Все записи
16:28  /  28.07.16

2882просмотра

Откуда берутся покемоны?

+T -
Поделиться:

Как поймать Чармандера?

На Домской площади в Риге скопилось много туристов и зевак. Кто-то слушает уличных музыкантов, кто-то стоит, уставившись в телефон. «Здесь появился Кабутопс», - внезапно и взволнованно выкрикивает длинноволосый парень, и большая часть толпы начинает мигрировать в его сторону, что-то разглядывая через свои телефоны. Кабутопс – это один из видов покемонов, караманных монстров, которых ловят миллионы людей по всему миру. Ловят их и здесь, в Риге. Вы тоже можете поймать покемонов. Для этого нужно скачать приложение Pokemon Go(правда, они еще не доступны в российском Appstore), выбрать аватарку и отправиться гулять с телефоном по улицам. Как только вы приблизитесь к месту нахождения дикого покемона, телефон завибрирует, указав на карте примерное местоположение монстра. Теперь самое интересное: направляешь телефон на это место и включается камера. Через камеру телефона можно видеть все то, что видно обычным глазом, но еще через нее видно… покемонов.

Когда я первый раз загрузил приложение, телефон сразу завибрировал, включилась камера и я увидел, что передо мной на столе сидит оранжевый дракончик. Он сидел прямо между тарелкой с сыром, книгой и бокалом вина. Чтобы поймать его, нужно бросить в него покебол. Это шар, который раскрывается и засасывает монстрика внутрь. С помощью таких шариков можно наловить диких покемонов, а потом их тренировать и идти с ними на сражение. Оранжевый дикий дракончик называется Чармандером. Как оказалось его не так сложно поймать. Это был мой первый пойманный покемон. Впрочем… первый ли?

Дополненная реальность – это смешение данных чувств (зрительных в первую очередь) с дополнительными элементами, созданными программой. Дополненная реальность уже используется в игровой индустрии. Впрочем, я видел интересные применения этой технологии и в средствах массовой информации. Например, некоторые печатные журналы готовятся со специальными дополнительными цифровыми версиями. Наводишь телефон на обложку или статью, и она «оживает» на твоих глазах. Фотографии превращаются в небольшие видеоролики, как оживающие картинки в фильме о Гарри Поттере. Одним из первых журналов, кто применил эту технологию, стал Esquire.

Дополненная реальность это технология, которая предвещает очередную революцию для мобильных устройств, но сейчас меня она интересует не с позиции венчурных инвестиций, а из философских соображений. Действительно ли покемоны и дополненная реальность – это что-то новое? А может, это встроенная способность психики и мозга, которую мы давно используем? Я думаю, что личность каждого нормального человека является дополненной реальностью, чем-то вроде покемона; а наш мозг – это охотник и тренер карманных монстриков. Как такое может быть? Трудно себе это представить? Если такая гипотеза плохо укладывается в отношении нормального человека, я начну с некоторых нетривиальных случаев, расскажу о Мэри.

Сколько покемонов может быть в одном теле?

Отец Мэри умер, когда ей было два, поэтому ее воспитывал отчим. В подростковом возрасте для нее характерны были резкие изменения настроений, плохая дисциплина в школе. Ее воспоминания о школе, о занятиях очень отрывочны. К примеру, она хорошо играет на гитаре, но не помнит, как этому научилась. Рассказывая о себе, она иногда начинает говорить в третьем лице. Сейчас она также имеет провалы в памяти: находит в гардеробе одежду, которую не покупала, отправляет родственникам несколько повторных поздравительных открыток, ведет себя непоследовательно и иногда загадочно для других. Она утверждает, что у нее высокие моральные ценности, но признает, что у других о ней может складываться полностью противоположное мнение. Ее поведение вызывает беспокойство окружающих. И Мэри обращается к психотерапевту.

На одном из сеансов врач решает ввести Мэри в гипнотическое состояние. Он просит ее вспомнить те моменты, которые якобы исчезли из памяти. И вдруг Мэри, или та, что недавно была Мэри, неожиданно бросает доктору кокетливый взгляд: «Привет, док! Я Салли… Эта Мэри - просто тряпка. Она думает, будто все знает, но я могу сказать тебе гораздо больше». Внезапно появившись, Салли также внезапно исчезает. На следующих сеансах на сцене появляются новые лица - «Хейти» и «Пегги». Мэри об их существовании ничего не знает. У каждой из личностей свои воспоминания, характер и даже умения. У Мэри – диссоциативное расстройство идентичности. Это психическая патология, достаточно распространенный синдром. Он встречается у тысяч пациентов и представляет любопытное свойство психики.

Дело в том, что не всегда события жизни мозг способен уместить в рамках одной последовательной истории. Когда какое-то событие не согласовывается с общей линией жизненной истории, появляются границы. Жизнь разделяется как бы на несколько автономных частей. Память разделяется на блоки, которые не доступны друг для друга. Таким же образом разделяются проявляющиеся психологические черты. Внутри одного человека образуется как бы несколько личностей, с разными воспоминаниями, разными характерами, не знающих о существовании друг друга. Синдром множественной личности позволяет сделать вывод, что личность и тело - не одно и то же. И что «одна личность – одно тело» вовсе не универсальное правило. В одном теле может быть несколько личностей. Но как они там находятся?

 Заброшенная мельница и последовательность восприятий

Мозг человека – это сложная машина. В нем множество модулей, механизмов, которые работают автономно. Об этом свидетельствуют современные нейроученые. Они не находят в мозге какого-то особенного специального места, где могла бы находиться личность. Это система, где каждая часть выполняет свою отдельную функцию, и нет центра. Так говорят ученые. Впрочем, и у философов прошлого были похожие интуиции. Г. Лейбниц представлял это так: «Если мы вообразим себе машину, устройство которой производит мысль, чувство и восприятия, то можно будет представить ее себе в увеличенном виде так, что можно будет входить в нее, как в мельницу. Предположив это, мы при осмотре ее не найдем ничего внутри ее, кроме частей, толкающих одна другую, и никогда не найдем ничего такого, чем бы можно было объяснить восприятие».  В нашем мозге нет центра, нет точки, которую можно было бы назвать личностью. То есть личность нельзя обнаружить при исследовании мозга, но ее невозможно обнаружить и в ощущениях. Другой философ, Д. Юм, писал, что в наших ощущениях невозможно обнаружить «Я». Мы никогда не сталкиваемся с самим собой, но только осознаем сменяющие друг друга ощущения. И, тем не менее, представление о личности существует. Мы представляем, что личность человека – это что-то цельное, уникальное, неделимое, способное существовать длительное время, переживать значительные, иногда радикальные изменения в теле. Но такая личность отсутствует как в мозге, так и в ощущениях. Что же она такое и как возникает представление о личности?

Воображаемые друзья Натси и Натси

Личность появляется, когда мы научаемся ее представлять. Она возникает таким же образом, как появляются «воображаемые друзья» у детей. Личности придумывают! Кстати, у вас таких не было?  Воображаемый друг – это существо, придуманное ребенком. Такими друзьями могут быть невидимые существа или одушевленные в воображении ребенка игрушки. Дети часто с ними «общаются». Раньше наличие вымышленных друзей считали отклонениями от нормы. Одни психологи считали, что их присутствие свидетельствует о паталогической неспособности ребенка отличать вымысел от реальности, иногда – о психической болезни или неблагоприятных обстоятельствах воспитания. Другие, напротив, полагали, что этот феномен свидетельствует о необычайной одаренности детей, показателем особенных творческих способностей. Одним из первых, кто счел присутствие вымышленных друзей этапом нормального психического развития, был швейцарский психолог Ж. Пиаже. Он сделал вывод, что общение с вымышленными друзьями служит стадией развития способностей к коммуникациям. Впоследствии мнение о том, что наличие вымышленных друзей является нормой развития личности, закрепилась.

Примером таких существ являются Натси и Натси, две маленькие воображаемые птички, друзья одной 4-х летней девочки. Она говорит, что птички живут на дереве за окном ее спальни. По словам девочки, у двух Натси цветные перья, они 30 см. ростом и постоянно болтают. О двух птичках знают родители. Они фактически являются домашними питомцами. Когда семья выезжает куда-то, птички едут на крыше машины, а когда все садятся за стол – двум птичкам оставляют место. И все смеются глупым выходкам Натси и Натси. Но Натси и Натси оказывают настоящую серьезную пользу девочке – они учат ее создавать абстрактных виртуальных героев. Таким героем является и личность самой девочки, как, впрочем, личность каждого из нас.

Покемоны среди нас

Мозг человека создает представление о единой, неделимой, уникальной личности, о Я, как дети создают представление о «воображаемых друзьях» или, как программа Pokemon Go создает покемонов. Личность – это тоже элемент дополненной реальности. Нигде, ни в мозге, ни в ощущениях мы не встречаем ничего подобного. Этого нет среди реальности. Но личность (или множество личностей, как в случае с диссоциативным расстройством идентичности) есть среди дополненной реальности. Представление о личности помогает нам предсказывать и интерпретировать действия нашего и чужого организма, позволяет реализовывать долгосрочные проекты, заботиться «о себе» в будущем, возлагать «на себя» и других ответственность за поступки в прошлом. Существующая в течение жизни организма единая личность – это фикция, но очень полезная фикция. Так что… Чармандер, видимо, не первый покемон, которого я поймал. Сначала я должен был поймать самого себя!

Читайте также

Новости наших партнеров