Все записи
15:16  /  29.04.16

2379просмотров

Сайнс-арт – один из лучших, на мой взгляд, способов выразить дух и суть эпохи

+T -
Поделиться:

Недавно по просьбе главного редактора обновленного журнала ММОМА "Диалог искусств" я написал о том, почему меня интересует технологическое искусство, и зачем я занимаюсь его коллекционированием и поддержкой.

Как-то при встрече с Дмитрием Гутовым, замечательным художником и критиком искусства, мы заговорили о принципах коллекционирования. Тогда Дмитрий рассказал о том, как «правильно» следует собирать искусство. Cкажем, можно сконцентрироваться на одном или нескольких авторах. В этом случае следует искать наиболее яркие работы, представляющие все периоды творчества художников: «голубой», потом «розовый» периоды и т.д.  Так коллекция становится осмысленной, систематичной,  историчной.  Можно пойти по другому пути: собирать тематическую коллекцию в одном жанре, например, маринистов или импрессионистов. Или собирать произведения отдельного исторического периода. Все это - способы создать какой-то свой целостный, особенный, авторский мир из отдельных произведений. Прекрасным примером такой творческой коллекционной работы являются собрания Екатерины и Владимира Семенихиных, Пьера Кристиана Броше.

Тогда, после разговора с Гутовым я стал размышлять о том, как мне хочется построить взаимодействие с художественными произведениями, какого рода мир интересно создать. У меня все еще нет окончательного ответа на этот вопрос. Искусство по-прежнему является частью досуга, а не основным делом. Но появилось направление, которое меня, очевидно, вдохновляет – технологическое искусство и сайнс-арт. Что это такое? Это направление в искусстве, где в качестве материала, из которого создается произведение, используется технология или научная идея. Очевидно, можно взять за основу холст и краски, гипс или мрамор. Но это не единственная альтернатива. В качестве основы можно использовать не только эти традиционные материалы, но также и совсем новые, современные. Скажем, результаты измерения магнитных волн, или колебания на рынке криптовалюты, видеозаписи движения животных в лабиринте или метафору квантовой запутанности. Я бы сказал даже, что эти материалы сейчас предпочтительней использовать, ведь доминирование науки и технологий – отличительные черты современности. Это один из лучших способов схватить дух и суть эпохи. Означает ли это, что такое искусство будет временщиком, чем-то преходящим и мимолетным?

Думаю, нет. Ведь материал только отчасти определяет произведение. В искусстве содержание, а не материал, является наиболее важным. Художники-технологи и художники-ученые могут по-прежнему апеллировать к извечным смыслам и эстетическим ценностям. В любом случае значимость работы художников определяются эмоциональным воздействием на аудиторию. Сайнс-арт и технологическое искусство в этом не исключение. Однако для того, чтобы получать это эмоциональное воздействие аудитория должна быть достаточно компетентной. Она должна хотя бы отчасти понимать механику, или суть научной идеи, положенной в основу произведения. Иногда, это становится поводом для критики: такое искусство подходит лишь для профессионалов, узкого экспертного сообщества. Оно понятно только гикам. Но разве этим можно упрекать?

Если это верно по отношению к технологическому искусству, то тоже самое можно сказать и о большинстве других направлениях современного искусства, даже тех, что используют традиционные материалы. Современная живопись и скульптура давно выросла из обывательских эстетических норм. Значения этих произведений существуют только в рамках контекста. Не имея возможности провести параллели, уловить цитату, гиперссылку на работу современника или предшественника, невозможно получить и часть того удовольствия, которое дарят нам современные художники. Это, конечно, делает искусство более элитарным, если хотите, эзотерическим. Но что в этом плохого? Оплата билета в музей действительно не достаточна для получения удовлетворения от экспозиции. Нужны еще и другие, интеллектуальные и временные затраты. Впрочем, для большинства это стоит того. Подтверждение этому мы получили, проведя поп-ап выставку технологического искусства Superconduction (Сверхпроводимость) в Риге. Это был наш первый проект экспозиции исключительно объектов сайнс-арт. И он был бы невозможен без энтузиазма и знаний куратора и признанного эксперта в этой области – Дарьи Пархоменко. Сотрудничество с ней научило многому, в том числе об этом виде искусства.

Сверхпроводимость – это характеристика некоторых материалов, при критической температуре способных пропускать электрический ток без сопротивления. Но еще сверхпроводимостью, по моему мнению, можно назвать ситуацию, складывающуюся сейчас в современных коммуникационных технологиях, особенно социальных сетях. Мы приближаемся к какой-то точке, где существование будет немыслимо вне нахождения на связи. Как оценить стремительные изменения технологий коммуникаций и разрастание невидимой паутины информационных каналов? На этот вопрос мы постарались ответить совместно с художниками из США, России, Великобритании, Латвии, Словении, авторами инсталляций и технологических арт-объектов.

Среди них видео-инсталляция «20Гц» - 3D визуализация и аудиорепрезентация колебаний электромагнитных волн. Завораживающая картина расходящихся волн и засасывающей внутрь бурлящей воронки - результат обработки реальных данных с регистратора электромагнитного поля. Без специальных приборов колебания невозможно обнаружить. Хотя они оказывают влияние на наше психическое состояние. В этой работе художники попытались визуализировать его, представить то, что обычно скрывается от взгляда. Именно с частоты 20Гц начинается уровень восприятия звука человеческим ухом.

Инсталляция из моей коллекции с любопытным и двусмысленным названием Silk (Шелк). Это еще одна видео и аудио репрезентация не наблюдаемых непосредственно процессов. Но на этот раз не физических, а виртуальных явлений. Эта инсталляция, точнее автоматизированный музыкальный инструмент, озвучивает майнинг биткоинов, международной криптовалюты. Каждое событие в виртуальной экономике – выпуск новой монеты или ее обмен - сопровождаются ударом медиатора по одной из десяти струн. Натяжение струн определяется курсом биткоина по отношению к основным валютам: доллару, фунту, евро и т.д. Зловещее звучание напоминает, будто где-то в глубоких шахтах добывается руда, и рождается невидимая, но мощная экономика - среда для коммуникаций между продавцами и покупателями нового поколения. Тем, кто больше знаком с новейшей историей интернета, называние работы напомнит о печально знаменитой торговой площадке Silk Road, которая использовалась для анонимной торговли преимущественно нелегальными товарами за биткоины.

На выставке также экспонировалась совсем другая работа под названием "Вооружен и опасен". Не смотря на названиее, она не  драматична, а, наоборот, даже очень дружелюбна. Это кинетическая скульптура американского художника Немо Голда. Перед нами робот, который хмурит брови и, как индийский бог, медленно шевелит четырьмя руками. Эту работу нельзя назвать футуристической. Она скорее относится к бытовой археологии. Скульптор создал арт-объект из спасенных им реди-мейд частей: на массивных ногах робота некогда покоилась столешница, его уши служили клаксонами, а корпус, видимо, сделан из корпуса антикварных часов с маятником. Больше всего этот объект вызывает радость у детей, особенно мальчишек.

Одной из самых важных работ выставки, по моему мнению, стала интерактивная инсталляция латышских художников «Поговори со мной» Раса и Райтис Шмитсы. Художники несколько лет назад разработали онлайн-интерфейс, позволяющий людям общаться с растениями. В выставке принимали участие два цветка – один стояд в московском офисе SDVentures, второй – в рижском. Рижане могли подбодрить растение в Москве, а москвичи - пожелать растению в Риге, чтобы оно росло сильным и крепким. Я планирую задействовать инсталляцию и в других офисах компании в разных странах мира. В чем может быть польза от разговора с цветами?

Социальные сети и социальные технологии, которыми занимается компания SDVentures, несут много добра - они связывают людей в разных концах света. Но есть и обратная сторона. Профили людей в соцсетях превратились  в фото-галереи сверх-героев с невероятно раздутым Эго: пропущенные через тысячу фильтров фотографии самой лучшей еда, довольных селфи и вечно солнечной погоды. Инсталляция с цветком – в какой-то степени антидот, противоядие тенденции. Я не представляю, чтобы люди, разговаривающие с цветами, пытались искусственно произвести на них впечатления. Разговор с цветком - это очень искренний разговор. Возможно, это монолог подлинного «Я». Авторы инсталляции изучили, о чем говорят люди с цветами, и выяснили, что даже при анонимном общении они посылают цветам добрые пожелания. В общении с цветами они не хвастаются и не лгут.

Организация выставки позволила мне найти не только интересное направление для коллекционирования современного искусства, но и вступить в реальное взаимодействие с художниками. Ведь именно это самое ценное в современном технологическом искусстве: арт-объекты рождаются при непосредственном взаимодействии всех участников, носителей научной теории, технических специалистов и художников.

Мне часто задают вопрос, как вы успеваете этим заниматься? Как это связано с основной деятельностью компании SDVentures? И не отвлекает ли это? За последнее время я получил много подтверждений тому, что искусство (в первую очередь технологическое) и технологический бизнес могут сильно переплетаться. Они взаимно обогащают друг друга. Технологический бизнес всегда движим инновациями. Инновации - это результат творчества, т.е. оно сроди искусству. Поэтому увлечение искусством оказывается конкурентным преимуществом при ведении инновационного технологического бизнеса.