Все записи
13:42  /  3.03.18

1518просмотров

Мозги, подключенные к сети: манипуляция или свободный выбор

+T -
Поделиться:

По сети прошла волна перепостов

статьи под заголовком «Социальные сети захватили наш разум». Ее автор, Тристан Харрис, бывший сотрудник Google, рассказывает о механизмах, с помощью которых крупнейшие технологические компании ежедневно управляют сознанием 2 млрд людей. «Социальные сети иногда являются инструментами для наших собственных целей. Но в большей степени они реализуют замысел компаний, которые за ними стоят. Этот замысел в том, чтобы привязать вас к экрану, высосать время и заставить просмотреть как можно больше рекламы —так они зарабатывают деньги. Чем больше времени и внимания, тем они богаче».

Харрис критикует некоторые технологии социальных сетей, но не без их помощи его голос может быть услышан. Как определить, какие технологии полезны, а какие — нет? Харрис видит в этом проблему. По его мнению, трудно провести четкую грань между манипуляцией и свободным выбором. Я хочу предложить способ «межевания» — способ, как можно проложить границы между этичным и неэтичным. Этот способ известен в философии в связи с проблемой свободы воли.

Среднестатистический человек включает свой телефон 150 раз в день и проводит более двух часов в социальных сетях (или более 5,5 лет за всю жизнь). Что получают пользователи за эти вложенные годы? Согласно декларациям мировых технологических гигантов, пользователи получают возможность быть ближе друг другу. Однако сами корпорации измеряют эффективность своей работы отнюдь не тем, насколько мир стал более открытым и объединенным, а количеством времени взаимодействия с продуктом. Пользователи приходят в социальные сети, чтобы поддержать контакты с близкими людьми, но вскорости оказываются вовлечены в процесс лайкания и пересылки постов неизвестных людей, которые даже не читают. Как это происходит?

Социальные сети не являются лишь инструментами для исполнения желаний. Они постепенно перехватывают инициативу в направлении наших желаний. Среди этих механизмов:

• пуш-уведомления, которые возникают на основном экране и возвращают нас в приложение в то время, когда это нужно приложению;

• автоплеи, которые запускают следующее видео, которые мы не собирались просматривать, но которое, по мнению системы, будет нам интересно;

• отсрочки показов реакций других пользователей (лайков и т. п.), заставляющие нас еще и еще раз возвращаться в приложение.

Эти и многие другие механизмы направляют поведение пользователей. Но чьи желания они реализуют? Как определить, что действительно хотел сделать пользователь, а что сделал вынужденно, как результат манипуляции?

Защитник подобных «механизмов вовлечения» мог бы сказать, что они лишь реализуют «угаданные» желания пользователей: если бы пользователи не хотели делать то, что они делают, то они бы прервали работу этих механизмов (например, заблокировав пуш-уведомления или прекратив просмотр видео на автоплее). Но такая защита мне не кажется обоснованной. Для того чтобы выявить манипуляцию, нужно сопоставить первопорядковые и второпорядковые желания.

Первопорядковые желания — это обычные желания: желание есть, развлекаться, узнавать что-то новое, быть с друзьям. Но у людей могут быть еще и второпорядковые желания — желания что-то желать. Например, я хочу есть, но могу хотеть не хотеть сейчас есть, если лишний прием пищи противоречит моей диете. Я могу желать смотреть телевизор, но могу желать не желать этого делать, так как знаю, что это время может быть потрачено с большей пользой. Расхождение первопорядковых и второпорядковых желаний у пользователя может служить маркером манипулятивных технологий.

Например, после того как пользователь провел несколько часов в социальных сетях, можно спросить, хотел ли он именно так провести время. Если ответ отрицательный, то, очевидно, его второпорядковые желания противоречат первопорядковым. И, значит, это была манипуляция. Если же противоречия между первопорядковыми и второпорядковыми желаниями отсутствуют — имело место автономное действие. Этические нормы для технологий должны запрещать манипуляции и реализовывать автономные действия. Манипулятивные технологии должны регулироваться так же, как регулируется продажа товаров, вызывающих привязанность: табака и алкоголя. Начинать регулирование нужно с тех платформ, которые съедают большую часть времени пользователей. Лично я не хочу «по своему желанию» 6 лет прожить в социальных сетях. А вы хотите?

Перепост.