Все записи
МОЙ ВЫБОР 20:10  /  18.06.15

2261просмотр

О некоторых традиционных ценностях

+T -
Поделиться:

У нас тут, в казахстанском Фейсбуке, на днях разыгрались нешуточные баталии.  Началось всё с того, что корреспондент из Петропавловска Вера Гаврилко сделала репортаж с мероприятия, под названием "байге". Байге (или байга) это такая народная забава, - азартные скачки на лошадях. Иногда они сочетаются с раздиранием  на части козла (т.н. "козлодрание"), и это называется "кокпар".

Вообще-то в древности, когда казахи еще были кочевым народом, такие  скачки носили сугубо практический характер: нужно было подготовить лошадей к длительным переходам. Но тогда и лошади у них были соответствующие: выросшие в степи и способные выдерживать тяжелейшие нагрузки, да и сами наездники были людьми опытными, знающими и понимающими лошадей. Сейчас же байге и кокпар превратились в ничем не оправданное по своей жестокости развлечение, с неподготовленными лошадьми и жокеями-дилетантами..

Всадники (в основном, - это аульная молодежь и подростки, разогретые адреналином и амбициями), заставляют лошадей скакать на пределе их физиологических возможностей, что, в итоге, приводит к тяжелым травмам и смерти животных.  А на кону - деньги (и немалые), которые разыгрывают между собой владельцы лошадей и зрители, участвующие в тотализаторе. Ну, а цена этих амбиций и азарта - жизнь лошадей.

Причин того, что травмы в этом виде развлечения почти неизбежны, - несколько, и об этом достаточно подробно говорится в статье. Любители байги  и сами признают: да, травмы - это неотъемлемая часть развлечения;  да, - тяжело травмированных лошадей потом убивают (а что с ними еще делать?.); и, да, - гуманные методы, такие как обезболивание покалеченной лошади или эвтаназия, у нас в аулах не предусмотрены..  Но, - нет,- мы не собираемся ни в коем случае ничего менять в уже сложившейся системе, и, уж тем более, - от этой забавы отказываться.  Ибо байге и кокпар - вот тут осторожно!. - часть нашей НАЦИОНАЛЬНОЙ традиции! А значит те, кто возмущаются жестокостью этих забав - посягают на наши обычаи и на нашу культуру.  Те, кто критикует наши забавы - не уважают нас, и им вообще не место среди нас.. Началось, в общем.

Несколько дней казахстанский Фейсбук гудел, полемизируя на повышенных тонах. Справедливости ради надо сказать, что тех, чье национальное достоинство оказалось оскорблено, было гораздо меньше тех, кто кто поддерживал автора репортажа. Потом споры, постепенно, утихли, а я задумалась.. О культуре и  традициях.

Традиционные ценности - это ведь такая очень удобная штука, которую всякий раз можно вытаскивать из пыльного шкафа и потрясать ею, когда нужно оправдать какие-нибудь малопристойные вещи, - наподобие алчности, жажды наживы или эгоистичных амбиций. А еще, часто, - с целью заткнуть рот оппонентам, ну и получить при этом какие-то социальные или политические дивиденды.  И национальность тут вообще ни при чем; подобное манипулирование вообще свойственно человеку. Вся история человечества - с его крестовыми походами, инквизицией, крепостным правом, "этническими" погромами и истреблением природы, животных и себе подобных - об этом. Это всё - о ловком манипулировании так называемыми "традициями" и "культурными ценностями", - национальными, религиозными, "общественными".  Хотя истинная мотивация всегда была и остается одной: банальные амбиции и жажда наживы, и ничего более.

Многие из философских словарей трактуют слово "обычай", являющийся частью традиций, так некие действия, ритуал, который часть общества или индивидуум периодически воспроизводит, - зачастую, бессознательно, не подвергая критической оценке или переосмыслению. Это присуще как людям, так и животным (с той только разницей, что у животных ритуалы всегда тесно связаны с функциями воспроизводства и выживания; у человека же - необязательно). Однако человеку , в отличие от животного, свойственно эволюционировать, и эволюционирует он, регулярно подвергая критической оценке свое прошлое и настоящее. Совершая выбор.

Прошлое любого человека (а также семьи, общества, народа) всегда включает много всего противоречивого - как темного, стыдного, так и светлого, вызывающего гордость. Но прошлое -  это всегда прошлое (в смысле - прошедшее), в то время как то, что мы из себя представляем, напрямую зависит от того, какой выбор мы делаем сейчас, в настоящий момент. Ежедневно, ежеминутно. А этого выбора и будет зависеть то, чем мы, в итоге, СТАНЕМ. Наше будущее.

Каждый день мы совершаем десятки таких маленьких выборов. И, по-сути, нашу личность составляют и определяют  те вещи, которые мы выбираем. Подумать, почитать или посмотреть телевизор? Вмешаться, когда видишь жестокость или несправедливость, или пройти мимо? Автоматически повторить чьи-то слова или действия, или выработать новые? Взять из прошлого и привнести в настоящее хорошее, доброе, созидательное, - или темное, жестокое, разрушительное?.

И, возвращаясь к теме лошадей.. Пока шли эти словесные баталии, я листала фотографии, сделанные в очередном путешествии по нежно любимой мною Франции.. Лошади во Франции всегда были частью культуры французов, как, впрочем, любого из народов. Лошадь ведь всегда была верным спутником человека, с самых первобытных времен. Разумеется, был у французов, как и всех остальных народов, долгий и темный многовековой период, когда лошадь жестоко и безжалостно эксплуатировали, мучили, забивали на мясо. Это было частью каких-то традиций,  да и сейчас не вполне еще прекратилось, но, постепенно, всё это уходит, сходит на нет.

Я вообще часто думаю, что французы, кажется, обладают этой удивительной способностью выбирать всё лучшее, что было в их прошлом, и привносить это лучшее в настоящее, а плохое - просто отбрасывать. И вот сейчас они, повсеместно, возрождают разные породы диких лошадей, - когда-то истребленных, исчезнувших..  Эти дикие лошади, объясняют они, - очень важная часть культуры французов, их традиций, их земли.

Мы ездили по всей Франции, и везде видели этих прекрасных созданий - полудиких, свободных лошадей. В Стране басков мы видели баскских пони, - Потток, - традиционную для тех краев породу диких лошадей, живущих в горях. Когда-то их так эксплуатировали, что совсем почти истребили как вид, но зато сейчас, благодаря энтузиастам, занимающимся воспроизводством Потток в естественной среде, этих прекрасных лошадок можно видеть повсюду во французских Пиренеях. 

"Пони Потток  - это очень важный элемент нашей экосистемы", - объясняли нам энтузиасты породы. "Они отлично зачищают растительность, съедая сухую траву в горах, и, благодаря этому, значительно снижается риск пожаров. А, самое главное, - эти лошади всегда, с незапамятных времен были спутниками басков. Они - наша гордость; они - важная часть нашей ТРАДИЦИИ".

И в Провансе мы видели прекрасных полудиких лошадей, - Камаргу, - породу, которую там усиленно культивируют. Причем, не только в пределах заповедника в Камарге, но и везде, где для нее есть условия.

А в Севеннах, - национальном природном Парке и биосфере Юнеско, - вообще взялись за трудную задачу.. Там прекрасные энтузиасты из Ассоциации TACH взялись возрождать лошадь Пржевальского в естественных условиях! И добились успеха! Породу удалось возродить, и сейчас полудикие лошади Пржевальского живут в заповеднике Севеннов. Более того, - их уже начали потихоньку перевозить в их изначальную среду обитания - в казахские и монгольские степи.. Потому что эти лошади - важная часть ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ казахов и монголов.

И тут вот круг замыкается, и мы возвращаемся к началу разговора. Традиции есть у всех нас, и традиции эти - разные: добрые и жестокие,  созидательные и разрушительные. А уже от нас, сегодняшних, будет зависеть - какие именно мы выберем в настоящем и какие возьмем в наше будущее. Жестокие - выгоднее, поскольку они могут дать нам сиюминутную выгоду, наживу; разрушительные - проще. Ведь созидание - это всегда - долгий и сложный процесс, требующий много сил и труда. А разрушить можно и за минуту.

Только вот какая штука.. Без добра и созидания - невозможен рост, развитие и эволюция. Ну да, эволюция - понятие растяжимое..  Но тогда - вот что: как вы лично составляете себе мнение о человеке или о народе?  По тому, как он живет, чем он себя окружает, - так ведь?  А еще - по тому, так он ведет себя в отношении всего того, что его окружает:  в отношении других людей, места, в котором он живет, природы и животных, с которыми он разделяет эту жизнь...

И, по-моему, всё больше становится в мире людей и обществ, которые  страются ответственно и сознательно выстраивать эти отношения. Кажется, это становится новой, -  хорошей и доброй традицией, которую мы создаем здесь и сейчас.

 ...Фотографии байги и кокпара я решила не постить; они есть в статье, на которую я ссылаюсь. А здесь у меня - прекрасные камаргские лошадки, которых я много снимала в прошлом году...

Мира и добра всем.