Все записи
11:16  /  25.06.15

196070просмотров

Сравнение - мать насилия

+T -
Поделиться:

"Посмотри, какая красивая девочка! Это потому что она в платьице",- услышал я, и снова "забродили старые дрожжи".

Шаг за шагом мы вгоняем детей в комплекс неполноценности. Последовательно и планомерно. Он будет проявляться в учебе, в дружбе, в любви. Потому что мы такие. Не умеем иначе и учиться не хотим. Незачем, мы-то живем как-то! Как-то...

Позицией человека, выросшего в постоянном сравнении и оценке, никогда не будет "я живу здесь и сейчас", "мне хорошо" "я чувствую это так", а только - "я хуже (лучше)", "на меня сейчас не так посмотрели", "я выгляжу полным идиотом", "наконец-то мама назвала меня молодцом", "я должен хотеть есть" и т.п. Хитрость ловушки заключается в том, что мы сами запутываемся в собственных манипуляциях. Так, в одной ситуации мы с легкостью говорим "Посмотри, как Н. хорошо учится", а в другой не позволяем ребенку сказать "Все за контрольную получили тройки, и Н. тоже". Во втором случае мы немедленно парируем: "Меня другие не интересуют - у меня свой сын!" Как же! Не интересуют! Наоборот, только это меня и интересует сейчас. И последнее - чувства моего сына. Я хуже других! Я плохой родитель! Что будет, если все узнают.... Я просто сам, как отец не способен справиться с собственными чувствами. А инструмент сравнения и оценки всегда под рукой. А как же! Сколько лет учили!

Постоянное сравнение разъедает душу покруче, чем насилие. Оно в определенном смысле и является матерью насилия. С той разницей, что в ситуации насилия давят на меня, а когда меня учат постоянно сравнивать, я начинаю давить сам на себя. Всегда. Причем в отличие от рефлексии, когда человек пытается разобраться в собственных желаниях и мотивациях, тут мы только и делаем, что страдаем. И нет в этом никакой дороги: мука никуда не ведет. Ведь даже если для того, чтобы утереть нос другу, я научусь летать, мое удовольствие будет коротким, сомнительным и агрессивным. Ведь это не я научился летать - это мой друг меня научил. Один из результатов такого подхода мы часто наблюдаем: "У меня новая машинка", - радостно сообщает мальчик утром. "А у меня еще лучше! Мне купят две! Плохая у тебя машинка" - варианты ответов. При этом, безусловно, нормальной реакцией свободного человека является: "Классная машинка! Рад за тебя! Дай поиграть! Здорово!" и т.п. Неужели мы не хотим так? Или собственный комплекс неполноценности уже не дает нам даже хотеть? Приучать человека быть лучше всех, значит навсегда ставить его в тяжелейшую ситуацию. Строго говоря, с этого момента он начинает существовать только при условии, что существуют другие. Нет больше его радостей, страданий, успехов. есть только сравнения, одни сплошные сравнения. "Вот мальчик же не плачет!" А я вот, плачу! Представляете?! Плачу! Потому что мне больно! Мне нужно тепло и помощь, а не сравнение! "Вот какая девочка красивая в юбке", - А мне, правда, нравятся брюки. Хотите говорить по существу? Говорите! И девочка тут совершенно ни при чем.

Знаю, знаю наперед примеры, которые мне приведут: Моцарт и ему подобные. Если бы их, мол, не заставляли быть лучше других, ничего бы из них и не вышло... Неправда! Во-первых, не знаем мы, что вышло бы, а что нет. А во-вторых, более несчастных людей, чем иные "лучше других", я не знаю.

Неумение принять себя, свои мысли, свои чувства убивают на наших глазах целое поколение. Из какого сумасшедшего комплекса сравнения появляется принцип "все америкосы - г-но"? Из какого самоуничижения вырастает формула "Мы всех порвем"? Не "я смогу, потому что мне это важно", а "порвем кого-то", потому что это единственный шанс БЫТЬ для меня.... А вот из какого: сравнение неминуемо приводит человека к унижению других, к ненависти, к окончательной потере себя самого, если нет никого, с кем можно сравниться. Сравнения, естественно, в свою пользу. И любой ценой. "В работе мы как в проруби, в постели мы как на войне" (с). Чудесный результат.

Необходимость постоянно доказывать все на свете - папе, учителям, друзьям - разрушает наших детей. Человек окончательно теряет право на самость. На независимую самость.

"А я могу всех победить, а она не может",- говорит мне маленький мальчик, указывая на сестренку и ища моего одобрения. Думаете, это природа его такая? Успокаиваете себя тем, что это не вы его научили? Еще как вы! И все мы.

Разве не является истинным критерием успеха гармония, умение верно выбирать то, что человеку по душе, умение соответствовать самому себе? Да, часто слышать и воплощать собственные стремления не проще, чем побеждать мифического врага (предварительно его выдумав, конечно). Но ведь и результат несравним, да и удовольствие тоже. И получение этого удовольствия требует в первую очередь внутренней свободы. Которая проявляется только при условии существования права человека на себя. Без условий и контрибуций. Без соседского мальчика и папы-медалиста. Просто так. Потому что это право есть от природы. Потому что с ним мы рождаемся. Может, не стоит его отнимать?

Комментировать Всего 6 комментариев
сравнение неминуемо приводит человека к унижению других, к ненависти, к окончательной потере себя самого, если нет никого, с кем можно сравниться. Сравнения, естественно, в свою пользу. И любой ценой.

Не знаю, стоит ли так абсолютизировать?

Без сравнений ведь всё равно не получится: "этот мальчик выше меня, тот - сильнее, эта девочка - лучше умеет рисовать, а та - хуже меня понимает алгебру"...

Может, "самость" - не так страдает от сравнения, как от чего-то ещё?

Например, от какого-то комплекса, заставляющего не помочь девочке разобраться с алгеброй, а испытывать глубокое удовлетворение от собственного превосходства, и не принять как данность то, что ты такой, какой есть, и не можешь одновременно лучше всех рисовать, быстрее всех бегать, точнее всех считать, и быть самым красивым в мире (ну или тренироваться в том же беге или в рисовании, если хочешь улучшить свои результаты), а впадать по этому в глубокую тоску, и ненавидеть тех, кто "лучше" или лучше тебя...

Нмв, уверенность в себе - отличное лекарство от зависти, от желания самоутвердиться за чужой счёт... А "сравнение", нмв, пострадало тут совершенно напрасно.

Эту реплику поддерживают: Катерина Мурашова

Вопрос, что первично...

Когда человек сравнивает себя сам с кем-то другим (кто выше, быстрее и пр.), то и процесс, и результат этого сравнения его личное дело. И действительно сравнение в этом случае может являться неким личным инструментом взаимодействия с окружающим миром. А вот сравнение как многократно и рефлекторно используемый инструмент воздействия, формирования (ср. "он сильнее", "она красивее", "ты, в отличие от него, не достаточно послушен/хорошо знаешь алгебру/аккуратен" и т.д. и т.п.) приводит к тем самым катастрофическим результатам.

И, боюсь, именно вследствие его использования и возникает "глубокое удовлетворение от собственного превосходства".

Да и ту самую уверенность в себе ведь проще всего поколебать и разрушить именно так. 

Не уверен, что вопрос в "первичности".

"Простое" сравнение, нмв, заведомо первичнее: этот виноград зелен, а тот - сладок, эта лошадь каурая, а тот конь - гнедой, этот парень ловчее управляется с косой, чем я... :)

Вопрос, видимо, в чём-то ещё (прошу меня простить, что ограничиваюсь этим - мне нужно работать), что гарантирует именно КАТАСТРОФИЧНОСТЬ результатов сравнения, а не их констатацию саму по себе, которая, действительно, лишь "инструмент взаимодействия" с миром, без которого человек сильно проиграл бы...

Эту реплику поддерживают: Катерина Мурашова

Ага-ага. Не сравнивая, ну никак не определиться. И ведь только сравнив можно сказать: он ТАКОЙ ЖЕ как я (в том-то и том-то) и значит... А без этого-то как?

Эту реплику поддерживают: Сергей Мурашов

начинает существовать только при условии, что существуют другие. Нет больше его радостей, страданий, успехов

Но ведь человек (именно как человек) действительно существует только при этом условии. Вне "других" (например, ребенок воспитанный в изоляции или волками или свиньями) получившееся существо вряд ли может считаться именно человеком. Сравнение - полезный инструмент, вроде большой королевской печати из повести Марка Твена. Если кто-то берется колоть ею орехи - вольно ж ему, но причем тут сама печать-то?

Эту реплику поддерживают: Сергей Мурашов

Мне, честно говоря, кажется, что человек существует не только и не столько при этом условии.

Пример с воспитанием в стае волков, на мой взгляд, только подтверждает, что сравнение - инструмент индивидуальный. Человек в этом случае вырастает "волком" не потому, что его вовремя не сравнили с другим человеком, а оттого, что  он суть существо социальное. И нет у меня сомнения, что сравнение - один из важных личных инструментов человека. Личных. И с этим инструментом люди любого возраста отлично справляются без посторонней помощи.

Пользуясь Вашим примером: "Он ТАКОЙ ЖЕ, как я" вовсе не равняется "он такой же как ТЫ". Вот и вся разница