошенных имеют 1000 разных жизненных историй, и когда каждый из них отвечает на вопрос, то описывает только ту ситуацию, с которой он сталкивался.

Возьмем простой пример. Вот журналист опрашивает тысячу человек, собирая мнения о конкуренции на работе, и пытается выяснить, как она, конкуренция, сказывается на ситуации в коллективе.  Но каждый из  этой тысячи знает о конкуренции только то, с чем он сам сталкивался, и может рассказать лишь  про те последствия, которые он сам прочувствовал. В то время как на самом деле, конкуренция, то есть, соперничество в служебном коллективе, имеет множество форм:

  • по общепринятым производственным показателям;
  • в борьбе за количество клиентов;
  • в борьбе за любовь клиентов;
  • в негласной борьбе за звание самого продвинутого, гламурного, креативного, остроумного, воспитанного и т. п.
  • по скорости реакции на спорную ситуацию;
  • в борьбе за вхождение в ближний круг руководства значимого уровня.
  •  И ещё множество других видов. Ведь как только где-то станет больше одного участника процесса, немедленно начнется конкуренция. Исподволь, спонтанно, порой неосознанно -– но начнется все равно. Именно поэтому люди в служебном коллективе ведут себя не так как дома. Хотя и дома свои виды конкуренции. Словом, понятно, что никакой опрос – поверхностный и неглубокий – не сообщит автору никакой новой информации, кроме случайного набора частных мнений. При желании из них можно сделать некоторый аналитический вывод, но кто сказал, что он будет верным?

    И это мы брали пример теоретический, надуманный, частный. Самая большая потеря, которая произойдет от проведения этого опроса – статья у журналиста выйдет поверхностной и неглубокой. Ха, мало ли таких статей?

    А если речь идет о серьезных, производственных задачах, когда вам предстоит понять, начинать этот проект или не стоит, вкладывать деньги в разработку или нет, брать людей под новые задачи или не горячиться? Готовы ли вы доверить свои средства результатам опроса, на который отвечали случайные люди в случайной ситуации, не особо задумываясь о реальной картине? Или вам было бы интереснее получить реальные ответы от вашей целевой аудитории, подтвержденные деньгами? Скажете, это нереально? Вполне реально. Никаких проблем.

    Решение небанальное, но эффективное для маркетинговых исследований я нашла, когда решила…. опубликовать книгу. Задавшись целью собрать денег на издание книги, я пришла в краудфандинг. И с тех пор заделалась адептом, евангелистом и пропагандистом этой истории. Что, скажите мне, может быть более надежным способом оценить ту или иную идею, исследовать спрос и пообщаться с клиентами, чем впрямую предложить им свой товар? Еще до создания, еще не вкладывая в это денег, но создав проект на краудплатформе и рассказав о задумке.

    Многие идеи не выдерживают проверки реальностью и сдуваются. Зато те, которые выстреливают, – они получают поддержку, в том числе финансовую, на первом же этапе. Вот это, я понимаю, исследование!

    Я это всё к чему? А к тому, что нет резона ко всякой задаче привязывать статистику бессмысленных опросов, тем более, что на проведение опросов тратятся деньги и время. И особенно если от результата нашего опроса зависят действительно серьезные вещи: вкладывать ли деньги в тот или иной проект или продукт. Лично я – выбираю практику. Практические решения и практические результаты. А вы все еще опрашиваете?