Все записи
20:48  /  10.04.17

831просмотр

Важные вопросы

+T -
Поделиться:

В 1933 году Мандельштам написал: «Мы живем, под собою не чуя страны…»

В 1934 году Ахматова начинает писать «Реквием».

В 1937 году Шостакович пишет 5-ую Симфонию.

А Дунаевский в 1936 году пишет музыку к «Песне о Родине» («…Я другой такой страны не знаю, где так вольно дышит человек»).

Имеем ли мы право ли по-разному оценивать эти сочинения и этих людей ?

Не по уровню таланта (все они были феноменально одарены), а – этически, нравственно ?

Написать в 1936 году «Песню о Родине» – это подлость ? Или благородный поступок ? Или – все сложно, неоднозначно, не надо рубить с плеча, не надо быть таким категоричным ?

А может, осуждать Дунаевского недопустимо, ибо мы в то время не жили и всего не знаем, может его заставили, может ему угрожали, наган к виску приставили ?

Это не праздные вопросы.

Вчера встречались с давней знакомой, профессором Петербургской консерватории.

Не помню уж почему, но она вспомнила Дунаевского и сказала, что он был очень талантлив. Мы с женой охотно согласились, но заметили, что, увы, продался Советской власти. (Ну, нельзя было в 1936 г. писать музыку на стихи "Широка страна моя родная...Я другой такой страны не знаю, где так вольно дышит человек." ).

Что тут началось !!!  Выяснилось, что эта "светлая и радостная" песня многим помогала жить, и нельзя судить человека, и мы тогда не жили и поэтому ничего не знаем.

- Так это же ложь, насчет «так вольно дышит человек». А правду написал Шостакович в 5-ой Симфонии.

- Никакая это не ложь, люди так думали, Дунаевский тоже так думал, он ничего не знал про репрессии и написал прекрасную музыку. А с Шостаковичем я была знакома, он был веселым человеком и много шутил.

При этом она злилась, ругалась, кричала, глаза были полны ненависти и расставаясь, она злобно обвиняла нас Бог знает в чем - что мы прямолинейны, категоричны, что мы – большевики, что она от нас этого не ожидала и т.д.

Это происходит не впервые.

Прочитав за последние годы огромное количество воспоминаний, я позволяю себе кем-то восхищаться, а кого-то – не любить, говорю об этом, и это вызывает какое-то озлобление.

Я точно не считаю, что Шостакович и Дунаевский прожили одинаково достойную жизнь.

Я убежден, что Н.Я.Мандельштам и Л.К.Чуковская достойны восхищения, а Л.Брик заслуживает презрения.

А если относиться к ним одинаково, то как же различать добро и зло, благородство и подлость, как же не повторять их ошибок и заблуждений ?

Комментировать Всего 3 комментария

А как вам песенка "Не спи, вставай, кудрявая! В цехах звеня, страна встает со славою на встречу дня"?

Написана в тот же период, что и стихотворение "Мы живём, под собою не чуя страны".

 Все-таки это не "Песня о Родине",к тому же Шостакович искупил этот грех,написав вскоре 5 Симфонию,а затем -7,8,10,другие симфонии,скрипичный концерт,квартеты и т.д. А Дунаевский ?

Слушайте, ну нельзя, в самом деле, с такой тупой прямолинейностью оценивать чьё-то творчество. Не было ни у Шостаковича, ни у Дунаевского никаких "грехов", которые нужно было искупать сочинением специальных симфоний.

Дунаевский писал музыку к фильмам Александрова, которые не имели отношения к реальности, поэтому и тексты песен не имели отношения к реальности. Прокляните тогда уж и Александрова, и Любовь Орлову, и негритёнка из "Цирка".

Шостакович, работая в кино, тоже не разоблачал советскую действительность. Он написал музыку к "Великому гражданину" Эрмлера, который будет похлеще любой комедии Александрова: это один из самых жутких фильмов (там излагалась выдуманная версия убийства Кирова, причём в процессе съемок часть съемочной группы посадили).

Если вы решили каждую советскую песенку и каждую мелодию считать преступлением перед человечеством, - дело, конечно, ваше, но это бред. Шостакович, кстати, очень хорошо относился к Дунаевскому. Но Шостакович был умный человек, это многое объясняет.