Все записи
13:20  /  18.04.16

629просмотров

Год кино. Надежда Кошеверова.

+T -
Поделиться:

Надежда Николаевна Кошеверова - знаменитый кинорежиссер, комедиограф.

Родилась  в 1902 году в С.-Петербурге.  Отец Кошеверовой  был состоятельным человеком (служил маклером в Азовско-Донском банке, имел дома в СПб и Крыму), любил искусство и устраивал «пятницы», на которые собирались представители богемы. Однажды маленькая Надя слышала, как у них в доме пел Шаляпин. Революция разрушила прежнюю жизнь. Состояние пропало, брат Надежды застрелился в Крыму, а сама она, еще девочкой мечтавшая стать актрисой, в 1923 году окончила актерскую студию и поступила на службу в  театр. Эта работа познакомила ее с Николаем Акимовым, который стал в 1923 году ее мужем. С 1925 по 1928 годы Кошеверова училась в киномастерской Фабрики эксцентрического актера, где ее учителями были Г.Козинцев и Л.Трауберг.  У них она работала ассистентом. Кино было тогда еще молодым искусством,  приходилось работать и ассистентом режиссера, и реквизитором, и художником по костюмам,  и актрисой. То есть выполнять всё, что нужно для съемок, не считаясь с должностью. Так ей удалось изучить в деталях весь  процесс киносъемок, что позднее пригодилось в работе. Кино принесло изменения и в личной жизни. В 1934 году она разошлась с Акимовым и вышла  за оператора Андрея Москвина. С 1929 года  на Ленфильме Кошеверова работала  ассистентом режиссера на трилогии о Максиме Козинцева и Трауберга. В конце тридцатых годов Надежда Кошеверова приступает к самостоятельной работе в кино как кинорежиссер фильмов о молодежи, но настоящий успех в ее карьере связан с фильмом-сказкой  «Золушка» (1947) по сценарию Е.Шварца.  Евгений Шварц говорил о Кошеверовой  как о художнике  с обостренным чувством справедливости.  Справедливости  в окружающем мире Кошеверова  видела мало  и начала выстраивать более совершенный мир в своих блистательных фильмах-сказках.  Она и войдет в историю нашего кинематографа как режиссер-сказочник, автор фильмов «Старая старая сказка», «Тень», «Каин VIII», «Царевич Проша», «Соловей», «Ослиная шкура» и др.  Все фильмы Кошеверовой  были обращены к доброму началу в человеке,  сказки смотрелись как притчи, подтекст которых хорошо понимал умный зритель. Но и сейчас многие ее фильмы абсолютно современны. Их юмор, легкость, любовь к добру, точность моральных оценок, нежная печаль – вот  неповторимая атмосфера этих картин. Ленты Кошеверовой отражали ее своеобразную  личность, о которой до сих пор с ощущением утраты говорят знавшие ее люди. Михаил Боярский: «Надежда Николаевна сама была как из сказки. Или из ХIХ века. Всегда в длинных платьях, кофтах, от которых веяло стариной и уютом, по-старомодному вежливая и трогательная». Она была актерским режиссером и умела создать любовную атмосферу на съемочной площадке.  Актеры ее обожали и с радостью  снимались -  Ф. Раневская и Э. Гарин, Л.Касаткина и Т. Пельтцер,  П.Кадочников и С.Филиппов, В. Золотухин и М. Неелова, А. Вертинская и О. Даль. У Кошеверовой был дар открывать таланты.  

   В поселке Комарово Надежда Николаевна Кошеверова жила на Саперной улице в собственной даче. У нее часто гостили ее друзья -  Раневская и  Гарин. Она дружила с женой Шостаковича, после смерти Евгения Шварца взяла к себе его старую собаку. Она была верным товарищем, как говорил о ней Шварц.

   Умерла она в Москве в 1989 году, похоронена на Комаровском кладбище.

    Надежда Николаевна Кошеверова – человек из золотого века Ленфильма, времени создания отечественного кинематографа, которому  она отдала жизнь без остатка.  Честная и ясная натура, чрезвычайно трудолюбивая, сострадательная к другим и помогавшая многим,  Надежда Кошеверова оставила нам замечательное наследие – фильмы, ненавязчиво и тонко воспевающие любовь и бескорыстие, верность и мужество, дающие надежду.   

 

 

Текст Ирины Снеговой.