Все записи
14:31  /  7.04.18

1563просмотра

Регрессивный гипноз: клинически проверенный метод для избавления от тревоги, фобий и психотравм

+T -
Поделиться:

В этом кратком руководстве по регрессивной гипнотерапии будет поэтапно раскрыт двенадцати ступенчатый метод регрессии для лечения фобий, который используется во всем мире.

Для справки! В приведенном ниже тексте клиент часто упоминается как «взрослый» и «ребенок». Это основано на предположении, что воспоминания или эмоциональная травма, которую пытается устранить гипнолог, произошла в детстве. Поэтому часто во время сессии происходит возврат назад на отрезок между детством и взрослыми годами жизни. Однако следует учитывать, что не всегда травмирующие воспоминания связаны с детским периодом.

По мере выполнения каждого из шагов, которые можно совершить очень быстро, важно постоянно хвалить и поощрять клиента. Скажите, что он отлично справляется с поставленной задачей. Такие слова одобрения создают у человека уверенность в собственных возможностях и приближают успех терапии.

Шаг 1. Вызвать транс и установить раппорт

Как правило, во время предварительной беседы с клиентом, когда тот рассказывает о существующей проблеме, вы решите, действительно ли регрессия (или реактивация) является наилучшей формой терапии. На этом этапе то, что вы ищете – это выявление какой-то сильной эмоциональной связи в прошлом человека, указывающей на событие, на которое, возможно, необходимо адресовать усилия.

Если вы вынесли суждение, что возможно приступать к регрессу, первое, что нужно сделать – установить правильное намерение для успешного сеанса гипноза. Будьте уверены, что вы создали прочный контакт с клиентом. Необходимо чтобы он вам доверял настолько, чтобы быть готовым поручить вам решить его дело. Сообщите пациенту, что у вас имеются навыки, достаточные для того, чтобы помочь решить его проблему. Это очень важно, чтобы человек чувствовал себя в безопасности при общении с вами.

Затем попросите клиента продемонстрировать простой акт согласия. Например: глаза человека и его внимание должно быть приковано к вам. После того, как вы получили подтверждение согласия, ваша следующая задача – создать механизм безопасности для преодоления абреакции, если такой случай произойдет.

Затем скажите клиенту, что любые звуки, которые он будет слышать, только помогут углубить существующий опыт. Вы хотите, чтобы человек фокусировался на вашем голосе, а не на звуках, производимых рабочим, который ремонтирует дорогу? Укажите ему, что он не получит ненужного опыта. Это лишь вопрос концентрации внимания.

Ваш голос будет вести пациента на протяжении всего сеанса, и вы всегда будете рядом с ним. Это указание необходимо для того, чтобы он не потерял взаимодействие с вами. Вы даете клиенту направление его последующего жизненного пути. Независимо от того, до какой степени он погружен в свои воспоминания, во время сессии он не прекратит слушать вас.

Сообщите клиенту, что на протяжение всей сессии вы всегда будете рядом с ним, и ваш голос будет вести его в требуемом направлении. Такое уверение в вашем присутствии дает пациенту ощущение безопасности и понимание, что он не будет в одиночку проходить этот путь.

Скажите пациенту, чтобы он ощутил стул, на котором сидит. Тем самым человек ощутит, что он в безопасности. А вы таким образом создадите триггер безопасности, который будет незаменим, если у человека возникнет состояние абреакции. Помимо этого условного знака следует подготовить и иной сигнал безопасности. Это может быть прикосновение к запястью человеку или иной условный знак, который будет воспринят человеком, как подтверждение его безопасности.

Как только пациент будет расслаблен и готов к работе, приступите к введению в транс. Вы можете использовать тот метод индукции, который предпочитаете. Например, вы можете использовать индукцию Элмана. Углубляйте транс, пока клиент полностью не расслабится и будет легко следовать вашим предложениям.

Скажите вслух, что через мгновение вы коснетесь его плеча, и у него возникнут эмоции от события, о котором велась речь в предварительной беседе. Укажите, что возникшие переживания будут достаточно интенсивными, чтобы он их почувствовал. Но эти эмоции будут в то же время довольно слабыми, чтобы не потрясти его вновь.

После этого нужно удостовериться, что с клиентом все в порядке. Разумеется, метод проверки зависит от используемого подхода. Для некоторых людей требуется мягкий, деликатный демократический подход. Для других подходит авторитарный (директивный) стиль воздействия.

Если требуется использование демократического стиля общения, необходимо создать условия, чтобы клиент ощущал, что о нем действительно заботятся. Чтобы он знал, что на него не оказывают давления, у него существует выбор. Давая такому клиенту установку вернуться к самому первому опыту появления эмоций, обязательно необходимо спросить, чувствует ли он себя нормально. Если человек указывает на плохое самочувствие, нужно уточнить: по его мнению, он готов к ощущению переживаний, либо ему требуется дополнительный ресурс для воскрешения первоначальных эмоций. Такое предложение дает человеку право выбора, что приближает успех терапии.

Между тем авторитарный подход предполагает использование гипнологом жестких приказов и прямых директив. Несмотря на то, что авторитарный стиль подразумевает непосредственное командование пациентом, в некоторых ситуациях именно использование такой манеры помогает достигнуть высоких результатов. Независимо от того, какой стиль наиболее подходит к воздействию на конкретного человека, клиент должен быть уверенным, что гипнолог сильнее его проблемы.

Итак, скажите клиенту, что вы будете считать от трех до одного. Когда отсчет завершится, он вернется в то время, когда он впервые испытал деструктивные эмоции. Убедите человека в том, что, как только он доберется до первоначального события и испытает переживания, вы вернете его в настоящий момент. Укажите, что он будет напряженным лишь на мгновение, но вскоре дискомфорт исчезнет. Удостоверьтесь, что с клиентом все в порядке. Затем спросите их, готов ли он начать.

Шаг 2. Полная ориентация

Коснитесь плеча вашего клиента и попросите вернуться в то время, когда он впервые испытал эмоции, которые старается изменить. Вполне вероятно, если при первой попытке человек не сможет вернуться в период, когда свершилось первоначальное событие. Однако продолжайте подталкивать его назад в прошлое, до тех пор, пока он не достигнет стартового события. Пока не окажется на точке, где впервые появилась эмоция.

Вот несколько полезных вопросов, которые нужно задать человеку, чтобы помочь ему ориентироваться:

  • Он находится внутри помещения или снаружи?
  • Сейчас день или ночь?
  • Сколько ему лет?
  • Он находится одни или с ним есть рядом другие люди?
  • Что он видит и чувствует?

Задавать такие вопросы очень важно, чтобы у клиента не возникли ложные воспоминания. Нельзя задавать вопросы, которые случайно могут ограничить какой-то определенный интервал прошлого. Например, если вы спросите: «Сколько вам лет ... вам около 7?», то сделаете предложение, которое может изменить воспоминания.

Поэтому необходимо задавать нейтральные и альтернативные вопросы, которые дают человеку возможность сделать выбор и восстановить истинный опыт. Например, когда вы спрашиваете: «Вы внутри или снаружи?», то даете клиенту возможность дать ответ, основываясь на том, что он помнит и что думает, не полагаясь на предложения.

Например, вопрос: «Вы находитесь внутри?» является предложением, подразумевающим определенный ответ. Точно так же, если вы спросите: «Есть ли у вас обидчик?», то некоторые люди могут сказать «нет», но другие особы будут учитывать наличие такого обидчика, потому что они станут действовать согласно поступившему предложению.

Итак, если вы сделали предложение, то это может изменить воспоминания человека. Поэтому адресуйте пациентам короткие вопросы, чтобы не внедрить в их память внешние визуальные символы. Полностью контролируйте процесс задавания вопросов и работайте только с той информацией, которую дает клиент.

Ждите ответа на каждый вопрос, чтобы определить, вернулся ли человек в момент первоначального события. Если нет, осторожно коснитесь его плеча и повторите отсчет три-два-один и вновь попросите человека вернуться назад к моменту возникновения первичных эмоций. Затем снова задайте ему вышеуказанные ориентировочные вопросы, чтобы помочь разыскать истинные воспоминания.

Немаловажно задать клиенту вопрос о его возрасте, особенно если вы уверены, что человек страдает из-за детской травмы.Это позволяет установить, необходим ли возврат в более отдаленное прошлое.

У многих часто возникают вопросы, важно ли возвращаться к первоначальному событию, которое изначально причинило травму. Следует помнить, что эта исходная ситуация в настоящий момент – продукт воображения, а не отражение реальности. Фактически, люди застревают в идее, что именно это событие вызвало травму. Если вы вернете их в прошлое время и исправите травмирующую ситуацию, они решат, что все исправлено. Они будут пребывать в уверенности, что справились с реальной причиной. И им не потребуется последующее развитие события.

Шаг 3. Суть диссоциации (отдаления)

Когда клиент достигает той точки, где он испытывает эмоции в первый раз, вам нужно незамедлительно вернуть его обратно, чтобы переживания не травмировали его. Позвольте человеку очень быстро и кратко почувствовать былые эмоции, но затем обязательно верните его в настоящее, чтобы он знал, что находится в полной безопасности. Итак, сосчитайте один-два-три и скажите клиенту, что он вернулся к своему «взрослому». Подчеркните, что он находится в безопасности на своем стуле. Укажите, что он может позволить увиденной сцене исчезнуть. Как будто он наблюдает за происходящим издалека.

Есть два важных момента, которые следует учитывать на этом шаге.

Во-первых, что такое диссоциация? Проблема с травмой заключается в том, что люди чувствуют неправильные вещи, такие как страх или гнев. Слишком большой гнев вынуждает их раствориться в эмоции, поэтому они теряют все свои психические ресурсы. Они настолько поглощены гневом, что утрачивают ситуационный контроль, а затем действуют вредным для себя способом.

Подобным образом и страх становится проблемой, когда он берет контроль над вами и вынуждает изменить свое поведение. Например, вы преодолеваете сорок лестничных пролетов, чтобы не оказаться в лифте. Вы предполагаете, что он сломается, и вы попадете в ловушку.

Страх – полезное явление, которое защищает вас. Но когда вы боитесь постоянно, ваше тело выбрасывает в избытке химические вещества, такие как кортизол. Организм начинает бороться с собой и уничтожать себя, потому что некоторые эмоции разрушительны.

Страх и гнев – кратковременные «корректоры», действующие тогда, когда целесообразно заплатить такую цену, чтобы избежать более серьезных последствий. Например, сможет ли отец вбежать в горящий дом, чтобы спасти своего ребенка? Конечно, он так поступит, потому что результат стоит того. Точно так же станет ли кто-то нажимать на тормоза и использует ручной тормоз, чтобы избежать столкновения? Конечно. Они могут испортить шины авто, но существующая альтернатива значительно хуже.

Проблема возникает, когда эти отрицательные эмоции становятся хроническими. Особенно когда чрезвычайность события явно не соответствует психической и физической силе эмоций. Не допустите ошибку: постоянный страх и гнев съедают вас и уничтожают изнутри. Чтобы этого не происходило, вам нужен способ для защиты от них, для предотвращения умственных страданий, которые страх и гнев порождают.

По мнению исследователей, химический след от эмоций сохраняется от 5 до 90 секунд. 90-секундная версия имеет наибольшее количество подтверждений, поэтому мы будем использовать такой вариант в качестве эталона. Это говорит о том, что любая эмоция, которая продолжается дольше 90 секунд, должна быть воссоздана и откорректирована.

Хорошая аналогия, используемая при описании диссоциации – это дозатор мыла в ванной комнате. Каждый раз, когда вы нажимаете на кнопку, происходит вытекание мыла из емкости. Состояние, когда люди переполнены эмоциями, напоминают то, что они продолжают мысленно нажимать на кнопку дозатора. Это похоже на то, что их палец заклинило. Что нажатие на кнопку стало бессознательной привычкой. Они просто продолжают нажимать на кнопку до тех пор, пока раковина не будет переполнена от вытекшего мыла.

Диссоциация – это способ отключить умственный аппарат, который мысленно нажимает эту кнопку. Это размещение колпачка на раздаточном устройстве дозатора, так что нажатие кнопки больше не срабатывает. Лучший способ для выполнения этого – использовать символизм.

Предположим, вы столкнулись лицом к лицу с тигром. Каким большим он будет казаться? Наверняка, очень большим. Вы находитесь в опасности? Наверняка, да. Теперь предположим, что тигра находится в миле от вас. Насколько велики его размеры сейчас? Вы подвергаетесь такой же степени опасности? Однозначно, нет.

Поэтому идеи размера и расстояния могут использоваться, чтобы научить, что означает безопасность. Когда вы говорите клиенту, чтобы он переместил сцену на расстояние или позволил ей исчезнуть, это означает, что можно отдалиться настолько, чтобы человек сумел сконцентрировать ресурсы, необходимые, чтобы избавиться от такой картины.

Во-вторых, для чего необходим подсчет? Когда вы посчитаете 3-2-1 и скажете клиенту, чтобы он вернулся к самому раннему опыту переживания эмоций, вы даете им триггер для чего-то. Это классический метод гипноза.

Примечание. Чтобы контролировать состояние клиента, обратите особое внимание на сигналы транса, такие как изменения оттенка кожи, подергивание глаз или их неподвижность. Другие сигналы включают в себя расширение зрачка, замедление пульса, изменения характера дыхания, фиксированный взгляд, «стеклянные» глаза, изменения мигательного рефлекса, изменения в их механизмах глотания, утомление или закрытие глаз, непроизвольные мышечные судороги, оцепенение конечностей, изменения в голосе, увеличение пассивных реакций.

Шаг 4. Реконструкция

Этот шаг очень важен для облегчения тревоги во время регрессии. Состояние, когда клиент очень активно переживал сильные эмоции, возможно, было довольно интенсивным процессом, что создало нервное потрясение. Поэтому очень важно, чтобы вы снова заверили человека, что он находится в полной безопасности, несмотря на интенсивность переживаний.

Например, в голосе женщины, страдающей от страха змей, при возвращении к моменту первоначального опыта, отчетливо слышался панический ужас. Она была на грани нервного срыва. Гипнотизер спросил ее, была ли она в той ситуации одна или находилась с кем-то другим. Затем он задал вопрос о ее возрасте. После этого он подбодрил клиента. Указал, что ее прежняя «Я» была убеждена, что не справится с ситуацией, однако справилась. Врач сообщил, что независимо от того, насколько пугающим был предыдущий опыт, она справилась. Она пережила это. Она знает, что это правда. Ее младшее «Я» не думало, что сможет выжить, но настоящее взрослое «Я» знает, что все сложилось наилучшим образом.

Шаг 5. Найдите две точки безопасности

Идея этого шага заключается в том, чтобы и «взрослый», и «ребенок» помнил опыт и имел чувство безопасности до и после инициирующего сенсибилизирующего события. На этом этапе нужно учитывать следующее. Во-первых, инициирующее сенсибилизирующее событие относится к ситуации, которая первично вызвала травму.

Нужно ли вам возвращаться к первоначальному событию? Нет. Вы можете использовать любые воспоминания, потому что воспоминания – это просто метафорические представления о нашем прошлом. Причинами для стремления к инициирующему сенсибилизирующему событию выступает вопрос веры. Если человек верит в то, что именно там это началось, они будут верить, что это там же и заканчивается. Когда эта ситуация больше их не беспокоит, они будут полагать, что она никогда больше не сможет влиять на них. И как только их убеждения меняются, меняется и все остальное.

Вы могли бы работать с самыми последними воспоминаниями человека и высвобождать их. Но если у клиента есть другие воспоминания об одном и том же чувстве, он может случайно воссоздать проблему, подумав о них. Возвращение и очистка всех воспоминаний создает иллюзию того, что человек только здесь и сейчас освоил это событие. Именно это может создать еще одну проблему. То, что действительно имеет значение – это отношение человека к проделанной работе во время сеанса. Он чувствует, что его проблема полностью решена?

Второй аспект, который необходимо учитывать: внутри клиента нет ни взрослого человека, ни ребенка, а есть только одна цельная личность. Это просто символ, который помогает изменить отношение человека к его воспоминаниям.

Необходимое действие – четко определить точку безопасности до и после события. Было время до события, когда субъект был в безопасности, и было время после события, когда он чувствовал себя защищенным. Вам необходимо получить эту информацию от клиента.

Если ваш пациент рассказывает, что он в детстве когда-то потерялся, когда играл со своим другом в парке, то это ваш первый якорь. Это точный момент, когда веселье и волнение человека превратились в страх и травму. Момент после травматического события, когда его обнимают родители, и он снова чувствует себя в безопасности – это второй якорь.

Помочь клиенту найти эти точки безопасности во время сеанса гипноза очень важно, поскольку это помогает им совмещать событие и связанные с ним эмоции в один контекст, делая его менее травматичным.

Примечание. В некоторых редких случаях, когда травма была значительной или свершилась недавно, человек, возможно, никогда не чувствовал себя в безопасности после события. Однако вы можете использовать сценарий пребывания в одной комнате с вами, как безопасное место для него после травматического события.

Шаг 6. Безопасный контур защиты

Объясните человеку, что вы просите его перенестись в то место, где он находился до того, как произошло сенсибилизирующее событие. Затем попросите вашего клиента ускорить движение вперед через активный участок места события до точки безопасности после травмирующей ситуации. Важно сказать, что его эмоции не будут такими интенсивными, как он пережил в первый раз. Тем самым вы готовите его к тому, чего следует ожидать, когда они вновь проходят через травмирующее событие.

Безопасный контур защиты – это способ перефразировать воспоминания, чтобы придать им другое значение. Речь идет о символическом контексте. Изменение значения чего-то меняет весь опыт.

Например, если кто-то спросит вас, может ли он сжечь вашу руку, вы наверняка дадите отрицательный ответ. Однако если вам дадут понять: либо сожгут вашу руку, либо руку вашего ребенка, вы, конечно, сами выбираете свою руку, потому что сейчас символически ситуация имеет совершенно другой смысл.

Еще один момент, который следует иметь в виду, заключается в следующем. Человек может не переставать бояться воспоминаний о травмирующем опыте, поэтому ему будет крайне сложно «перебегать» из одного безопасного места до другого. Поэтому, как только вы заметите изменения выражения лица и тона голоса, необходимо сразу же возвращать клиента в реальность. Необходимо постоянно следить за своим пациентом и реагировать на любые подобные изменения, потому что иначе вы рискуете ухудшить его состояние.

Однако вы можете запустить цикл «перехода» несколько раз, каждый раз быстрее и быстрее. С каждым «циклом» эмоции будут становиться все менее и менее интенсивными, потому что клиент осознает, что все происходящее становится для него абсолютно безопасным.

Шаг 7. Гипнолог учит «взрослого» и «взрослый» учит «ребенка»

Следующий шаг заключается в том, что гипнотизер объясняет «взрослому», что, пока «ребенок» не знает, что он уцелел после пережитого опыта, «взрослый» в этом осведомлен. «Взрослый» находится сегодня здесь в этой комнате. Это должно быть сделано, когда клиент находится в трансе. В этом состоянии можно спросить у «взрослого»: как младший «Я» отреагирует на то, что скоро ему удастся пройти очень неприятный опыт. Но после этого он снова будет в безопасности.

Спросите человека, как такое сообщение повлияло бы на существующего в нем «ребенка». Естественно, это дало бы возможность чувствовать себя намного лучше. Таким образом, на этом этапе гипнотизер тренирует взрослого, а затем взрослый тренирует ребенка, а затем снова повторяется этот цикл. Но на этот раз ребенок уже знает, что после опыта он снова будет в безопасности.

Поэтому вы можете сказать: «Что, если ты скажешь своему «младшему», что он снова будет в безопасности после ситуации? Разве это не имеет большого значения? Идите вперед и расскажите «ребенку» таким образом, который может помочь ребенку».

Затем попросите взрослого опять пройти цикл, от безопасного времени до события, через ситуацию, до точки после события, где он почувствовал себя в безопасности, а затем снова вернуться к настоящему. Перемещение по такой траектории в очень быстром темпе приводит к тому, что все происходящее сливается в одни воспоминания. Необходимо возвращаться к повторению этого цикла до тех пор, пока эмоции человека не будут значительно уменьшены.

Шаг 8. Реконструкция «взрослого»

Пока человек пребывает в трансе, верните «взрослого» в комнату, чтобы сцена исчезла. На данный момент ваша цель – чтобы взрослый был готов обучать своего «ребенка», поскольку он пережил травматическое событие, обрел опыт и получил много ресурсов, которых у него не было в детстве.

Объясните «взрослому», что он должен вернуться к моменту события и поговорить с «ребенком». Он должен помочь ему понять, что произойдет в дальнейшем, пояснив, что он снова будет в безопасности после этой ситуации.

Шаг 9. «Взрослый» обучает «ребенка»После того, как вы провели реконструкцию, снова пройдите по «петле времени» и попросите «взрослого» обучить «ребенка». Идея заключается в том, чтобы «взрослый» помог ребенку понять, что перед событием все было безопасно и хорошо, и после события все будет в безопасности. Пояснить, каким бы ни было травматичным событие, он выжил. Взрослый сидит здесь прямо сейчас.

Это когнитивная терапия. Слово «коучинг» подразумевает расширение прав и возможностей для достижения успеха. Когда «взрослый» сам разговаривает с «ребенком», это действительно просто символизм. На самом деле он просто разговаривает сам с собой. Обучая ребенка, взрослый берет на себя ведущую роль. Клиент осознает, что если он наделен полномочиями как «взрослый», то он обладает такими же полномочиями и в качестве ребенка. Потому что они оба сосуществуют в одном и том же лице.

«Взрослый» собирает в настоящем ресурсы, чтобы стать образцом для подражания для «ребенка». Поэтому, когда «ребенок» снова переживает опыт, он использует более объемные ресурсы. Получается так: то, что раньше травмировало человека, теперь эти аспекты открывают перед ним новые возможности.

Шаг 10. Многократное повторение циклов

Пробегайте по «петле времени» до тех пор, пока эмоция не будет полностью истощена и не заменена спокойствием или, возможно, даже облегчением. До тех пор, пока вы не убедитесь, что клиент:

  • чувствует себя в безопасности;
  • знает, что все получилось хорошо;
  • отлично справляется с поставленной задачей.

И вы, как гипнотизер, заметите существенную разницу в поведении вашего клиента. Этот шаг – действительно всего лишь повторение. Многократно повторяя цикл, вы настраиваете новые реакции человека, добиваясь того, чтобы у него был солидный информационный опыт и уверенность в том, что у него больше нет проблемы. Продолжайте повторять цикл до тех пор, пока не будет никаких сомнений, так что он воспринял новые воспоминания.

Шаг 11. Прощение

Этот шаг предполагает, чтобы «взрослый» простит всех, кого он, возможно, обвинял в том, что произошло травматическое событие. Прощая других, он может освободиться от негативных эмоций, которые тлеют в бессознательном разуме годами.

«Взрослый» может также рассказать ребенку, насколько он гордится им, насколько мужественным и смелым его считает. «Ребенок» был маленьким крохой, когда произошло психотравмирующее событие. Он не знал никаких других путей его интерпретации. Возможно, в то время были другие люди, которые должны были знать лучше, как поступить, например: братья и сестры, родители или другие взрослые. Возможно, они должны были защитить ребенка, сделать что-то, чтобы ситуация стала менее пугающей, или же они могли полностью устранить эти факторы. Теперь пришло время простить всех участников этого события.

Любая ситуация могла привести к тому, что «ребенок» почувствовал негодование или гнев по отношению к другим людям. Поэтому важно услышать, как «взрослый» прощает каждого из них вслух. Или, если он чувствует себя более комфортно, то может это сделать в уединении.

Но важно, чтобы он обратился к каждому человеку по отдельности и рассказывал им:

  • как он переживал это событие;
  • как он сердился или боялся;
  • что он считал, что другой человек должен был сделать, но не предпринял.

Наконец, «взрослый» должен простить «ребенка». Событие не было ошибкой «ребенка», потому что тот был в тогда всего лишь только ребенком. «Взрослый», возможно, пострадал в результате того, что произошло, но это было не по вине «ребенка». «Взрослый» должен примириться с этим фактом и простить ребенка, проведя честный откровенный разговор о событии.

Роль прощения технически не важна в регрессии. Регрессия может быть выполнена успешно, если травма просто удалена из памяти. Цель работы по прощению заключается в том, что человек не создает новую травму, думая: «Я глуп, зачем мне все это время страдать?». Эта мысль заставляет человека чувствовать себя так же плохо при любом другом событии, и он может сам воссоздать какую-то другую травму. Прощение представляет собой вывод: «Знаешь, мне больше не нужно об этом думать. Мне не нужно продолжать это делать, я покончил с этим. Нет необходимости продолжать переживать».

Примечание. Когда «взрослый» разговаривает с «ребенком» о событии и прощает его, важно, чтобы он всегда любезно говорил с «ребенком». Если у человека возникают проблемы с этим, это свидетельствует о том, что нужно потратить некоторое время на этом этапе, практикуя прощение, чтобы он мог двигаться дальше.

Шаг 12. Воссоединение

Последним шагом в этом процессе является соединение «ребенка» и «взрослого», позволяющее «ребенку» расти и развиваться с новыми ресурсами, которые «взрослый» приобрел на протяжении всей своей жизни и в результате процесса гипнотерапии. «Взрослый» простил «ребенка» и может дать ему понять, что больше нет вины, обиды или неловкости по поводу того, что произошло.

Чтобы начать воссоединение, попросите клиента представить себе, что он растворился прямо в теле ребенка, чтобы он ощутил единство. Важно не торопить этот процесс: он должен занимать столько времени, сколько человеку нужно, чтобы почувствовать умственное слияние «ребенка» и «взрослого».

Следующий шаг включает в себя управление интегрированным ребенком/взрослым на всех этапах жизни человека, начиная с возраста, в котором он был, когда произошло событие. При этом не забудьте назвать конкретные этапы проработки, которые проводите.

Как только вы закончите свою работу, необходимо вывести человека из транса таким образом, чтобы он чувствовал себя отдохнувшим, расслабленным и наполненным энергией. Важно не спешить с этим, надо позволить им вернуться к нормальному бодрствующему состоянию медленно и комфортно. Это может занять несколько секунд, или это может занять несколько минут, в зависимости от того, как он себя чувствует и насколько он готов вернуться.

При этом как подчеркивает гипнотерапевт Геннадий Иванов, проверяйте, проверяйте, проверяйте свою работу, когда человек выходит из транса! Проверка должна подтвердить, что у клиента нет ненужных эмоций или каких-либо лишних внушений, с чем вам приходится иметь дело во время глубокого гипноза.