Все записи
15:33  /  7.07.16

11643просмотра

Как преодолеть кризис среднего возраста?

+T -
Поделиться:

Через два дня мне исполняется 40 лет. Я хотел бы поделиться соображениями о кризисе среднего возраста (КВС). Это может показаться инструкцией в один шаг, или как сейчас называют – лайфхаком. Но в большей степени - это размышление о том, что действительно ценно.

КСВ – это эмоциональное состояние, связанное с переоценкой опыта в среднем возрасте, когда многие из возможностей, о которых человек размышлял, уже упущены, а наступление старости оценивается как событие с вполне реальным сроком. Оно выражается в ощущении загнанности в угол - в ловушку брака и карьеры. КСВ сопутствует девальвация достижений, даже несмотря на положительную оценку окружающих. По этому поводу написаны многие книжки. Их все не успеешь прочитать. Вместо этого, некоторое время назад я написал знакомому архитектору электронное письмо: «Лев, я хочу сделать жилье-чердак.Стиль – лофт. В нем должны быть потолок с деревянными балками, стены из бетона с фактурой, или кирпич, фабричные окна, старый кожаный диван, сундук с пряжками и клёпами, деревянный Будда, выход на крышу с газончиком, пара шезлонгов, стол, стулья…».

У Льва четверо детей, длинные волосы, громовой голос и изобилие семейной жизни. Моя семейная жизнь к тому времени покатилась в тартарары, и я вновь стал играть на рояле. Лев ответил не сразу «Дмитрий, добрый день. Извините за вторжение, дело не требует отлагательств. Я подготовлю несколько эскизов». Через несколько дней он написал снова: «начну с того, что пока не могу быть на связи, т.к. умудрился вчера потерять телефон. Надеюсь, скоро восстановлю». Это письмо заставило задуматься над тем, что для меня действительно ценно: в центре дома непременно должен быть камин. Артемий Лебедев (ТЛ – известнейший блоггер и крутой дизайнер. Нас познакомил Давид Ян - магистр человеческих отношений) мне недавно подарил книгу. Эта книга Кристофера Александра «Язык шаблонов». В ней подтверждается много того, что я тогда пытался изобрести. Так вот Кристофер Александр пишет, что огонь ничем нельзя заменить. «Зачастую центром внимания в комнате является телевизор, но он всего лишь слабая замена тому живому и мерцающему, что должно быть в комнате. Потребность в огне почти столь же насущна, как потребность в воде».

§1 Огонь. Огонь дарит жилью человечность: он всегда доставляет роскошное наслаждение вроде десерта. Мало того, что он варит пищу, он выпекает хрустящую корочку. «Лев, - написал я Льву – в помещении непременно должен быть огонь. Это последний этаж, мы сможем прорубить трубу в самую крышу. Около камина должно быть достаточно места, чтобы люди могли греться у огня. Когда мы начнем беседу, огонь всегда будет её центром притяжения». Пока я писал, я вспомнил некоторые беседы у каминов. Среди них были: разговоры с мамой о том, что она выдернула сорняки из клубники, беседы с о нейронных коррелятах сознания с интересующимися этой тематикой, беседы о джазовой гармонии. При любом общении камин всегда был центром тепла, такой центр необходим в жилье-чердаке. «Я бы хотел, чтобы у камина стояла кочерга, и чтобы от него не было пожара». Беседы и камин, помимо всего прочего, требовали кожаных кресел, подставок, чтобы можно было поставить горячие напитки, и какой-то защиты пола. Эти моменты быстро перевели наше общение в техническую плоскость. «Существующая стяжка пола выполнена на экструдированном утеплителе толщиной 100 мм. Предполагается частичный демонтаж существующей стяжки и утеплителя для увеличения высоты помещения и прокладки новых инженерных коммуникаций». Лев - мастер своего дела, поэтому его стиль лаконичен. Но это вовсе не лишает его тексты поэтического измерения. Вот, например, он пишет: «Я рекомендую тумблерный выключатель, т.к. считаю его более простым в эксплуатация, приятным и мягким при переключении вверх/вниз, нежели поворотный – слегка тугой и издает щелчок при повороте, хотя сам в свою очередь, более заметный по виду». Меня глубоко зацепил этот самый щелчок… я обнаружил, что сочетание «слегка тугой» и «издает щелчок» резонирует в моей голове, и не хотят больше оттуда вылезать. Думая о тишине, в которой раздается этот едва уловимый щелчок, я вспомнил о музыке.

§2 Электро-механический орган. Меня всегда поражало звучание органа. Некоторое время назад, мне даже казалось, что это неопровержимое доказательство существования Бога: оживающий грандиозный силлогизм, рожденный из полифонии гармонирующих посылок. Ну как можно опровергнуть такое доказательство? Время прошло, и вместе с ним появился навык различать эстетические и эпистемические истины. Это привело к частичному разочарованию. Эпистема, достоверное, поверенное рациональным умом знание, иногда лишает предметы очарования. Сухая корреспондентская истина, обстриженная бритвой Оккама, как черствый хлеб – не каждому в сладость. И мне показалось, что на чердаке для чувственной многомерности должны обязательно быть орган и рояль. Рояль я выбирал сам. Не зная еще о божественных инструментах Fazioli, я выбрал то, что не может разочаровать даже очень изысканного музыканта (Как, например, Полина Осетинская. Она играла на этом инструменте, и не была разочарована) – малый концертный Steinway. А вот орган я подсмотрел на выступлении Владимир Нестеренко, джазового пианиста и отличного композитора. Дело в том, что я, конечно, не мог втащить на чердак духовой орган. Орган устроен так: пульт, мануалы, трактура, трубы. Все это никак нельзя уместить даже на очень большом чердаке. Поэтому я выбрал электро-механический орган. Это именно электромеханический, тот самый Hammond-орган. Он использовался в американских церквях как сравнительно недорогая альтернатива большим духовым органам, но позже очень естественно вписался в джазовую музыку. Некоторое своеобразие его тембра: наводки с частотами не взятых нот, характерное клёкание клавиш – быстро нашло своих поклонников. Лев здесь со мной был полностью согласен. Поэтому в его очередном письме мы уже обсуждали, как "повесить звук на стену".

§3 Д. Гутов. «Дмитрий, добрый вечер, в воскресенье мебельщики не работают - праздник Светлой Пасхи. Нас приглашают завтра с 15:00. До этого часа можем посмотреть новую выст. Гутова в галер. Гельмана на Винзаводе. Арх. Луговской». Дмитрий Гутов, художник, теоретик искусства, имел более 30 персональных выставок, среди которых Венецианское биеналле, Манифеста, биеналле в Сан-Паоло. Я открыл его работы для себя на выставке в Гараже. На той выставке висел выполненный из ржавой проволоки портрет Шуберта. Я осмотрел этот портрет со всех сторон: со всех сторон проволока извивалась, как червь, вылезая из двухмерной плоскости. Но стоило взгянуть на портрет в анфас, изображение приобретало строгий, каллиграфический характер. Потом, у меня в руках оказалась книжка Гутова. Там он объяснял: «К тому же меня [Д. Гутова] в этих кривых железяках привлекало их сходство с черновиками и перьевыми рисунками». Гутов обнаружил, что эти железки издалека очень напоминают линии, проведенные карандашом или пером. Гутов подписал одностраничный контракт, росчерком положив начало коллекции искусства. А Лев предложил повесить эту работу напротив рояля, чтобы играющий на инструменте мог легко видеть лицо Шуберта. Сейчас я думаю об этом и понимаю, что получилась любопытная ситуация: только пианист видит изображение неискаженным; зрители, которые смотрят на него с других ракурсов, могут лишь угадать наличие мужского профиля.

§4 Томик Юма. На чердаке я, конечно, хотел сначала сделать библиотеку, но жизнь показала, что в этом месте я не читаю много. И там осталась только вот эта книга – Юм «Трактат о человеческой природе». Мне ее подарил замечательный философ и друг, Вадим Васильев. От Юма происходит большинство глубоких идей. Вот эта идея, особенно любопытно преломляется в «среднем возрасте»: личность человека есть не что более, нежели коллекция различных впечатлений. Эти впечатления никогда не повторяются, и нет ни одного стойкого впечатления, которое бы длилось всю жизнь. Томик Юма в скорости оказался у изголовья кровати на чердаке.

Теперь это часть интерьера – места, которое, собственно может ПОКАЗАТЬСЯ лайфхаком - одношаговым методом преодолеть кризис среднего возраста. Но дело не в интерьере. Мне кажется, одношаговых решений нет, как нет звука от хлопка одной ладонью.

Моя формула состоит из трех элементов: музыка, философия и огонь. Думаю, это эффективная формула для преодоления КСВ. Есть ли у Вас какие-то другие?