Все записи
06:16  /  14.07.15

6925просмотров

Марафон? – Для чего?

+T -
Поделиться:

Я не любил бегать всю свою жизнь. И поэтому не бегал, кроме случаев, когда этого было не избежать. Как, например, на уроках физкультуры в школе и институте. Вряд ли в этой моей нелюбви меня поймут многие, кому бегать нравится, кто бегает легко и получает от этого наслаждение. Со мной все не так.

Но мне вдруг «побежалось», неожиданно для меня самого, и вполне отчетливо, когда мне было уже за шестьдесят.  В один из дней, я вдруг  ощутил свое тело легким и сильным. Конечно, можно было это ощущение погасить или даже не заметить, но всему телу не сиделось. Тогда я неожиданно побежал - и мне понравилось. С тех пор я продолжаю бегать, помогая себе знаниями и умениями, почерпнутыми в современной культурно-исторической психологии, которой я занимаюсь.

Я, конечно не фокусник от психологии, и не физкультурник, и, тем более, не спортсмен. Поэтому МАРАФОН - для меня, как и для большинства  никогда не занимавшихся спортом людей - это символ запредельности. Вот в этот "запредел" меня потянуло, а я пошел.

Конечно, по сути, это не бог весть какое дело. Сейчас марафон бегают тысячи людей. Поэтому многие, наверняка скажут: «Ну и что!? Подумаешь, пробежал! Я тоже пробегу. Если захочу…».  Или иначе: «Ну и что!? Видно делать нечего, а мне этого не надо…»

Но как оказалось на практике, -  все-таки,  захотеть, подготовиться и пробежать свой первый Марафон, – не такое простое дело, для небегавшего всю жизнь человека. Тем более, когда ты в возрасте. И как я теперь знаю - стоящее дело!

 Но, вернусь к Марафону. Я, даже, уже начав бегать,  далеко не сразу пришел к мысли, что мне нужно пробежать Марафон, то есть дистанцию 42,195 км. Бегал и бегал себе потихоньку, набирая какое-то плохо осязаемое здоровье, и никуда не лез.

Но потом задумался - что вообще дает мне этот бег? Стоит ли тратить свое драгоценное время на это занятие, если я не вижу, как оно мне помогает? – Вот, знатоки говорят, что бег дает здоровье? Но какое? Мышечное? Накачивание мышц? В том числе, возможно, сердечных, чтобы «сердцем не стареть»? Так от этого, наверно, хорошо мышцам, а что мне, если мне эта накаченность не нужна? Ведь я бываю здоров или нездоров далеко не только работой мышц. И вообще, понятие здоровья настолько неопределенно, что каждый желающий может повернуть его в ту сторону, которая ему лично нравится. Вот, например, моя девяностолетняя тетя когда-то говорила, что для здоровья ей нужно обязательно выкурить несколько папирос в день. «Потому, что если я сейчас брошу курить, то я умру!»

Так что же я на самом деле буду иметь, как говорится, «на выходе» моего занятия бегом? – Да, неизвестно что! Возможно, даже обещанного укрепления здоровья не будет. А будет наоборот какое-то его ухудшение. Например, усталость и болезненность тела, сонливость. А еще говорят про бег, особенно длительный, что он приводит к истиранию суставов. И обязательно из-за многочисленных ударов тела о землю при беге, будет хронически болеть поясница. Или, мои застарелые гипертония и радикулит, могут вообще не перенести никакого бега? И, так как я не знаю настоящих возможностей своего немолодого тела, то могу где-то его так напрячь, что оно в неизвестном мне «тонком» месте безвозвратно надорвется? Например, говорят, очень легко повредить или просто перегрузить колени, которые заболят навсегда. Или ахиллесово сухожилие. Да, мало ли чего еще, о чем я до начала бега даже понятия не имею.

 

Вот тут у меня и появилось желание проверить все эти рассказы, что правда и что ложь. - И что будет со мною, вот таким, как я есть, на самом деле, когда серьезно займусь бегом? Конечно без фанатизма, бережно, не нанося себе осознанно какого-то вреда.

Но как эту проверку произвести в обозримое время? Ведь бегать понемногу можно всю жизнь и неизвестно доберешься ли до каких-то определенных изменений, которые точно можно будет отнести именно к бегу, а не к какому-то другому обстоятельству?

Тогда я и нашел вполне определенный способ: примерно за год подготовиться и пробежать ближайший марафон. А во время подготовки наблюдать за тем, что и как со мною происходит. И к чему все это приведет по окончании. И это уже будет определенное дело, даже исследование, а не просто растрата времени неизвестно на что. А год времени на такое исследование я выделить смогу вполне. Тем более, что если итоги действительно окажутся стоящими, то я приобрету больше чем потеря года на подготовку. Да и вовсе это будет не год потерь, так как моя жизнь при этом не будет останавливаться. Я просто выделю в ней необходимое время для бега.

И я выбрал марафон «Белые ночи», который проводится прямо в Питере, где я живу, ежегодно в конце июня. Поэтому не нужно никуда ехать для того, чтобы в нем участвовать. Есть и другие марафоны в нашем городе, но этот пришелся мне и по времени и по месту. Трасса его проходит по набережным Невы в центре красивого города… В общем, я решил готовиться к марафону «Белые ночи - 2015».

 

Признаюсь, что сложностей и трудностей оказалось на моем пути значительно больше, чем я ожидал. Начиная с откликов друзей, когда я сообщал им, что намерен пробежать марафон. Ладно, те, кто просто не верил и смеялся над этим сообщением, как над хорошей шуткой. Это было болезненно, но как-то привычно. Хуже было с активными доброжелателями: «Ты наверно совсем нездоров! На голову! Потому что большинство людей в твоем возрасте – полные развалины. А начинать бегать марафон на пенсии, это значит подорвать свое здоровье окончательно, а не набрать его! Кроме того, ты вообще - сердечник!...» - с ними приходилось как-то непросто договариваться.

Еще весьма серьезно пришлось задуматься о своем участии в Марафоне, после того как я увидел неподдельный испуг в глазах знакомого опытного врача кардиолога, которую я попросил дать мне справку о здоровье, необходимую для участия в марафонском забеге. А я ведь попросил не просто так с бухты-барахты. Я перед этим прошел у нее все возможные исследования состояния моего сердца, на всех имеющихся в распоряжении хорошего медцентра приборах и устройствах. Сам пошел на это, так как с детства считался сердечником и ревматиком, и действительно не знал насколько мне опасно бегать. И поэтому, конечно, был рад тому, что в ответах на исследования моего сердца, хоть и значились разные отклонения, но обычно говорилось, что «в целом, нормально». А оказалось, что нормы для моего возраста вовсе не предусматривают марафонские нагрузки.

Тем более, этот испуг кардиолога для меня означал, что и действительно, по медицинским меркам, здоровье моего сердца, как минимум, не гарантирует мне безопасного исхода дела.

Но я подумал, взвесил заключение врачей и то, что ощущаю и чувствую относительно своего здоровья я сам, и решил все же бежать. Бережно, спокойно, не надрываясь, написав завещание, - но бежать.

Когда я так решил, конечно, стало немного проще, но трудностей не убавилось. Начиная бегать, я думал, что здоров.  Так как давно не болел.  И у меня ничего не болело. Но начав, понял, что я сильно ошибался, так как у меня заболело все. И не только «мышечной радостью», но и по настоящему весьма неприятными для меня болями.

Мышцы болели, кажется все. Только одни больше, а другие меньше. И как правило значительно меньше во время бега, чем потом, еще долго после бега. Но это была та обычная боль, о которой я с детства знаю, что она не опасна.

А были еще боли в разных физических органах, особенно в области сердца, о болезни которого меня предупреждали, и даже ею пугали. И в желудке, в печени, селезенке – в общем, по частям, кажется, тоже переболело все тело. 

От всего этого временами бывало изрядно страшно. Страшно, что как-то поврежу органы тела необычной физической нагрузкой и потом придется их всю оставшуюся жизнь лечить. А то и вовсе помру,  так как совсем не знаю о тех последствиях, которые несет та или иная боль. А с каждой болячкой к врачам недобегаешься…

 

Вот такой «неуютной»  была действительность моей подготовки к марафону. И любому здравомыслящему человеку, встретившему такие преграды и помехи, было бы однозначно ясно, что совершенно неразумно с таким «букетом» продолжать готовиться к марафону. И он был бы вынужден не просто задуматься о продолжении тренировок, а, скорее всего, окончательно остановиться и бросить это небезопасное дело…

 

Но у меня на все возражения друзей, медицины, а также собственных болей и страхов был один очень весомый для меня аргумент и ответ. - Я психолог, более двадцати последних лет работающий в ключе современной Культурно-исторической психологии (КИП). И я с помощью ее методик, успешно помогал многим людям избавиться от ряда разных не только психологических, но и прямо от физических болячек.

Поэтому я решил не терпеть во время подготовки к марафону свои боли, напряжения, сопротивления, страхи, и прочее, что мешало мне бегать, Хотя, именно так принято делать у настоящих марафонцев. – Они, даже, подбадривая бегущих, которые плохо выглядят, кричат: терпи, терпи!!  - Решил не терпеть, а сразу избавляться от помех средствами КИП.

Это было единственной надеждой на то, чтобы в срок подготовиться к марафону. Потому, что силы и возможности моего тела, после десятилетий сидячей работы без занятий физкультурой и спортом,  были точно непригодны для подготовки к таком забегу за год. И я сам на них собственно не рассчитывал.

Да, конечно, можно было достать свои, как говорят, «волевые качества», стиснуть зубы и прорываться «к победе, во что бы то ни стало!» Но это, скорее всего, просто подорвало бы мое здоровье. Или привело бы к обострению какого-то из моих хронических заболеваний, что все равно заставило бы меня остановиться. Все-таки уже очень не молод.

Поэтому подготовиться к марафону за год, тем более без надрыва, я не мог иначе, чем средствами КИП, И вопрос подготовки не состоял в том, смогу ли я натренироваться. Он был в том, справлюсь ли я с помехами средствами КИП. И справится ли КИП с моими помехами.

 

Это и есть то, «для чего» мне понадобилось лезть в это болезненное и небезопасное мероприятие.  И то, для чего я написал здесь, как кажется, о своих личных жизненных сложностях.

На самом деле, я написал краткий отчет об эксперименте, который поставил для простоты на себе. Суть его - это доказательство возможности решения жизненных задач с помощью прикладной культурно-исторической психологии. 

 Такой эксперимент хорош тем, что его результат, как говорится, на лицо. Нет никаких подделок. Нет вранья. А есть протокол забега в который судьи на финише занесли мою фамилию. Он выложен судьями же в интернет и его можно проверить любому желающему. – Это констатирующая часть эксперимента.

 

А означает он то, что с помощью КИП действительно можно не только решать разные обычные бытовые психологические задачи, встающие перед человеком в жизни. Но и некоторые такие, которые. кажутся по началу запредельными.

Я пробежал Марафон «Белые ночи-2015». Причем лучше, чем сам ожидал.  И это не факт просто моей биографии. Это зарегистрированный в исторических документах (в протоколах соревнований) факт осознанного, целенаправленного и успешного применения методик КИП для решения трудной жизненной задачи. И она, Культурно-историческая психология, прошла проверку марафоном и прошла очень успешно. Так как без ее знаний и умений я пробежать бы точно не смог.

И это весомое подтверждение того, что теория культурно-исторической психологии верна и ее прикладные методики   работают. И могут быть применены ко множеству других более простых и более сложных жизненных задач.

 

Комментировать Всего 83 комментария

Вячеслав, завидую! Сам много бегал в юности, много бегал, когда меня полгода недавно держали под домашним арестом. Там, в одиночке, это просто спасало.

Но ваша статья слишком длинная, тоже марафон такой, ее трудно прочитать всю внимательно. Поэтому просто спрошу: Вы помянули Культурно-историческую психологию. Скажите вкратце, а как могла в таком деле помочь КИ-психология? 

Эту реплику поддерживают: Веста Спиваковская

"ваша статья слишком длинная,"

Да, Александр! Я пока мало кому рассказывал об этом пробеге, хотя он имеет для меня большое значение. Поэтому каждая мысль казалась важной и ее хотелось донести, а вычеркивать не хотелолсь.

Учту обязательно Ваше замечание в следующей статье.

Тема действительно важная, потому что это наглядный материал для, так называемого, раскрытия способностей, что в прикладной психологии является одним из важнейших предметов со времен совесткой психологии спорта и космоса.

"это наглядный материал для, так называемого, раскрытия способностей,"

Да, вижу, что именно так. И у меня действительно раскрылись какие-то способности. Например, способность бежать долго. Которой раньше не было. И это действительно - наглядно.

раскрытия способностей

Да, но скажу иначе. Это не только и не просто "материал".

Это наглядный пример того, как были  целенаправленно, осознанно, управляемо, раскрыты способности.

Причем здесь дело касалось телесных способностей, которые обычно раскрываются многими годами упорных тренировок.

А в моем случае это произошло за год. Причем, практически без тренировок.

"Скажите вкратце, а как могла в таком деле помочь КИ-психология?"

Александр, как оказалось, подавляющее большинство помех моему бегу составляли содержания моей личной истории и культуры. И они при напряжениях, нагрузках, усталости - "захватывали управление" телом и заставляли  меня бегать старыми образцами  движений.  Которые совсем не подходили для решения  моей марафонской задачи.

А КИ-психология как раз имеет разработанные понятия об этом. А также разнообразные метоики освобождения от такоего "чужого" управления.

С помощью этих методик я "возвращался в себя" и уже сам управлял бегом, не доверяя старым образцам.  А если подобная потеря себя случалась опять и опять, то я искал причины такого настойчивого применения старых образцов и пересматривал их, меняя образы действия на нужные мне для марафона.

Эту реплику поддерживают: Веста Спиваковская

Это понятно. Думаю, Вы убирали и страхи и психосоматику, вроде предрасположенности к стенокардии. Да, это я понимаю.

"Думаю, Вы убирали и страхи и психосоматику, вроде предрасположенности к стенокардии."

Да, Александр, именно так! И это весьма удивительно.

Если убирать страхи для меня стало уже просто делом техники, то со стенокардией и подобными сердечными болями почти вновинку, так как я старался не брать таких заказчиков. А тут в работе с собой - пришлось с этим поработать.

Удивительно приятно ощутить освобождение от болячек, которые правили мною много лет.

"Если убирать страхи для меня стало уже просто делом техники, то со стенокардией и подобными сердечными болями почти вновинку, так как я старался не брать таких заказчиков. А тут в работе с собой - пришлось с этим поработать.

Удивительно приятно ощутить освобождение от болячек, которые правили мною много лет."

Вячеслав, Вы пишите, про "болячки, которые правили много лет". И Вы от них избавились. 

У Вас были заболевания, которые были засвидетельсвованы медиками? У вас было ощущение болей или болезни?

Поподробнее, можете описать?

У Вас были заболевания, которые были засвидетельсвованы медиками?

Да, конечно! Кто же сейчас жиеет без таких свидетельств.

В части болезни сердца мне обещали по наследству порок сердца, подобный тому, что был у мамы. Но вместо него у меня был ревматизм, как говорили "с поражением сердца", и я, долго пролежав в больнице, вынужден был по болезни остаться на второй год в пятом классе.

Кроме этого хронические гипертония и радикулит. Из того, что может прямо мешать бегать.

Вячеслав, очень интересная история! И хороший результат! Мне было бы интересно узнать две вещи. Почему Вы решили испытать себя, даже идя на такоей риск? Вероятно, это было для Вас очень важным именно психологическим пределом?

И второй вопрос, совпадает с Александром: как культурно-историческая психология помогла в том, чтобы убрать почти физические ограничения? 

Эту реплику поддерживают: Алекс Лосетт

Спасибо, Михаил, Вы выразили мою мысль.

"Почему Вы решили испытать себя, даже идя на такоей риск?"

Михаил, спасибо за вопросы!

Вы знаете, в моем марафоне движущей силой только примерно на 10% было желание испытать себя. А может быть и меньше. 

А больше всего, мне хотелось понять то, как  получается, что только что я не мог бегать вовсе, а потом, вдруг что-то случается, - и я могу бежать. И чувствую себя лучше. Ведь что-то происходит? А что? И почему?

Это же означает, что во мне есть возможности и силы которыми я пока не управляю. А через бег смогу их найти и возможно раскрыть.  -  Тогда риск как-то повредить себя на тренировках, становится значительно менее значимым. Тем более, если относиться к себе бережно. 

А сами найденные силы мне бы очень помогли в сегодняшней жизни.

Вячеслав, похоже, вы прикрепли это сообщение не к тому посту. Оно Михаилу. Перешлите заново, иначе он не получит уведомления.

Да, Александр, спасибо за сообщение! Я исправился.

"как культурно-историческая психология помогла в том, чтобы убрать почти физические ограничения?"

Михаил, так оказалось, по крайней мере в моем случае, что все мои физические помехи были, как теперь загадочно говорят, психосоматикой разного вида. То есть помеха ощущается телесно и собирает внимание на теле. А причины ее на самом деле лежат в психологии. Точнее, хранятся в образах, которыми наполнено мое сознание.

А КИ-психология как раз исследовала и расписала работу с образами. Потому, что они в основном и есть отпечатки моей культуры и истории.

"Почему Вы решили испытать себя, даже идя на такоей риск?"

Михаил, спасибо за вопросы!

Вы знаете, в моем марафоне движущей силой только примерно на 10% было желание испытать себя. А может быть и меньше. 

А больше всего, мне хотелось понять то, как  получается, что только что я не мог бегать вовсе, а потом, вдруг что-то случается, - и я могу бежать. И чувствую себя лучше. Ведь что-то происходит? А что? И почему?

Это же означает, что во мне есть возможности и силы которыми я пока не управляю. А через бег смогу их найти и возможно раскрыть.  -  Тогда риск как-то повредить себя на тренировках, становится значительно менее значимым. Тем более, если относиться к себе бережно. 

А сами найденные силы мне бы очень помогли в сегодняшней жизни.

Верно ли я поняла Вас, что кроме других решения задач, Вы научились через Бег открывать источники силы в себе? 

Вы научились через Бег открывать источники силы в себе?

О-о-о! Ольга! Вы сразу глядите в корень. И от Вас ничего не спрячешь.- Это для меня самая таинственная или мистическая часть моего опыта. Настолько,  что я стараюсь ее обходить. Так как доказать научными средствами то, что я увидел и нашел, практически невозможно.

Сказать, что я научился "открыввать источники силы в себе", кнечно, нельзя. Так как я  проделывал что-то только с собою и только в таких условиях которые были у меня.

Но я, безусловно, нашел что-то в себе, что позволили мне довольно спокойно преодолеть Марафон.

это было для Вас очень важным именно психологическим пределом?

Вы занаете, Михаил, как ни странно, - нет.

Предел я чувствовал не психологический, а физический или физиологический. Мое тело было не готово и не могло проделать такую работу. И я это не просто понимал через какую-то психологию, а ощущал, как говорится "всем телом".  Оно или не шло, или болело, или просто падало на землю. Именно этот предел пришлось преодолевать больше всего

А психологически я как раз был готов и это именно помогло преодолеть все телесные сопротивление. КИ-психология, в которой я уверен в этом и помогала.

Вячеслав, Ваш опыт и решимость, заслуживает уважения. 

Мне со стороны, когда я прикладываю к себе - пробежать Марафон, 42 км, кажется это невозможным. И все, что больше примерно 5 км, кажется одинаково запредельным. Но вот это и притягивает к себе - возможность выйти за свой предел! 

пробежать Марафон, 42 км, кажется это невозможным.

Да, Ольга, я в начале тоже чувствовал именно это. Да и как почувствуешь другое, если тело отказывается двигаться после первых пяти минут бега.

Но оказалосль, что это только помеха. А пробежать можно.

Верно ли я Вас поняла, что Вы в этом случае работали с телесной невозможностью двигаться - бежать?

И находили причины, которые устраняют не врачи?

Вы в этом случае работали с телесной невозможностью двигаться - бежать?

Да, Ольга, совершенно верно. Не могло двигаться тело, а причина была психологическая.

Не могло двигаться тело, а причина была психологическая.

Пример? Бегу, ноги еле двигаются, запыхался, думаю, как бы "закосить" у самого себя дистанцию...

И вдруг вспоминаю, что точно так было в школе, когда меня отправили сдавать какие-то нормативы, ГТО, наверно. И я там еле добежал.

И сейчас бежал тоже теми образами, которые по каким-то причинам захватили меня при беге.

Одного осознавания этого было достаточно, чтобы основная тяжесть прошла.

Мне Ваш опыт напомнил мою юность, когда я, будучи "сердечник-ревматик", с 10 летним стажем, с освобождением от физкультуры, плюнула на все запреты врачей, на какую-то жуткую ограниченность и фанатичный страх окружающих меня людей за мою жизнь, и решила в 15 лет заняться спортом. Так вышло, что это оказался парашютный спорт. 

Мне очень хотелось выйти за тот предел меня, за тот образ меня, который из меня создали, внушив мне, что я - такая, что мне нельзя и что мне можно. 

Мне захотелось понять, где же та граница меня и кто же я такая. Ну и раз другие люди могли, то почему мне было нельзя? Я честно прошла мед.комиссию, скрыв свое мед. прошлое. И стала прыгать. Мне было страшно умереть от того, что вдруг не выдержит сердце, как мне обещали врачи. Оно выдержало. 

Меня совершенно захватил этот спорт своей возможностью постоянного выхода за предел своих возможностей, возможностью побед над собой. Я тратила кучу сил и времени, чтобы только получить то, что мне давала эта возможность. 

И сейчас я понимаю Вас, Вячеслав, что Вы нечто такое почувствовали, что может быть, и не назовешь. И хотя, я, например, не решилась бы бегать из-за того, что столько времени на это пришлось бы тратить... Но мне тоже говорили, что я-сумашедшая на какие то минутные увлечения тратить столько сил и времени. 

Для меня  это был - поход за собой!

Кроме очищения от помех физических, убирания психосоматических "вещей", что вы ещё получили, что открыли в себе?

плюнула на все запреты врачей, на какую-то жуткую ограниченность и фанатичный страх окружающих меня людей за мою жизнь,

Ольга, понимаю, как Вам было не просто.  Вам пришлось явно биться с окружающими людьми. А с учетом зависимости, в которой состоят 15-летние от родителей почти невозможно.

Это, наверно, почище марафона будет. Ведь в нем нужно преодолеть только себя одного.

Преодоление, несомненно, было. Вы правы, преодолеть общество гораздо сложнее, чем победить свое тело. 

Физически мне было так плохо, что мне казалось, если я буду продолжать пить эти таблетки и принимать все, что говорят врачи, я умру сразу. Или это буду уже не Я. Мне это все надоело, и я решила, что так больше жить не буду. 

Возможно, внутренняя решимость заставила собрать какие-то силы и тело стало также меняться. Я ведь перестала болеть. 

Значит, мы не знаем себя. И медицина не описывает все законы управления здоровьем тела. 

Вот Ваш случай меня привлекает возможностью с помощью КИПа осознанть, как мы можем сами управлять собой, своим телом и здоровьем и как выйти за свой предел.

А с родителями было проще, я все скрыла.  Они просто не знали, что я прыгаю с парашютом, и узнали об этом только через 5 лет. 

внутренняя решимость заставила собрать какие-то силы и тело стало также меняться. Я ведь перестала болеть.

Я думаю, что это важно - наполниться решимостью и собрать силы.

Похоже, что человек с помощью этих "простых" действий получает возможность существенно изменять себя.

Вячеслав, не совсем вас поняла. Видимо, опечатка. 

Да, спасибо.  это точно опечатка. Должно быть  "существенно" Сейчас я это исправлю.

"И это весомое подтверждение того, что теория культурно-исторической психологии верна и ее прикладные методики   работают. И могут быть применены ко множеству других более простых и более сложных жизненных задач."

Я согласна, что теория КИП работает, для прикладника, психолога, в общем, такая находка. С одной стороны, совершенно непротиворечива для всех сфер жизни человека, либо описывает и объясняет , что делать и почему. Либо, в сложных случаях., дает возможность искать, думать и находить верные ответы. 

теория КИП работает, для прикладника, психолога,

Ольга, я думаю, что теория КИП работает для всех. Потому, что описывает действительное устройсто мира и человека.

Конечно опытный прикладной психолог сможет ею воспользоваться лучше чем тот кто ею не владеет. Но если даже самый новичок захочет помочь себе психологически и будет искать возможности для этого, то он почти наверняка найдет способы помощи описанные в теории КИП. Потому, что они естественны. Как Вы думаете?

Конечно, Вячеслав.

Я считаю, что КИП работает для всех, неважно, психолог ты или нет. Я писала, что это настоящая находка для психолога, потому что для прикладника стоит вопрос о выборе теоретической базы для работы.  И различные методы ограничены. Работают, например, хорошо с соматическими проявлениями, но при помощи того-же метода, невозможно выйти на устроение предприятия, на решение семейных задач. И кажется естественным, ведь сфера - иная. Но человек то один. Культурно-исторический подход позволяет работать со всеми сферами жизни человека. 

Как психологу, в помощь кому-то, так и себе. Конечно, нужно уметь - как. 

Культурно-исторический подход позволяет работать со всеми сферами жизни человека.

"Культурно-исторический подход позволяет работать со всеми сферами жизни человека."

Да, Ольга, в этом я полностью с Вами согласен. Ведь "человек то один", как Вы пишете. И методики КИ-психологии применяются именно к человеку.

Сознание

Получается, что человеческое сознание настолько уникальное, всеопределяющее явление, что даже тело человека полностью зависимо от него.

А возможно, оно способно оказывать влияние и на материю.

сознание настолько уникальное, всеопределяющее явление, что даже тело человека полностью зависимо от него.

Да, Леонид, конечно. Ведь даже русский язык хранит знание, что человек живет и движется всегда "каким-то образом". Именно этот образ и определяет движение тела.

Хотя сказать, что сознание " всеопределяющее" вряд ли можно. Думаю, что все-таки весьма много определяет "Я".

возможно, оно способно оказывать влияние и на материю.

Леонид, здесь я не понял Ваш вопрос. Что Вы подразумеваете под "материей".  Ведь в первой части сообщения Вы прямо утверждали сами, что тело зависит от сознания. То есть сознание точно оказывает влияние на тело.

А если говорить современным сленгом, тело ведь материально? И тогда влияя на тело, сознание одновременно влияет на материю? - Это наверняка Вам ясно.

Тогда в чем состоял Ваш вопрос?

Наверное я хотел спросить если предел того, на что может оказывать влияние человек своим сознанием? Хотя , конечно это не вопрос, а просто мысли вслух.

Ведь даже при исследованиях в физике уже доказано, что при высокоточных экспериментах присутствие того или иного наблюдателя может оказывать влияние на результаты.

присутствие того или иного наблюдателя может оказывать влияние на результаты.

Это вроде и доказано. Но ЧТО или КТО именно "оказывает влияние" - ведь так и не известно?

И, думаю, что это может быть не только сознание. А, например, присутствие, собственно, того, кому это сознание принадлежит? Или наличие прямого, помимо сознания воздействия участников опыта на объекты?

если предел того, на что может оказывать влияние человек своим сознанием?

Леонид, это ведь тоже вопрос на два шага за горизонт современной науки. Она по сути перестала употреблять понятие "сознание", и употребляет вместо него - "осознавание". И как же после этого говорить о влиянии на мир того, чего нет?

А дальше, если все-таки мы с Вами возьмемся отвечать на этот вопрос, то нам нужно будет определиться с понятием "влияния". Какое влияние мы будем рассматривать. Так как оно может быть очень разным.

А потом еще сложнее, так как попадаем в поля совсем не изученных тем и пространств. Как мы сможем отделить то, на что человек влияет своим сознанием, если не имеем его ясного определения? И, кроме того,  подозреваем, что под сознанием тоже есть еще что-то. Например, хозяин этого сознания. Который тоже, наверно может влиять на мир. И может быть прямо всем своим существом, а не только через сознание?

Так что, возможно, нужно поставить такую задачу и исследовать. И ведь любопытное исследование может получиться.

Но я пока за такое браться не готов..

"Всеопределяющие", означает, что сознание является  едиственной субстанцией, которая заполняет собой мир. Доступна ли нам вообще грань того где кончается сознание?

сознание является едиственной субстанцией, которая заполняет собой мир.

Леонид. меня восхищает Ваша уверенность и приверженность сознанию! Но она пока на пару шагов опережает самые современные научные знания. Из того, что мне известно, Зинченко и Мамардашвили всего пару десятков лет назад предположили, что "сознание находится не в головах, а между головами". (Причем никак не были поддержаны в этом научной общественностью.) А А.Шевцов совсем недавно опубликовал здесь на Снобе статью «Говорите, сознание?», посвященную Михаилу Аркадьеву. В которой «работает» с сознанием, как с тонким веществом.

Более передовые знания мне не известны. Поэтому я сам предпочитаю говорить на эту тему словами Лектора из старой кинокомедии «Карнавальная ночь»: «Есть ли жизнь на Марсе, нет ли жизни на Марсе, об этом науке ничего не известно!»

А с другой стороны, если говорить о точности рассуждения, смотрите. Воздух «заполняет» всю атмосферу Земли. Но вряд ли можно сказать, что он вообще определяет  что-то кроме ареала обитания млекопитающих вида Гомо сапиенс. И уж. тем более, он не может определять, например, что и как делать людям в своей жизни.

И что-то подобное я могу сказать о сознании. Оно точно с помощью образов передает движение на тело. Что, на мой взгляд, и показывал Шевцов. Но оно совсем не определяет, как действовать человеку в жизни. Это он выбирает сам.

И для меня это значит, что сознание определяет далеко не все. Оно скорее может быть «пультом управления», но точно не управляющим. А можно ли сказать, что пульт управления, каким бы великим он не был, - определяет все?

Вячеслав, Вы пишите"Более передовые знания мне не известны".

Но Вы же сами в свои годы сделали невозможное возможным, пробежали Марафон. И сделали это исключительно через работу с собственным сознанием.

Я думаю, что передовые знания и рождаются в таких работах как Ваша.

А что дальше, где предел? Вы думали об этом?

передовые знания и рождаются в таких работах как Ваша.

Да, я действительно приобрел какие-то знания и даже умения. Возможно они передовые, а может быть просто другие. Но они явно отличаются от того, чему меня учили в школе и институте.

И это максимум, всего лишь, революция "в отдельно взятой стране". - В моем сознании. И я даже не знаю, родились при этом те "знания" о которых Вы пишете или нет.

Ведь если то, что я нашел и понял останется только моим опытом, то "знаний" как будто ни для кого кроме меня и не прибавилось. И чтобы сделать их общим достоянием, нужно чтобы люди заинтересовались, захотели их изучить и освоили для себя.

А такого стремления я вокруг себя не нахожу. Это, наверно, что-то не очень нужное людям. Ведь никто не собирается, как я, на пенсии осваивать марафон.

А пределом, наверно, является точное знание устройства всего большого мира, в котором мы живем. Например, ответы на простые вопросы:  Кто Я? Откуда Я?

"И это весомое подтверждение того, что теория культурно-исторической психологии верна и ее прикладные методики   работают."

Вячеслав, а Вы как работали над собой?

1. До того, как начали бегать? Дома, при мысли о чем-то?

2. При тренировочных забегах? ( тихо сам с собою...)

3. Во время Марафона?

( тихо сам с собою...)

Ольга! А почему тихо сам с собою? Ведь эта фраза имеет определенный негативный смысл. Что Вы имели ввиду?

Введь Вы спрашиваете именно про работу над собой? И значит подразумевается, что, прежде всего, придется работать именно с собой.

Громко ли? Вряд ли, так как для того, чтобы услышать самого себя часто надо замолчать и прислошаться. То есть да, беседа или исследование себя как правило бывает тихим.

Так о чем Вы, спрашиваете здесь? Наверно, Вы не любите работу над собой поэтому и шутите над ней?

Извините, Вячеслав, если как-то обидела Вас своими словами. 

Я хотела получить ответ на вопрос - как вы работаете, когда вы на улице, и уже в "процессе", и возникает внутренняя помеха. Вы уже бежите, что-то случается... Вы понимаете, что бежать не можете.

А дальше что? Вы продолжаете бежать? Идете домой работать? Прокручиваете в сознании какие-то образы? Проговариваете их вслух? Как практически это выглядит? 

И если Вы прямо по ходу движения, говорите что-то для себя,  это может выглядеть для других людей, как то, что человек "тихо сам с собою ведет беседу".  И это может вызвать вопросы, удивление и определенное отношение окружающих. Я вкладывала этот смысл в свои слова. 

Извините, Вячеслав, если как-то обидела Вас

Ольга, я не обижен. Я хотел понять что Вы имеете ввиду, печатая здесь в мой адрес сомнительную фразу.

Понял, что это опечатка, спасибо.

А как работаю напишу отдельно.

Да, видимо, мы разное понимаем под теми словосочетанием, которое я не дописала...

Ещё раз, сорри.

Никак не хотела внести отрицательный смысл.

Никак не хотела внести отрицательный смысл.

Ольга, не беспокойтесь! Вы не имели злого умысла.  Ваши извинения приняты.

Вы уже бежите, что-то случается... Вы понимаете, что бежать не можете. А дальше что?

Ольга, я дальше, в большинстве случаев, действую так как было бы с камешком в тапке. 

Пока не мешает, не обращаю внимания. Потом пробую убрать.  Здесь явное отличие от камешка, так как я могу проделать какую-то психологическую работу прямо на бегу. А если не получается, на бегу, то иду пешком или вовсе останавливаюсь.

а Вы как работали над собой?

Ольга,

По сути, вся моя "работа над собой" сводилась к тому, что я находил и убирал помехи бегу. Или психологические или телесные.

Но мне вдруг «побежалось»,

 Здравствуйте, Вячесла. Мне тоже недавно "побежалось", правда, не просто так, а после прочтения на Собе статьи Сергея Федулова "Не надо «худеть». Или «что такое здоровье и как быстро и бесплатно его достичь».До этого просто гулял по утрам. И побежалось потому что в прочитав статью, я получил достатьчно подробное описание - как бежать, как начать бегать, на что обратить внимание и т.д.

Судя по Вашему описанию, вам в беге помогла Культурно-историческая психология. Вот вопрос - в отношении КИП возможно простое описание как её освоить, или это удел профессионалов? 

в отношении КИП возможно простое описание как её освоить, или это удел профессионалов?

Юрий, спасибо за вопрос! Вы попадаете, возможно в самое важное, что занимает меня.

Я уверен, что КИ-психологией должны владеть не только профессионалы, а вообще все люди. Потому, что она является естественным средством преодоления жизненных помех и улучшения жизни.

И описание, как ее освоить, возможно простое. Но само освоение требует определенных усилий. В этом, конечно, есть определенная сложность для новичков. Но те, кому дейстсвительно нужно решить какую-то жизненную задачу, точно сомгут это сделать.

И еще, я не случаайно написал, что "мне побежалосль", потому, что позыв к движению был прямо телесный. Это не просто я принял решение бегать и заставил тело шевелиться. Оно само хотело лететь...

Тело редко что хочет "само" Опишите, как это рождалось в ощущениях, пожалуйства.

Мое отношение к этому короткому вопросу

"Тело редко что хочет "само" Опишите, как это рождалось в ощущениях, пожалуйства."

Александр, спасибо за вопрос. Потому, что он направляет мое внимние в какое-то очень желанное пространство, которое вызывает радостный трепет ... И я почти сутки не отвечал на Ваш вопрос, так как боялся спугнуть это живое состояние, возникшее, когда я этот вопрос прочитал.

Похоже, что оно прямо связано с каким-то моим естеством, с моей природой, но я в нем бываю весьма редко, так как оно почти не затребовано современной общественной жизнью. А получив Ваш вопрос, я направляю свой взгляд туда и ощущаю радость...

Спасибо за этот подарок.

Само побежалось... Как это?

"как это рождалось в ощущениях"

Я ощутил это в нескольких разных случаях и по-разному. Но всегда это приводило к тому, что тело начинало двигаться.

Я понимаю, что без меня оно бы не шевельнулось, поэтому и буду смотреть, как именно там участвовал я. Да и что вообще там происходило. И как?!

Первый случай был после психологической работы с собой. Мне удалось освободиться от какой-то тяжести - и у меня, как камень с души свалился. Я просто сижу, закончив писать. Взгляд направлен в какое-то внутреннее пространство, которое я только что открыл в себе. Телесно – где-то в глубине груди. И чувствую, как меня постепенно наполняет радость. Нет, больше не чувствую, а ощущаю, так как это вполне телесное ощущение. Это очень похоже на то, как надувается воздушный шарик. Причем у этого шарика – моего тела, кажется несколько отверстий, через которые я ощутил… что? … прилив сил! - Надо же какие образы, оказывается, хранит наш язык!

Да, действительно я ощутил прилив. Так как сам, кажется, ничего осознанно не делал. И то, что втекало в тело, наверно можно назвать силой. Я чувствую ее движение по телу. Меня затягивает в это движение, и я не сопротивляюсь ему. А наоборот, как-то погружаюсь в него. - И понимаю, что все тело наполнено этим движением.  

Оно разгоняется в теле, но я, кажется, могу управлять им. Потому, что чувствую, что сейчас могу его затормозить, загасить … (вот еще одно странное для описания движения слово проявилось) и даже "заткнуть". Но этого делать не хочу, так как оно чем-то желанно.

И вдруг понимаю, что сам сижу,  и этим все-таки сдерживаю его! Удивительное ощущение. Кажется что движение во мне кипит, а тело совсем не движется. Тогда, чтобы «не лопнуть» и не потерять этого «потока» я встаю и шевелю телом. Это искусственное шевеление не подходит движению. Тогда пытаюсь двигаться телесно в соответствии с внутренним движением, которое ощущаю. Хорошо, что меня никто в это время не видел, так как наверняка подумали бы, что «больной».

Дальше я быстренько подыскиваю образы, куда это движение девать и нахожу бег. Вполне приличное и привычное для окружающих людей действие. - Ну, бежит человек. И пусть с ним. – Я попрыгал на месте, ощущая неожиданную для моего непривычного к движению тела легкость. Подергал руками и ногами, как они сами хотели, и побежал. Слегка подпрыгивая время от времени, когда чувствовал очередной прилив.

 Вот, мне вспоминается как-то так.

Мне тоже недавно "побежалось", правда, не просто так,

Да, Юрий, я Вас понимаю!

Мне тоже побежалось не просто так. Только я побежал не из-за того, что осваивал образ как именно нужно бегать - эти образы я или использовал старые или создавал сам новые.

Мне побежалось, от того, что я проделал очередную практику КИ-психологии по очищению. Сбросил с себя какой-то груз психологический, а полегчало физическому телу. Это было удивительно.

я получил достатьчно подробное описание - как бежать,

Юрий, меня не отпускает вопрос: что именно особенное в новом образе бега позволило Вам все-таки побежать?

"На самом деле, я написал краткий отчет об эксперименте, который поставил для простоты на себе. Суть его - это доказательство возможности решения жизненных задач с помощью прикладной культурно-исторической психологии."

Вячеслав, вот Вы добились своего, решили задачу - пробежав Марафон. Таким образом, стало понятно, что избранные вами КИП - методики работают. 

А дальше - вы будете продолжать бегать? Вы "подсели" на бег? 

Или будете выискивать  возможности проверки методик другими уникальными способами?

вы будете продолжать бегать? Вы "подсели" на бег?

Ольга, да, я буду продолжать бегать. Но я не подсел на бег.

Он для меня стал своего рода орудием, которым я могу прийти в состояние большой работоспособности. И где у меня есть силы на то, чтобы сделать какое-то важное для меня дело.

Изменение реальности

Вячеслав, для меня Ваш опыт важен тем, что он показывает, как человек может изменить окружающую себя «реальность».  Да, можно слушать врачей, прислушиваться к мнению товарищей создавая вокруг себя тем самым искусственную «реальность», построенную на чьих-то мнениях. И как это не удивительно но, эта «реальность» превращается в реальность.

То, что Вы сделали, говорит об обратном, эта «реальность» не реальность, а лишь условность и в силах человека изменить свою жизнь. Достаточно только подвергнуть детальному пересмотру все устоявшиеся мнения.

эта «реальность» не реальность, а лишь условность и в силах человека изменить свою жизнь.

То, что часто называют иностранным словом "реальность" часто оказывается всего лишь наполнением нашего созания.  А оно, похоже, вещественно. Если с ним можно работать так, как делает это А.Шевцов на видео в матерале "ГОВОРИТЕ, СОЗНАНИЕ?"

Честно говоря, работы Александра Шевцова прозводят огромное впечатление.

Мы так привыкли говорить это слово - сознание, что когда за ним раскрывается сложнейшее понятие, да еще и с которым можно практически работать...

Лично для меня его работы перевернули все моё представление о мироустройстве.

Мы так привыкли говорить это слово - сознание, что когда за ним раскрывается сложнейшее понятие, да еще и с которым можно практически работать...

Вот это, действительно, при подготовке к Марафону приобрело вполне практические очертания. Для меня теперь сознание это точно НЕ ОСОЗНАВАНИЕ. И даже не только среда в которой хранятся образы. Это множество различных образов, которыми я живу! Потому, что все они влияют на меня.

Но важно, что теперь и я могу влиять на них. Вот это точно, как писал тут Михаил Степанов, удивительный "побочный эффект".

опыт важен тем, что он показывает, как человек может изменить окружающую себя «реальность».

Леонид, здесь я, пожалуй, не соглашусь с Вами. В случае марафона, я не изменял окружающий меня мир. Я изменялтолько  себя. И это важнейешее методическое отличие КИ-психологии от многих других психологических школ. 

Или Вы под "окружающей реальностью" подразумевали не окружащий мир, а что-то иное?

В данном случае я под "окружающей реальностью" имел ввиду знания об устройстве человека, о болезнях, о том, что положено делать и в каком возрасте. Те знания, которые современная культура навязывает нам как очевидности не требующие проверки.

знания об устройстве человека, о болезнях, о том, что положено делать и в каком возрасте.

Да, Леонид,  вот очевидности это точно большая помеха в подготовке к марафону. И я тоже во многом говорил об очевидностях, когда рассказывал, что не менял окружающий мир.

Ведь мои очевидности - есть образы, содержащиеся в моем сознании. И поэтому получается, что работая психологически с очевидностями окружающего мира, я работаю только с самим собой.

В данном случае я под "окружающей реальностью" имел ввиду знания об устройстве человека,

Вот-вот, Леонид! Это как раз современный взгляд на мир. В нем реальным или действительным, то есть настоящим и действующим, называют и считают "мир знаний", расположенный, как говорится, в голове.  То есть действительность, в которой большую часть жизни живет современный человек, расположена не на Земле, где на самом деле находится его тело, а как бы "внутри" самого человека. 

А мне во время подготовки к Марафону, удалось отделить в себе, образы мира и образы себя от действительного мира и действительного себя. Я - не есть образ себя.  И мой образ себя не должен самостоятельно править мною.

образов

знания об устройстве человека, о болезнях, о том, что положено делать и в каком возрасте.

Эти знания - не действительность! Это только наши знания. Они очень просто могут не соответствовать действительности. И тогда, если человек живет знаниями, и в мире своих знаний, то он отрывается от действительности.

А в марафоне, отрываясь от действительности, полностью теряешь управление собой. И тогда бежать очень трудно.

Да, можно слушать врачей, прислушиваться к мнению товарищей создавая вокруг себя тем самым искусственную «реальность», построенную на чьих-то мнениях

Да, Леонид! Здесь Вы верно упомянули "мнения" окружающих людей, особенно близких и уважаемых, как помеху подготовке к марафону.  И я могу уверенно сказать что, если бы я опираться на мнения окружающих, то моего марафона не было бы.

Но есть и другая сторона таких мнений.Люди близкие знают меня лучше других. И выражая свои мнения относительно моей затеи, часто точно называют какие-то мои черты или качества, которые действительно помешают мне в беге. И тогда их нужно просто услышать и понять. А потом воспользоваться теми подсказками, которые они дают, чтобы лучше подготовиться.

Научиться слышать людей, это пожалуй очень важное умение. Мы привыкли обижаться на критические замечания в свой адрес, но если перейти в состояние осознанной учебы, то каждый человек на нашем пути может стать учителем.

Мы привыкли обижаться на критические замечания в свой адрес,

Леонид, в моем случае было проще. Все критические замечания, так или иначе, были направлены по внешнему виду не против меня, а "за". То есть за то, чтобы я не надорвался и остался жив. И это, выраженное в любой самой критической форме, все-таки есть забота обо мне.

Вячеслав, спасибо за интересные комментарии. Мне очень интересно было узнать про открытие силы в себе. И про убирание психосоматических помех... У Вас, наверное, кроме возможностей, связанных с бегом, еще жизнь в общем улучишилась? Как "побочный эффект". Ведь если вы убираете психологические сложности, в целом должны себя чувствовать намного свободнее?

еще жизнь в общем улучишилась? Как "побочный эффект".

Да, Михаил! Спасибо за эту тему. Это, конечно трудно описать кратко, но именно так - моя жизнь улучшилась. Кажется, что я для этого ничего и не делал. Я занимался совсем другим - бегал. Даже больше, я тратил на бег то время, которое мог бы потратить на улучшение своей жизни.

Но это оказалолсь не зря. Те качества, которые открылись во мне во время и после прохождения этого пути, - они остаются со мной, даже когда я не бегаю. И я могу их использовать в других направлениях моей жизни.

Любопытный "побочный эффект" получается.

Вот, свободнее ли я себя чувствую? - Это какое-то не очень точное слово. Конечно, да, свободнее. Но точнее будет - легче, сильнее и увереннее.

в общем улучишилась?

Михаил, то что вы спросили, я ощущаю очень важным и продолжаю думать об этом. Моя жизнь точно улуччшилась, Но я почему-то не могу найти точных и ясных слова, чтобы рассказать об этом

Дело отчасти в том, что проихошедщие со мною перемены я ощущаю буквально волшебными. А точные слова об это совсем простые и не отражающие всей необыкновенности произошедшего.

Что именно произошло? - Похоже, что я помолодел.

Ощущаю свое тело легким и подвижным. Себя полным сил для дальнейшего движения по жизни. Готовым к разным делам, которые еще предстоят. В то время как год назад мне казалость, что  практически все мои дела закончились.

Спасибо, Вячеслав, очень интересно! Я согласен, что Культурно-историческая психология удивительна! И Ваш пример вдохновляет!

Я согласен, что Культурно-историческая психология удивительна!

Михаил, сейчас я пытаюсь рассмотреть даже на то орудие,  которым действовал, а то что произошло в итоге. Нам как психологам понятно, что вот я применяю какой-то инструмент и он должен как-то помочь человеку. И это нормально. 

И то, что человек с помощью психолога и его орудия решил как-то свою задачу, это тоже нормально и обыкновенно. То есть это, практически, тот же самый человек. Только его задача решена.

А то, что произзошло со мной с помощью марафона я ощущаю иначе. Здесь задача, конечно, тоже в итоге решена. Но не за счет инстрцумента для решения задачи.  А за счет моего изменения себя. С помощью КИ-психологии. Вот это, похоже, главное.

про убирание психосоматических помех..

Михаил, позвольте вопрос? Раз Вы заинтересовались убиранием психосоматических помех, значит, наверно встречались со сложностями, которые они представляют для медицины. Ведь соматическая часть лечится медиками. А они, как правило, затрудняются лечить часть психологическую. 

И, похоже, верно, что мне говорили кардиологи во время моего обследования. - Примерно 20% болезней сердца относятся собственно к сердцу, а 80% - к психосоматике, которую они практически не лечат. И примерно также в других областях медицины.

А какие у Вас сведения по этой части?

Закрываю дискуссию

Друзья!

Я закрываю дисскуссию на тему первого очерка о моей подготовке к Марафону. Уже заданы важные вопросы об этом событии и я кратко ответил на них.

Но в этой статье я практически не коснулся тех своих важных открытий, которые совершил во время подготовки. О них я буду писать позже.

Но если у Вас появятся вопросы по этой статье, то тоже пишите и я тоже буду отвечать.