Все записи
14:54  /  16.04.20

295просмотров

Родителям: из книги "Опыты воспитания", глава "Большая образовательная игра"

+T -
Поделиться:

Предыдущий отрывок глава "И камни разговаривают"

Глава "Большая образовательная игра"

Но вот ребенок вырастает – что же теперь, игра закончилась? Магическо-игровая ткань мира действительно постепенно превращается в дымку, зато постепенно у ребенка растет интерес к захватывающему сюжетному повествованию. Если у ребенка будет выбор посмотреть мультфильм или поесть – он всегда выберет мультфильм. Завораживающие зрелище окажется важнее хлеба…

Когда подрос мой старший Л., я в какой-то момент обнаружил, что мы с ним воспроизвели игру, в которую я играл со своим другом в детстве. Эта игра уже не вплетена в ежедневную жизнь, вы не играете каждую секунду за едой и чисткой зубов. Игра – отдельный выделенный из жизни экшн, которого ждет ребенок и ждете вы сами. Представьте себе, что вы строите с ребенком ваш и только ваш Диснейленд, наполненный героями, сюжетами, и время от времени в него удаляетесь. При этом единственно, что вам нужно для строительства– это слова. Мой младший Д. так и называет это занятие «игра на словах». Еще вам теперь необходимо уединение. Если участие в магическом мире ребенка заколдовывает всех окружающих и каждого обращает в зверушку, то сюжетная игра с подросшим ребенком уже более «ранима» и не может проходить при других.

Расскажу о базовых правилах Игры на словах и одновременно сопоставлю их с тем, что я рассказывал в прошлой главе про участием взрослого в магическом мире маленького ребенка

Магический мир - для ребенка 1-6 лет

Большая сюжетная игра - для ребенка 5-13 лет

Магический мир - игра вплетена в общение и фактически никогда не прекращается

Сюжетная игра - выделяется особое время, обычно один раунд игры длится от получаса до двух часов (хотя у меня были и рекорды – помню я вез свою дочь в деревню и мы играли пять часов подряд)

Магический мир - разыгрываются мини-истории, где от завязки до развязки может пройти минута (колобок испугался и решил убежать – а вот его уже съели)

Сюжетная игра - разыгрываются полноценные сюжеты, подчиняющиеся классическому канону, которые включают завязку - развитие действий – кульминацию - развязку. Обычно не удается развернуть весь сюжет за один раунд и потому он растягивается на несколько серий (на несколько дней)

Магический мир - роли участников все время меняются, в том числе ребенок и взрослый постоянно обмениваются ролями

Сюжетная игра - ребенок в ходе одного сюжета играет одного или двух четко выделенных героев, взрослый – всех остальных

Магический мир - ребенок – это Бог – Создатель, который творит мир. Ребенок определят все события этого мира: кто родился и кто умер - и взрослый всегда принимает ту  судьбу, которую определил ему Бог-ребенок

Сюжетная игра - взрослый, отвечая за множество героев, фактически управляет развитием сюжета. При этом он не должен злоупотреблять своей властью - взрослый может сделать миссию героя, за которого играет ребенок, трудной, но не более того – взрослый как мудрый Бог должен отмерить герою ребенка столько испытаний, сколько тот сможет вынести

Магический мир - ребенок и взрослый показывают своим телом своих героев (ребенок то ползет как змея, то лает как собака), все подручные предметы (игрушки, камни, деревья) тоже участвуют в игре, с легкостью превращаясь в разных существ

Сюжетная игра -  разыгрывается только на словах – ни ребенок, ни взрослый ничего не изображают и не используют игрушки. Это правило родилось у меня с моим другом в детстве, поскольку мы жили далеко, видео-связь была из рода научной фантастикип, а значит мы могли играть только по телефону с помощью слов. Однако, со временем я понял, что это дает особую свободу творчества: мы не ограничиваем себя возможностями своего тела или наличием игрушек – мы можем сочинять и воображать все, что угодно.

Магический мир - любой человек, попадающий в поле игры, немедленно в нее втягивается

Сюжетная игра - играть нужно без посторонних ушей – в одиночестве. Кстати, если ребенок начинает стесняться играть при других людям – это первый признак, что ребенок взрослеет, магический мир локализуется и пора переходить к большой сюжетной игре

Я начал играть в такие «оформленные» игры с Л. (отделив их от ежеминутной магической ткани нашей совместной жизни), когда ему было 5 лет – и эта игра продолжалась до его 12 лет.

Мы не играли с девочкой М, почти не играли со средним Д, но зато «оторвались» с младшей дочкой М – начали тоже в ее пять и самозабвенно играли до 13.

Сейчас игра зарождается с младшим пятилетним Д., идя на смену ежеминутной магии

За эти годы у нас родились и выкристализовались различные жанры. И каждый жанр дает особые возможности взрослому подтолкнуть ребенка в его интеллектуальном, социальном и духовном развитии.

Начнем с жанра «Образовательная передача: ученый и саламандра»

(продолжение следует)