Все записи
14:29  /  17.09.18

46666просмотров

Почему миром правят Лебеди

+T -
Поделиться:

Начинается все, как обычно пишут психологи, с детства. Именно в детстве нам внушают две откровенно провальные идеи, одновременно вредные и нежизнеспособные. Первая – нужно слушаться старших, вторая – необходимо постоянно прикладывать усилия. Обе эти схемы в результате приводят к полнейшему разочарованию. Человек вырастает и искренне не может понять: что с его жизнью не так?

источник: David Shrigley

Вся правда о «двоечниках»

Ты никогда не станешь зарабатывать какие-то вменяемые деньги, если в офисе, за спиной, тебя зовут «феей скрепок» или «повелителем брошюратора». К этим «почестям» ты приходишь не сразу. Сначала заканчиваешь школу с золотой медалью – видимо, для того чтобы лучше разбираться в степлерах, – потом еще и вуз с красным дипломом – чтобы гениально управлять копировальной машинкой. Тебе кажется, что все усилия окупятся с лихвой, когда твой первый босс на первой же работе упадет в обморок, увидев твой блестящий аттестат. Но жизнь «корочкам» не верит, и на первом собеседовании оказывается, что наличие «пятерки» по латыни при полном отсутствии успешно сданных проектов не может гарантировать тебе место в компании.

Жизнь не раз доказывает, что миром правят «плохие» мальчишки и девчонки с задних парт. Что мальчики, прятавшие от родителей дневник, усеянный «лебедями», потом строят успешный бизнес и начинают хорошо зарабатывать. Что девочки, пропускавшие мимо ушей фразы типа «ты же будущая хозяюшка», действительно реализуются – причем не только в карьере, но и в личной жизни. Именно они берут от этого мира по максимуму. Но почему? Чем эти дети, еще в школе, отличались от остальных?

Сейчас вы все поймете сами. Помните, я рассказывал вам про рефлекторные дуги и построение новых нейронных связей? Так вот. Когда человек приобретает какой-то навык, ему надо довести его до автоматизма. К примеру, когда вы идете по новой дороге, вы следите за поворотами, чтобы не заблудиться. Но когда вы прошли по этой дороге не менее десяти раз, вам даже не приходится задумываться, куда повернуть: нейронная дуга построена, вас ведет «автопилот» головного мозга. Но что происходит с человеком, который постоянно ходит одной дорогой? Который привык только к одному виду действий, не разбавляя свою жизнь ничем новым? Очень просто: уже построенные нейронные связи становятся тугими и прочными, а новые не появляются. Грубо говоря, его развитие останавливается. 

источник: pinterest 

На практике

Теперь отмотаем пленку назад и вернемся к школе. Отличники, «высиживающие задницей» свои оценки, привыкают зубрить. Они постигают жизнь (а в детстве человек вообще ее постигает) через понятные, тупые и совершенно одинаковые схемы. Не учатся договариваться, выкручиваться, сталкиваться с преградами и преодолевать их НОВЫМИ СПОСОБАМИ. По сути, все 11 лет они ходят одной и той же дорогой, пусть она местами становится чуть более длинной. 

Двоечники и троечники познают жизнь иначе. Они постоянно вырабатывают новые схемы, чтобы решать НОВЫЕ ЗАДАЧИ. Учительница влепила «кол», грядет пересдача? А что, если я научусь списывать у нее за спиной так, что она ничего не заметит? Пронесу на «контрольную» шпаргалку, а когда меня поймают, сумею так договориться с директором, что еще и выйду сухим из воды?..

В школе всем кажется, что речь идет о таких вот «мелких жуликах», из которых никакого толку не выйдет, но в зрелом возрасте оказывается, что именно эти навыки в жизни и необходимы. 

Кроме того, пока отличники сидят за учебниками, двоечники успевают влюбляться и разочаровываться, строить первые дружеские отношения, выменивать у старшеклассников кроссовки на роликовые коньки, да и многому другому. Эти люди сами готовят себя ко взрослой жизни, где никто тебе не даст денег просто за то, что ты хорошо выполнил поставленную задачу. Они настолько гибкие и так быстро соображают, что в итоге становятся теми, кто ставит задачу отличникам. 

источник: pinterest

Что ими движет? 

Но какая разница в изначальной мотивации у двоечников и у отличников? Отличники не сразу решают, что им надо постоянно все зубрить. Ими движет тревожность. Они боятся сделать ошибку, их дома накручивают: «отставать нельзя – станешь дворником», «думай о своем будущем» и так далее. Они находятся в перманентном страхе, поэтому постоянно возвращаются к привычным схемам и стараются в поте лица. К слову, привычное действие – это вообще такая популярная компенсация тревожности. Люди вообще вырабатывают определенные ритуалы, чтобы победить страх. Так что это, по сути, замкнутый круг: чем больше ты повторяешь действие, тем более тревожным становишься. 

Двоечники, обладатели «лебедей» в дневнике – существа более независимые. Они не проживают свое детство в идее сверхценного. Они не пытаются никому угодить – они просто живут. Сегодня будет так, а завтра иначе. Они находятся в моменте, им плевать на то, чего от них требует социум. И, как ни странно, они выигрывают. 

Да, не спорю, есть такие отдельно взятые гениальные люди, которым просто легко учиться, и эти «пятерки» – всего лишь отражение их выходящего за рамки интеллекта. Только вот попытка имитировать этот интеллект путем просиживания штанов за уроками ума не очень прибавляет. 

источник: pinterest

Взрослый вывод

Никогда не поздно начать жить лучше. Не поздно заставить свой мозг вырабатывать новые нейронные связи. Чтобы начать хорошо зарабатывать, справляться с семейными делами и наладить личную жизнь – возьмите какую угодно жизненную сферу – надо постоянно учиться новому. 

Это как раз та история про «выход из зоны комфорта», о которой везде пишут. Идите домой новой дорогой. Скажите наконец боссу, что хотите повышения. Научитесь жить, а не действовать по заезженному сценарию, и постарайтесь понять, что все эти родительские сказки про «слушаться» и «делать усилия» не работают. 

Учите языки, путешествуйте, общайтесь с представителями других культур. Читайте книги, которые бы раньше точно не стащили с библиотечной полки. Смотрите фильмы, которые раньше казались вам «пустой тратой времени», расширяйте круг знакомств – да хоть на танцы запишитесь! 

А главное – научитесь думать СВОЕЙ ГОЛОВОЙ. Вместо «старших» у многих – большой начальник, которому надо беспрекословно подчиняться. Но это совсем не значит, что рабочие задачи надо решать лишь тем методом, к которому вы привыкли и который от вас требуется. Верьте себе и своим внутренним ощущениям, а не тому, что диктуют вам извне. И тогда вы наконец почувствуете себя свободными. 

Об этом и не только я буду говорить в Калининграде 01/10/18 на своей лекции «Карьера, любовь, семья: как сохранить баланс и не потерять себя».