Все записи
МОЙ ВЫБОР 14:34  /  12.11.15

3595просмотров

Сверхпроводимость и разговоры с цветами?

+T -
Поделиться:

 

Сверхпроводимость – это характеристика некоторых материалов, при критической температуре способных пропускать электрический ток без сопротивления. Но еще сверхпроводимостью, по моему мнению, можно назвать ситуацию, складывающуюся сейчас в современных коммуникационных технологиях, особенно социальных сетях.

Доставка сообщения из одного места в другое сравнительно недавно была проблемой. Нужно было ходить, например, на почту, чтобы отправить сообщение домой из командировки. Каждое слово увеличивало стоимость телеграммы, поэтому экономили на предлогах и союзах. И приходило такое сообщение в лучшем случае на следующий день, а то и через два. Сейчас все иначе. Кто задумывается о количестве слов? Никого не беспокоят даже мегабайты фотографий, отправляемых не одному, и сразу сотням или тысячам получателей. Сообщения, фотографии, видео приходят почти мгновенно пользователям в любой части планеты по разбухшим артериям Интернета. Это информационная сверхпроводимость. Мы приближаемся к какой-то точке, где существование будет немыслимо вне нахождения на связи. Возможно, это та самая «технологическая сингулярность», о которой говорят футурологи. Как оценить стремительные изменения технологий коммуникаций и разрастание невидимой паутины информационных каналов?

Этому вопросу посвящена pop-up выставка, организованная холдингом SDVentures в самом центре Риги, в историческом здании напротив знаменитого Домского собора. Выставка так и называется Superconduction (Сверхпроводимость). И приурочена она к двум событиям: инвестиционному форуму в странах Балтии и открытию постоянного представительства холдинга в Латвии. Вместе с современными художниками из США, России, Великобритании, Латвии, Словении, авторами инсталляций и технологических арт-объектов, организаторы и зрители смогли оценить и взглянуть с новой точки зрения на радикальные изменения в характере коммуникаций. «Перед вами открывается черная дыра… Нужно одеть 3D-очки и пройти в узкий портал, за которым окажется первая видео инсталляция британской группы Semiconductor», - объявляла на открытии Дарья Пархоменко, куратор выставки и основатель проекта LABORATORIA Arts&Science. Посетители проходили в черный узкий портал и… попадают в магнитную бурю.

Видео-инсталляция британских художников называется «20Гц». Это 3D визуализация и аудиорепрезентация колебаний электромагнитных волн. Перед нами завораживающая картина: расходящиеся волны, засасывающая внутрь бурлящая воронка. Она представляет результат обработки реальных данных с регистратора электромагнитного поля. Без специальных приборов колебания невозможно обнаружить. Хотя они оказывают влияние на наше психическое состояние. А в этой работе художники попытались визуализировать его, представить то, что обычно скрывается от взгляда. И они выбрали неслучайную частоту – 20Гц. С этого диапазона начинается уровень восприятия звука человеческим ухом. Все, что ниже этой частоты, ультразвук, не доступно для слуха. Если бы мы могли слышать электромагнитные волны, мы бы их начинали слышать именно с этой частоты.

Темный и узкий лабиринт выставки ведет к следующему экспонату. Это еще одна видео и аудио репрезентация не наблюдаемых непосредственно процессов. Но на этот раз речь не о физических, а виртуальных явлениях. Эта инсталляция, точнее автоматизированный музыкальный инструмент, озвучивает майнинг биткоинов, международной криптовалюты. Каждое событие в виртуальной экономике – выпуск новой монеты или ее обмен -сопровождаются ударом медиатора по одной из десяти струн. Натяжение струн определяется курсом биткоина по отношению к основным валютам: доллару, фунту, евро и т.д. Зловещее звучание напоминает, будто где-то в глубоких шахтах добывается руда, и рождается невидимая, но мощная экономика - среда для коммуникаций между продавцами и покупателями нового поколения.

У этой инсталляции любопытное и двусмысленное название – Silk (Шелк). Кому-то оно напоминает о Великом Шелковом Пути – древнем историческом торговом пути, связывающим восточную Азию с Средиземноморьем. Но тем, кто больше знаком с новейшей историей интернета, это называние напомнит о печально знаменитой торговой площадке Silk Road. Она находилась в теневой части интернета, где пользователи защищены полной анонимностью. Площадка (до ее закрытия ФБР) использовалась для торговли преимущественно нелегальными товарами за биткоины. Ее называли черным eBay или Amazon. У владельца Silk Road были слишком либертарианские взгляды – он выступал за полное невмешательство государства в дела экономики. Однако эта позиция сослужила ему печальную службу: американский суд признал его виновным в обороте наркотических веществ, распространение оружия и порнографии, и присудил ему пожизненное заключение. Возможно, глубокие и тревожные звуки Silk еще напоминают и об этом событии. 

Через несколько шагов по узкому лабиринту - перед нами другая работа. Она не  драматична, а, наоборот, даже очень дружелюбна, хотя и называется «Вооружен и опасен». Это кинетическая скульптура американского художника Немо Голда. Перед нами робот, который хмурит брови и, как индийский бог, медленно шевелит четырьмя руками. Хотя автор сделал робота, нельзя назвать эту работу футуристической. Она скорее относится к бытовой археологии. Скульптор создал арт-объект из спасенных им реди-мейд частей: на массивных ногах робота некогда покоилась столешница, его уши служили клаксонами, а корпус, видимо, сделан из корпуса антикварных часов с маятником. Больше всего этот объект вызывает радость у детей, особенно мальчишек.

Наверное, доброжелательной можно назвать и следующую видеоинсталляцию – «Осадки». По всему экрану падают картошки. Только их падение замедленно. Может показаться, будто картошка словно метеориты, проносящиеся в космическом пространстве. Авторы, художественная группа «Куда бегут собаки», хотели ввести зрителей в транс наблюдением за пролетающими корнеплодами. Однако этим не исчерпывается замысел. Стоит только развернуться к инсталляции спиной, как изображение меняется – картошки открывают глаза и моргают. Странное ощущение, когда понимаешь, что картошки – вовсе не те, за кого себя выдают. Вероятно, хитроумное решение художников обеспечено оборудованием для отслеживания глаз, спрятанным внизу под экраном. Взгляд каждого зрителя улавливается этим датчиком. И как только глаза зрителя пропадают из поля видимости, «картошки» открывают собственные и моргают в затылок уходящему посетителю. Никогда не задумывались, что происходит с предметами, когда вы отворачиваетесь? Возможно, они исчезают? Или начинают моргать вам своими собственными глазами?

Одна из моих любимых инсталляций – следующая. Возможно, потому что она представляет место очень дорогое и важное для меня. Работа называется “On Broadway”. Ее сделал американский аналитик Big data и дизайнер интерфейсов Лев Манович. Работа позволяет иначе взглянуть на самую главную артерию Нью-Йорка – улицу Бродвей. На экране 13 уровней представления этой улицы. Среди них изображения GoogleMaps зданий и скайлана улицы, статистика по движению такси, доходам населения в этой части города, количество твитов и фотографии пользователей, зарегистрировавших изображения Instagram в этом районе. Можно перемещать руками карту и погружаться вглубь улицы, исследуя ее новые измерения. Как изменяется жизнь улицы с Севера на Юг? Как изменяется использование социальных сетей по мере передвижения из более благополучных к менее благополучным районам? Эта работа – взгляд с новой перспективы на создаваемый пользователями контент и демографическую статистику. С помощью этой карты мы узнаем что-то о других.

А вот следующая, по моему мнению, самая важная работа, поможет узнать зрителю что-то новое о себе. Это работа латышских художников «Поговори со мной» Раса и Райтис Шмитсы. 

Художники несколько лет назад разработали онлайн-интерфейс, позволяющий людям общаться с растениями. В выставке принимают участие два цветка – один стоит в московском офисе SDVentures, второй – в рижском. Рижане могут подбодрить растение в Москве, а москвичи - обратиться к растению в Риге, чтобы оно росло сильным и крепким. Я планирую задействовать инсталляцию и в других офисах компании в разных странах мира. Но в чем может быть польза? Разве нет более разумных способов провести время, чем разговаривать с цветами?

Социальные сети и социальные технологии, которыми мы занимаемся, несут много добра. Они связывают людей в разных концах света. Но есть и обратная сторона. Посмотрите на профили в ФБ, Твиттере, Инстаграме. Они галереи сверх-героев: здесь фотографии, пропущенные через тысячу фильтров, самая лучшая еда, широкие довольные улыбки и вечно солнечная погода… Это наши гипертрофированные “эго”. «Каков я, как у меня много всего!» Люди выпадают из окон, чтобы сделать лучшее селфи и потрясти своим “Я” окружающих.

Эта инсталляция с цветком – в какой-то степени антидот, противоядие тенденции. Я не представляю, чтобы люди, разговаривающие с цветами, пытались искусственно произвести на них впечатления. Разговор с цветком - это очень искренний разговор. Возможно, это монолог подлинного «Я». Анализ сообщений цветам, проделанный художниками, подтвердил это. По нему мы видим, что даже анонимно люди посылают цветам что-то доброе. Они не ругают цветы, не издеваются и не лгут в общении с цветами.

Завершает выставку видеоинсталляция Вояджер. Она в режиме реального времени снимает и транслирует звуковые сигналы с удаляющегося в космическое пространства корабля. Солнечные батареи садятся, и скоро сигналы с Вояджера не будут поступать на Землю. Это ностальгическое впечатление может остаться в целом после встречи с современным искусством… Впрочем, ностальгия, скорее всего, будет сопровождаться размышлениями. Это терпкое и длительное послевкусие от выставки.