Все записи
21:46  /  25.10.15

12745просмотров

Страх темноты

+T -
Поделиться:

Ночь

           В XXI веке, мы привыкли полагаться на науку, как на доброго волшебника, который может всё объяснить, а если что-то еще и не знает, то это так далеко от дома, где-то в глубоком космосе, что про это можно и вообще не думать.

            Вооружившись научными знаниями, мы с легкостью пускаемся в рассуждения о происхождении жизни на земле, человека, Бога. Сидя в уютных креслах, под мягким светом искусственных светильников, кто-то за чашкой ароматного кофе, а кто-то с трубкой, набитой прекрасным табаком, укутавшись мягким пледом, за стенами своих домов и квартир мы взираем на мир через экраны своих любимых гаджетов. С удовольствие участвуем в дискуссиях об истории мира, развитии человеческой цивилизации, прогрессе и отсталости древних народов.

            Человечество потратило немало сил, чтобы создать защищенный, уютный мирок, в котором так хорошо и спокойно.

            Город, как пишут этимологические словари, первоначально слово «город» означало «забор», «ограда», «огороженное место». Уже на протяжении многих веков люди отгораживались окружающего мира оградами и заборами. Люди, как пугливые котята с незапамятных времен пытались собраться вместе и огородить своё поселение.

            Во времена мрачного средневековья, замки и крепости становились центром любого поселения, к стенам которых жались дома горожан попроще, а в случае беды, все стремились укрыться внутри крепостных стен.

            В отсутствие уличного освещения, каждый старался с наступлением темноты оказать дома, заперев двери на засов, а окна закрыв крепкими ставнями. Путники старались укрыться в шумных тавернах.

            Темнота и тишина всегда страшили людей.

            Стоит в сумерках остаться одному, где-нибудь в лесу, как в сознание начинают проникать шорохи и звуки. Начинает казаться чье-то мрачное присутствие где-то за спиной. В сумерках, знакомые предметы начинают расплываться, и что-то таинственное начинает проглядывать сквозь них.

            Мир, до этого простой и знакомый, неожиданно превращается в нечто пугающее и зловещее.

            Луна, которая на картинках выглядит, как большой кусок сыра, наполняет весь мир таинственным призрачным светом, в котором движутся какие-то тени и блики. Звезды, описанные в романах, как нечто романтическое, открываются бездной неведомых миров, беспристрастно взирающих на нас  из глубины вселенной.

            В глубине леса, что-то огромное и темное, начинает шевелиться и ворочаться. На ум начинают приходить страшные истории об оборотнях и вампирах пробуждающихся в лунные ночи.

            Неожиданный крик ночной  птицы заставляет стучать сердце, как бешеный молоток и единственная мысль захватывает всё сознание – только бы не побежать, только бы не побежать.

             Самое простое средство от страха темноты – это свет и шум. Стоит впереди на дороге появиться фонарю, как радостью наполняется наше сердце, страх куда-то уходит. Мы ускоряем шаг и вот уже заходим в дом, полный света и людей, а ночные страхи тут же забываются, и мы с недовольством отмахиваемся от них, как от чего-то нелепого и того, что хочется поскорее забыть.

            Яркий свет ослепляет нас, заставляя забыть все то, что маячило в окружающем нас сумраке, мы перестаём видеть полутона, забываем про тени, мир наполняется знакомыми вещами, такими простыми и понятными.

            Шум, легко скрывает за собой шорохи и звуки темноты. Людская речь, звук радио или телевизора, гул мотора успокаивают нас. Мы не слышим и не видим ничего, что могло бы нас напугать.

             А чтобы окончательно успокоиться, мы погружаемся в чтение очередного научного эссе, где говорится о том, что темноты боятся только дети и взрослым стыдно верить в то, что за порогом света и шума может что-то скрываться от наших глаз. Научные теории надежно укрывают нас от страха темноты, не давая неведомому проникнуть в нашу жизнь. Мы свято верим в то, что люди произошли от обезьяны, а окружающий нас мир укладывается в пределы трех измерений и ничего, а что в эти измерения не укладывается, в нем нет и быть не может. Как когда-то, священное писание служило надежной защитой от темных сил, так теперь показания приборов надежно защищают от неведомого, пропуская только тщательно выверенные данные в рамках строго ограниченной шкалы.

            Для тех, кто все-таки иногда что-то вспоминает и пытается задать вопрос, для них уже давно написаны специальные теории, про тела, движущиеся со скоростью превышающей скорость света, про расширяющуюся вселенную и огромные просторы неизученного, которые открываются с появлением новых средств измерений. Эти теории надолго погружают искателей в теоретические изыскания в рамках определенных условий, выбираются они из них полностью лишенные сил и кроме наслаждения уютом, им уже не хочется ничего.

             Как в эпоху замков и крепостей, их стены охраняла стража так и сейчас, на страже границ картины мира обозначенной естественной наукой стоят её стражи, не пропуская в уютный мир ничего, чтобы могло позволить разрушить сладкий сон его жителей. Мы со смехом взираем на случайные находки, свидетельствующие о быте древних народов, которые не прятались от действительности, а пытались общаться с богами и душами предков, знали что-то об иных существах населяющих мир.

             Но картина мира, это не сам мир, даже если она естественнонаучная. За границами шума и света по-прежнему существует огромный океан действительности, неведомый и пугающий. Пленка мировоззрения очень тонка, не толще листка бумаги, который достаточно взять в руки и разорвать легким усилием. За ней скрывается бездна неведомого,  но далеко не у каждого хватает смелости ступить за её край и добывать знания о том «чего не может быть никогда».

 Сон и неведение – та цена, которую платят люди за защиту от страха темноты.

Но темнота неведения поглощает их…

Комментировать Всего 70 комментариев

Любопытно, Леонид! Неожиданно...

Слишком много думано о странностях мира в котором живём...

Может кто-то еще задумается)

Надежды юношей питают... Кому это надо?!

Хотя мне на днях предложили писать сценарий ужастика. Медленно перевел на то, чтобы писать просто хороший фильм, в котором есть и ужасы, раз уж хотят ужасы.

Впереди Хэллоуин)

На этой неделе можно побыть злыми волшебниками))

А ведь обычай вспоминать нечистую силу очень древний. И почему-то это воспринимается, как например, в святки, очень правильным и нужным.

Я думаю, что страх и ужас - это различные состояния.

Видимо, и то, и дпугое, являются некими основынми состояниями, без которых не мог бы разивться разум.

Страх -  более точно определяет нечто, что служит основой для развития разума. Например, страх смерти от голода определяет задачу для развития сельского хозяйства, развития животноводства. И т.д. 

Да, народ не держал два разных имени для одного явления.

Как мне кажется, ужас - это даже в какой-то степени желанное состояние.

Именно ужас испытывают дети, когда кто-то в игре неожиданно нападает из угла или рассказывает страшные истории.

А вот если вместо ужаса появляется страх, то это уже не игра. Значит кто-то что-то сделал не так.

Именно ужас испытывают дети, когда кто-то в игре неожиданно нападает из угла

Леонид, а Вы уверены, что ужас в игре это тоже самое, что ужас в жизни?

а Вы уверены, что ужас в игре это тоже самое, что ужас в жизни?

Мне кажется, что ужас - это состояние только игровое, в жизни мы испытываем другие чувства и только для придания им ярко выраженной, насыщенной окраски называем их ужасом.

для придания им ярко выраженной, насыщенной окраски называем их ужасом.

Ну, я рад за вас, Леонид, что это ощущение занкомо вам только по игре.

Но русский язык, насколько я знаю, хранит это слово вовсе не как игровое. И описывается не как "окраска", а собственно, как состояние.

русский язык, насколько я знаю, хранит это слово вовсе не как игровое.

Вячеслав, я так думаю, что в современном мире большинство употребляет слова не в том значении, в каком хранит их русский язык, а дополняет их собственным смыслом и содержанием.

Кстати, Вы как считаете? Ужаснуться и испытать ужас - это одно и то же?

Страх - более точно определяет нечто, что служит основой для развития разума.

Ольга, извините, я не понял. Но Вы меня занитриговали и я очень хочу понять - а что это за нечто, которое служит основой развития разума? И как страх его определяет?

Видимо, и то, и дпугое, являются некими основынми состояниями, без которых не мог бы разивться разум.

Мне кажется это сомнительным. Потому, что разум развивается у всех младенцев, в том числе у тех, которые находятся в тепличных условиях развития. И не могут испытывать ни страха ни ужаса.

Больше того, "разум сын кулака", как говорит народная мудрость. То есть он  развивается, чувствуя, а потом разумно преодолевая боль. А не страх, как я вижу.

Ужас, видимо, более кратковременное чувство, и оно ощущается иногда даже желанным состоянием, чтобы встряхнуться от обыденности и зашоренности повседневности, чтобы видеть настоящий мир. 

Не случайно в детстве стремление вызвать ужас расказами о красной или синей руке.. и т.д. не прекращалось и из поколения в поколение передается что-то подобное.

Вероятно, есть механизм, который постоянно запускает стремление людей к ужасам. Но кратковременным. 

Не случайно в детстве стремление вызвать ужас расказами о красной или синей руке.. и т.д. не прекращалось и из поколения в поколение передается что-то подобное.

Сейчас существует целая индустрия ужасов. Начиная с книг и заканчивая кинофильмами.

Желание испытывать ужас отнюдь не только детское. Есть достаточно много взрослых людей, которые с удовольствием испытывают это чувство))

Сейчас существует целая индустрия ужасов.

Леонид, я еще раз хочу спростить: Вы что действительно считаете, что ужас полученный в игре это тоже самое, что ужас, в жизни? И на мой взгляд, то что вы называете индустрией ужасов - это индустрия игровая. Вот игра - конечно желанна! И взрослые здесь не исключение.

А вот желателен ли настоящий ужас? я очень сомневаюсь.

Может быть, здесь в обсуждении кто-то проявится, кто расскажет про свой настоящий ужас и объяснит почему он опять и опять хочет его пережить?

игра - конечно желанна! И взрослые здесь не исключение.

Ужас, полученный в игре и ужас в жизни, конечно разные вещи, но мне кажется природа их различий  не в психологической составляющей самого ужаса, а в оценке причин его вызвавших.

Мне кажется, что те, кто с удовольствием смотрит фильмы ужасов вряд ли хотели бы в жизни пережить нечто подобное, а случись такое, то ужас они бы испытали тот же самый, только оценили бы его совсем по другому.

Святки не были злыми, они были лишь ужасными.

И все-таки речь об ужасе пошла с подачи Александра Шевцова, а он упомянул его именно в связи с игрой, поэтому я предлагаю в данном обсуждении говорить об ужасе, как о чувстве, которое человек испытывает в игре.

я предлагаю в данном обсуждении говорить об ужасе, как о чувстве, которое человек испытывает в игре.

Возможно, как скажете. Но будет ли это соответствовать теме статьи?

Статья вообще не о страхе и не об ужасе))

Она вообще-то про мировоззрение и границы в нашем сознании, за которыми мы прячемся от действительности.

природа их различий не в психологической составляющей самого ужаса, а в оценке причин его вызвавших.

Ну, да, это уже похоже. Только не знаю в оценке ли причин или последствий или в самой игре?

Только не знаю в оценке ли причин или последствий или в самой игре?

Мне кажется, здесь можно вернуться к тому, что писала Ольга про связь страха и разума.

Игра - это важнейший инструмент разума и, возможно, ужас в этом случае как раз и помогает разуму быстро искать решения.

А настоящий страх, испытанный в жизни, парализует разум и его необходимо преодолеть, чтобы действовать.

Ужас, видимо, более кратковременное чувство, и оно ощущается иногда даже желанным состоянием

Я думаю, что ужас - это признак наличия рядом с тобой чужого. Так иногда животные чувствуют "нечто" рядом - и шерсть дыбом.

И он, как правило, рядом кратковременно потому, что для него ты тоже чужой и ему быть в твоей компании не желательно.

А я по своему опыту могу сказать, что мне совершенно нежелательно опять сталкиваться с ужасом.

Другое дело, когда, как в святки, можно поиграть в ужас. Вот это я ощущаю весьма живительным. 

Я думаю, что ужас - это признак наличия рядом с тобой чужого. Так иногда животные чувствуют "нечто" рядом - и шерсть дыбом.

Про животных хороший пример и мне кажется, что употребление слова "ужас" в отношении животных неверно.

Без уточнения понятий нам дальше не пройти, так и будем говорить об одном и том же, но по-разному.

Животные чувствуют опасность, но можно ли сказать, что при этом они испытывают ужас?

Они скорее полностью собираются в готовности защищать себя до конца.

при этом они испытывают ужас?

Собираются, - думаю, да. Но это совсем не о том, что они испытывают.

Без уточнения понятий нам дальше не пройти, так и будем говорить об одном и том же, но по-разному.

Да, очевидно. Только не пойму, о чем вы?

О "стахе темноты?", о том, что "существует огромный океан действительности" или об игровом ужасе?

Только не пойму, о чем вы? О "стахе темноты?", о том, что "существует огромный океан действительности" или об игровом ужасе?

Хороший вопрос))

Мне то на самом деле хочется поговорить о том, что "существует огромный океан действительности", но никак не получается к нему подобраться)

А я по своему опыту могу сказать, что мне совершенно нежелательно опять сталкиваться с ужасом.

Быть может нам слово "ужас" нравится, потому что оно имеет для нас глубокую, яркую окраску и мы употребляем его, чтобы подчеркнуть яркость момента?

А на самом деле правильнее было бы сказать - страх?

Наш язык беднеет, мы утрачиваем тонкость восприятия и точность понятий, для нас теперь все или страх или ужас. Есть еще правда слово испуг.

А когда-то было гораздо больше понятий, из тех, что остались в памяти можно назвать оторопь, сполох.

У Даля нашел интересное слово - "страшенье", от него производные "страшноватый", "страшиться", "страшилище".

Когда человек встретит страшилище, что он испытает? Страх, страшенье, испуг, боязнь?

Боязнь, еще одно интересное состояние. Бояться это же не то же самое, что и испытывать страх?

нам слово "ужас" нравится, потому что оно имеет для нас глубокую, яркую окраску

Мне лично это слово не нравится. И окраска для меня у него не яркая, а ужасная. Такое ощущение, что когда есть ужас, то там не до окраски слов.

А если вы об ужасе в игре, то он, на мой взгляд, тоже не страх, а именно ужас. И это тогде не окарска выражения, а суть состояния?

Насколько я понимаю, святки на Руси были неким действием, который сопровождал конец и начало мира, который из года в год проигрывался в виде именно  обрядового действия. И в нем  ужас играл несомненно важную роль.

Медведи, чудища, неожиданности...

Но это было большой игрой, но настоящей и играющей важную роль для жизни в мире или тогда общине. 

святки на Руси были неким действием, который сопровождал конец и начало мира, который из года в год проигрывался в виде именно обрядового действия.

"это было большой игрой, но настоящей и играющей важную роль для жизни в мире или тогда общине"

Только что, было большое обсуждение статьи Сергея Мурашева "О боге и Творце", в обсуждении которой была затронута тема похоронных обрядов. В частности прозвучал вопрос, если раньше люди совершали определенные обряды, а сейчас перестали, что-нибудь изменилось?

Мы утрачиваем не только культуру похоронных обрядов, но и множество других обрядов и обычаев, в том числе и святочные игры.

А как вообще влияли обрядовые действа на мир людей и если сейчас люди решили отказать от них, что будет?

К сожалению я не специалист по Ведам, но насколько я знаю в них существует такое понятие, как закон Риты или божественного миропорядка.

Рита представляет собой универсальный космический закон, в согласии с которым происходит «упорядочивание неупорядоченного», вращение Вселенной и существование всего сущего, включая космос, человечество и его нравственные устои. Рита принимается как основа справедливости, праведности и морали. (Википедия).

Различными проявлениями риты выступают невидимые для простых смертных людей девы и их деяния, управляемые ими процессы во Вселенной и природные явления на Земле  Рита определяется не извне, а из самой себя, она определяет всё, включая себя. Установленная дэвами, рита ими же охраняется и поддерживается в борьбе со своей полной противоположностью — анритой («неупорядоченностью», «отсутствием риты»). (Википедия)

Отвечая на свой собственный вопрос))

Получается, что не исполнение обрядов и обычаев приведет к анрите, неупорядоченности.

Но это слова. А что в действительности?

Мы опять оказываемся в положении верить или не верить.

А как понять?

Возможно ли, человеку силой своего разума проверить и понять существование божественных законов или же их отсутствие?

Само существование обычаев у наших предков было подкреплено только неким надуманным страхом перед волей всевышнего, подкрепляемым жрецами или они что-то понимали, что-то большее, чем мы?

существование обычаев у наших предков было подкреплено только неким надуманным страхом перед волей всевышнего, подкрепляемым жрецами или они что-то понимали

Если говорить о традиционной народной культуре, то она существовала не благодаря кому-то, а вопреки церкви, которая усиленно боролась с народными обрядами и обычаями.

Выходит люди что-то чувствовали или знали, раз обряды и обычаи просуществовали тысячелетия, даже в условиях запретов?

Если говорить о традиционной народной культуре, то она существовала не благодаря кому-то, а вопреки церкви,

Тоже странно. Скорее всего, обрядовость существовала не благодаря кому-то и не вопреки церкви. Она значительно древнее  всего этого. И существовала она по какой-то причине, которая была принята всем обществом.

Поэтому, как вы пишете, "выходит люди что-то чувствовали или знали, раз обряды и обычаи просуществовали тысячелетия, даже в условиях запретов?"

Эту реплику поддерживают: Леонид Просветов

Мы опять оказываемся в положении верить или не верить.

Леонид, вы намешали столько всего сразу в один пост, что не ответить. В каждой строчке - вопрос.

Вот первая строка. И откуда у вас взялось "положение верить или не верить"? У меня, например, его нет. Создается впечатление, что вами овладела какая-то идея, и вы, не обращая внимания на действительность, рассказываете и рассказываете о ней. Как будто что-то болит и нельзя от этой боли отвести глаз. 

А что болит то?

Возможно ли, человеку силой своего разума проверить и понять существование божественных законов

Наверно, возможно, почему нет? Но зачем это сейчас? И как относится к страху темноты?

существование обычаев у наших предков было подкреплено только неким надуманным страхом

Почему?! откуда вы знаете?! Я сомневаюсь, что наши предки были дураками. Очень похоже на коммунистическую пропаганду против церкви. Вы такими словами утверждаете, что предки ввели в обычай - страх!? Это, мягко говоря, странно.

Или это просто такой полет фантазии?

Почему?! откуда вы знаете?!

Вообще-то в конце моего предложения стоял знак вопроса))

Хотя это скорее восклицание.

Моё упоминание идеи того, что люди создавали религии и обряды, под воздействием некого надуманного страха возникает из того, что написано в современных учебниках истории и общей "официальной"  естественнонаучной идеи происхождения религий.

Ощущение, что статью писал совсем другой человек. Не тот, кто здесь эту статью комментирует.

Вячеслав, просто комментарии этой статьи я делаю в продолжении обсуждения статьи Сергея Мурашова "О боге и Творце", поэтому Вам возможно не понятны некоторые мои высказывания))

Общий итог этой обсуждения той статьи свелся к формулировке очень сильно напоминающей советские учебники - возникновение идеи бога и загробного мира у первых людей возникло перед лицом угрозы гибели от явлений природы не поддающихся осмыслению.

Хотя, возможно и в современных учебниках пишут то же самое.

комментарии этой статьи я делаю в продолжении обсуждения статьи Сергея Мурашова "О боге и Творце",

Ну, Лёня, удивил! Пишешь мне, адресуя С.Мурашову, который в этом обсуждении даже не участвует?

Не знаю, как С.Мурашов, а я то в полных дураках...

написано в современных учебниках истории и общей "официальной" естественнонаучной идеи происхождения религий.

Леонид! это же подстава! )) Я то думал, что пишу Вам, а оказывется я пишу учебнику? :0(

Леонид! это же подстава! ))

Счастье, когда тебя понимают))

Я сомневаюсь, что наши предки были дураками. Очень похоже на коммунистическую пропаганду против церкви.

Именно это я и ору (еще пока не матом) во всех дискуссиях, которые идут на Снобе!

страхом перед волей всевышнего, подкрепляемым жрецами

Вот и жрецы к вам под раздачу попали. А откуда ваши сведения о том что они "плохие жрецы", которые дурманят народ?

Возможно такие тогда тоже были, как, наверно, и сегодня. Но зачем делать из этого какой-то жупел, или неизбежный мрачный  закон?

Ощущение, что статью писал совсем другой человек. Не тот, кто здесь эту статью комментирует.

А откуда ваши сведения о том что они "плохие жрецы", которые дурманят народ

Из того же самого учебника истории))

если раньше люди совершали определенные обряды, а сейчас перестали, что-нибудь изменилось?

Конечно изменилось! Ведь те старинные обряды - это, по большому счету, не игры,  а важные действа. Да, они могли выполняться в игровой форме, но имели какой-то важный для людей смысл.

А был тот смысл у них, скорее всего, от того, что они в окружающем их мире видели что-то большее чем мы. И,  видя это, находили средство как-то увиденным управлять.

Например, узнав, что зубы без чистки начинают гнить, мы когда-то начинаем чистить зубы. Чтобы не гнили.

А мы не делаем  "определенные" обряды потому, что не видим, что именно они делают и что дают нам. Разве как-то иначе?

А был тот смысл у них, скорее всего, от того, что они в окружающем их мире видели что-то большее чем мы. И, видя это, находили средство как-то увиденным управлять.

К сожалению, чтобы даже появилась просто возможность обсуждать, необходимо изменить своё мировоззрение и вернуть себе мировоззрение наших предков, только тогда возможно видеть и понимать то, что видели они.

Пока человек находится в рамках естественнонаучного мировоззрения, он находится, как за стеной, и никогда не сможет понять того, что и зачем делали они.

У него просто вырезана из восприятия (осознания) часть мира.

Сейчас пытаются возрождать народные традиции, народные праздники, ремесла.

Но, как это ни печально, количество вложенного труда не приводит к качеству.

Чтобы люди не делали, получается, что бьются, как рыба головой об лёд, причем даже не замечают той стенки, которая возведена у них в сознании.

А мы не делаем "определенные" обряды потому, что не видим, что именно они делают и что дают нам. Разве как-то иначе?

Конечно, именно так и есть.

Пока не вернешь широту взгляда, часть мира так и будет скрыта во мраке.

А страх темноты будет надежным стражем на дороге в неведомое...

Чем больше мы обсуждаем эту тему, тем больше я склоняюсь к мысли о том, что ключ ко всему лежит в мировоззрении.

Именно оно является главным фактором определяющим возможности исследований и границы доступного.

На этой неделе можно побыть злыми волшебниками))

Леонид, я думаю, что главное значимое слово в этом - побыть! Оно говорит, что происходит игра. Именно поэтому в конце предложения Вы улыбаетесь. А поиграть в злого - это совсем не то, что быть на этой неделе злым.

А поиграть в злого - это совсем не то, что быть на этой неделе злым.

Конечно так!

Игра тем и хороша, что в ней можно пугать, но безвредно)

вспоминать нечистую силу очень древний. И почему-то это воспринимается, как например, в святки, очень правильным

Праздник Святок  - это большой обряд очищения. И во время него не вспоминают нечистую силу, а изгоняют ее. 

А вспоминая, ее можно призывать.  И это, как я понимаю, совершенно противоположное действие.

Праздник Святок - это большой обряд очищения. И во время него не вспоминают нечистую силу, а изгоняют ее.

"Святые вечера - это время разгула нечистой силы, время годаний колдовства и чародейства. В это время мир умирает, но он очищается в огне их столкновения и возрождается, молодой и прекрасный, чтобы жить еще год". (И.С., Святые вечера - страшные игры)

Интересно, что во время святок, обрядовое действие, связанное с перевоплощением в существ иных миров воспринималось, в прямом смысле,  как приход иных сущностей в наш мир.

А человек принявший обличие нечистой силы, становился в прямом смысле её воплощением.

Обычай угощать ряженых связан с задабриванием злых сил, которые пришли в дом, чтобы целый год они не вредили.

В данном случае интересно представление о человеческом теле, как о вместилище духа, которое на время может занять другой дух и явить себя через это тело.

А может и навсегда...

интересно представление о человеческом теле, как о вместилище духа,

Гостеприимство, принятое в народной традиции, то же, по-видимому, имеет отношение к такому восприятию человека.

Не всякий кто выглядит, как человек - человек.

Не известно, чей дух находится в этом теле.

Страх - более точно определяет нечто, что служит основой для развития разума.

Страх интересное явление. Похоже, что он с одной стороны включает разум в случае опасности, с другой может наоборот парализовать разум.

Быть может, существует такое понятие, как мера страха?

Хотя тут же всплыло из памяти понятие испуг. Быть может, это именно испуг включает работу разума, а страх всегда действует парализующе на человека? И только если перебороть страх, можно начать осознанно действовать?

Быть может, существует такое понятие, как мера страха?

Леня, вы же знаете, что без хороших определений невозможно рассуждать и тем более просто отвечать на вопросы.

А что у вас такое страх и ужас?:

А что у вас такое страх и ужас?

Вячеслав, мне кажется, чтобы обсуждать эту тему, нужно выйти на уровень очень тонкого восприятия, что, как мне кажется, не слишком подходит для данной площадки.

Пока, предлагаю обсуждать более грубые вещи))

За ней скрывается бездна неведомого, но далеко не у каждого хватает смелости ступить за её край и добывать знания

Леонид, мне опять понравилась Ваша статья!

Хотя теперь у нее какой-то иной дух. Как бы, немного более смиренный? Или я ошибаюсь?

И больше повествовательно печальный, чем бойцовский, как раньше?

Или что-то случилось?

Спасибо Вячеслав!

"Хотя теперь у нее какой-то иной дух."

Я просто не стою на месте)

У меня свой марафон))

Возможно ли, человеку силой своего разума проверить и понять существование божественных законов Наверно, возможно, почему нет? И как относится к страху темноты?

Невежество порождает страх.

Мы пытаемся понимать себя, понимать мир, в котором живём, но очень часто идем по пути доверия и доверяем тем, кто захватил трибуну.

Одни верят церкви, другие верят науке.

Одни верят, что бог есть, другие верят, что бога нет, всё это лишь создает возможности для спекуляций, споров, а в прежние времена и войн.

А познание... Познание остается выброшенным за борт. Все силы брошены на защиту веры.

откуда у вас взялось "положение верить или не верить"? У меня, например, его нет.

Очень часто в дискуссиях сталкиваешь с позицией человека основанной на вере, неважно во что. В бога, в происхождение человека от обезьян, или в теорию относительности.

Вся современная культура построена на вере. Хотя сейчас это принято называть гипотезами.

И получается, что вместо поиска ответа на вопросы, все заняты доказательством гипотез, а это совсем другая задача, поскольку ставит человека в положение, когда все, что подтверждает его гипотезу принимается во внимание, а что в неё не вписывается, отбрасывается за ненадобностью.

Самое смешное, что любую гипотезу, лежащую в основе современной, научной картины мира очень легко разрушить, поскольку все они опираются на мнимые основания.

Как говорится - колосс на глиняных ногах.

И если церковь осознанно говорит - надо верить, то наука в этом смысле гораздо слабее, ей приходится просто врать и скрывать правду.

Находки и открытия, которые не подтверждают гипотезу, как бы не принимаются во внимание, откладывается в сторону, а потом потихоньку забываются.

Ну кому интересно, что там откопал в пустыне очередной искатель приключений? Положить на полку и забыть.