Все записи
15:01  /  2.05.16

1621просмотр

История советского кино. Алексей Баталов.

+T -
Поделиться:

Алексей Владимирович Баталов – выдающийся актер и кинорежиссер российского кино, сценарист, педагог, общественный деятель. Лауреат трех Государственных премий.  Родился в 1928 году во Владимире.

      Юность Баталова прошла на легендарной  Ордынке в Москве,  где он встречал  Пастернака и  Ахматову,  Зощенко и Булгакова, Солженицына и Бродского.     «Тот круг людей, с каким я сталкивался, являли мне другой образ мира, чем тот, что был в те годы официальной идеологией. Они научили меня думать и понимать. Верить в возможность сохранить человеческое достоинство в нечеловеческих обстоятельствах, в которых жил при сталинском режиме народ …».

 После окончания театральной школы Баталов оказался в кино.    Кинорежиссер Иосиф Хейфиц искал новое лицо, способное выразить  тип человека, пришедшего с новым «оттепельным» временем.  Баталов, обладавший  даром искренности и естественности, занял это место. Хейфиц  снял актера в шести фильмах.    Алексей Баталов вспоминал: «Я оставил Москву и уехал в Ленинград к Иосифу Хейфицу. После я снимался у других режиссеров, но Хейфиц сделал из меня актера, как папа Карло – Буратино. Взял одно полено из груды и вырезал из него Баталова – без Хейфица меня в моем нынешнем качестве не было бы».  Тонкая акварельная манера игры Баталова, отмеченная многими отечественными и зарубежными критиками,  - результат влияния «актерского режиссера» Иосифа Хейфица, с которым Баталов  постоянно общался, живя на его даче в Комарово. Сюда приезжал Алексей Баталов и для встреч с Анной Ахматовой. Ее знаменитая дача на территории Литфонда летом принимала много гостей. Ахматова любила Баталова и, воодушевленная его ролью в фильме Михаила Ромма «Девять дней одного года»,  обдумывала  для него сценарий. 

     Роль в фильме Калатозова «Летят журавли» принесла очередной успех актеру и даже подвигла его на обретение профессии кинорежиссера. Он снял на Ленфильме три работы: «Шинель», «Три толстяка», «Игрок».

     Москвич по рождению, Баталов полюбил Ленинград. И для зрителя он ассоциируется с ленинградским стилем – его интеллигентность, естественность, скромность  органичны в фильме «Поздняя встреча»  и в драме «Время отдыха  с субботы до понедельника» (обе картины сняты  по прозе Нагибина).  Оператор  Андрей Москвин предложил снимать  московские сцены в «Даме с собачкой» в Ленинграде на Петроградской стороне. Кажется правильным, что Гуров Баталова идет на свидание к Анне Сергеевне по ленинградским улицам. Так верно совпадают  тонкость Хейфица и интеллигентность Баталова в прочтении хрустальной прозы Чехова с городскими  пейзажами  Ленинграда, притворившегося Москвой.

В конце семидесятых  Баталов сыграл роль  принца  для советской Золушки в оскароносном фильме Меньшова «Москва слезам не верит». Он много работал  на радио, украшая радиопостановки своим мягким глубоким голосом.  Но, как сказал Норштейн о Баталове, «человек, существование которого на экране пробуждает совесть», с изменением времени больше нашему кино  не потребовался.

Текст - Ирина Снеговая