С 2004 года я работаю на Фабрике. С 2010 года я и живу поблизости от нее, и этот микрорайон – для многих неприглядный, мрачный и "промышленный", стал для меня домом, со своими милыми местами и уютными дворами. Самым удивительным открытием во время прогулок "На районе" стал для меня как-то раз Буденовский поселок. Тогда я еще не знала, что это за место – просто вдруг посмотрела вокруг и осознала, что оказалась в уголке с совершенно несвойственной Москве атмосферой и эстетикой. Только пять лет спустя , благодаря совместным со студентами РГГУ исследованиям в моем сознании совместились те мои впечатления и найденная теперь информация о том, что рядом с нами находится уникальный памятник. И вот, 14 октября совместными усилиями в нем была проведена экскурсия для местных жителей.фото Анастасия Юрчук

14 октября в рамках Дня Басманного района группа выпускников и магистрантов РГГУ- кураторов проекта «Войти и разрешить» совместно с ЦТИ Фабрика провели экскурсию, посвященную Буденовскому поселку - памятнику градостроительной культуры 20-30х г.г. Буденовский поселок, расположенный на территории Басманного района, входит в серию рабочих поселков периода конструктивизма. Он являетсяважнейшей частью архитектурного наследия этой эпохи, а кроме того, представляет особый тип градостроения и общежития. Рабочая группа проекта «Войти и разрешить» приглашала местных жителей поделиться собственными историями о поселке.

Перед началом экскурсии Наталья Смолянская, профессор факультета истории искусств РГГУ рассказала о том, как начиналась работы над проектом. Группа студентов факультета Истории искусств РГГУ совместно с ЦТИ Фабрика делали выставку, а затем была проведена встреча с участием руководителя Центра прикладной урбанистики Святослава Мурунова, посвящённая исследованию района. В исследовании были выявлены особенности района - очень много запретительных знаков, ограждений, шлагбаумов, наличие которых натолкнуло на идею создания проекта «Войти и разрешить». “Мы хотели открыть, не только в буквальном смысле, все ограды и шлагбаумы – для общения между людьми, для того, чтобы открылись какие-то вещи, которые люди не замечают”, сказала Наталья Смолянская. Например, в ходе проекта выяснилось, что заинтересованные в современном искусстве студенты Лингвистического факультета МГОУ, расположенного в районе, не знали о том, что ЦТИ Фабрика находится рядом с ними. Многим не было известно о существовании в районе театра «Модерн», «Электрозавода», который стал центром современного искусства.Место встречи

Для авторов проекта открытием стало то, что рядом с ЦТИ Фабрика находится ещё и памятник конструктивизма - Буденовский поселок. Участникам проекта стало интересно организовать общую навигацию по району, а следом за ней началась исследовательская работа с помощью социологов, урбанистов, с помощью Святослава Мурунова. “Мы хотим выстраивать диалоги с жителями и с теми, кто работает здесь, и создавать какие-то маршруты, которые бы открывали людей для общения”, добавила Наталья Смолянская.

Экскурсоводом стал историк архитектуры Николай Васильев. Он провёл по Буденовскому поселку местных жителей и всех заинтересованных в истории района.

Николай Васильев: Буденовский поселок - это один из крупнейших рабочих поселков эпохи 20-30 годов XX века, строился он достаточно долго – с 1926 по 1930 гг., в то время Москва активно росла, деревянные застройки сменялись каменными. Это была окраина с деревянными домами, небольшими фабриками, в основном, текстильными. Рабочий поселок возник в индустриальном поясе Москвы, таких поселков в то время было возведено два десятка. Буденовский - самый сохранный, где больше всего был воплощен оригинальный замысел. Не всё в нем было построено по проекту, что-то было утрачено, но это был абсолютно новый тип городской среды, который создавался в городе во второй половине двадцатых годов. Городское жилище Москвы до революции в большинстве своем представляли или деревянные двухэтажные или каменные дома, которые были расположены ближе к центру города- так называемые «доходные» дома. Такие дома не предполагают организации общественного пространства, за редким исключением, когда они выходят на площадь или крупную улицу. В рабочих поселках все было наоборот – строились дома, которые в первую очередь ориентировались на создание общественного пространства.

Архитектура таких домов - строгая, лишённая элементов исторической архитектуры - карнизов, цветных деталей и других декоративных элементов. Ещё одна особенность – в то время всё жильё было кооперативным. Основой рабочих поселков было квартирное жильё, которое было коммунальным, за очень редким исключением. За коммунальные квартиры бралась лишь небольшая символическая плата, а за кооперативные квартиры люди платили очень большой взнос. Архитектура массового жилища появилась в России только после революции. Была выработана система типовых проектов, которые были не такими жесткими, как, например, хрущевки, массовые жилища в рабочих поселках были сделаны из одного из самых доступных материалов – кирпича. Существовало два основных принципа типовых проектов – когда в одном подъезде делалось по две или четыре квартиры на этаже. При постройке дома старались вытягивать с севера на юг – по санитарным требованиям – для солнца и проветривания. Таким образом, требования солнечного освещения диктовали всю структуру квартала.Был использован красный кирпич и побелка - очень простой принцип двух цветов. С одной стороны, старая русская архитектура, начиная с XV века - «красно-белая», когда белый камень сменился кирпичом; с другой стороны, это очень дешево. Эта архитектура – первый пример массового социального строительства в новой России ХХ века, и сам принцип эстетики авангарда, использование доступных конструкций и технологий – это было утверждение новой эстетики, исключительно важный для того времени момент: гладкие стены, простые формы противопоставляли себя деревянной застройке и буржуазной вычурности в архитектурных формах.

Буденовский поселок

Еще одной особенностью Буденовского поселка был принцип покраски зданий - другой. Здесь и в поселке «Шаболовский» он отличался от всех двадцати. Судя по всему, его придумал Александр Фуфаев из группировки «АСНОВА» - Ассоциация Новых Архитекторов - у которых, к сожалению, не так много построек, так как они больше уделяли внимания архитектурной теории и преподаванию и выстроили архитектурную школу, которая строила в 30-е, 40-е и позже. Здесь и на Шаболовке была идея создать трехмерную живописную композицию: как взять картину Малевича, где большие прямоугольники парят в воздухе, но воплотить не на плоскости музейного полотна, а в пространстве жилого квартала. Они, конечно, были прорезаны окнами и балконами, но появлялась динамика больших площадей через белое и красное, и вся композиция должна была восприниматься в движении. Так решалась еще одна принципиальная задача авангардного строительства: из простых материалов создать уникальное индивидуальное пространство. Кроме жилья, здесь была создана система социально-культурного обслуживания. Школы, строились отдельными зданиями, а детские сады были встроены в дома, где большие помещения были в отдельных стеклянных блоках, а маленькие спальные помещения располагались вдоль фасада. В подвальных и цокольных этажах предусматривались помещения для сбора и общения жителей, клубы по интересам. В инфраструктуре был спланирован и построен служебный корпус с котельной, прачечной и другими помещениями.

* * *

«…Во времена Советской России подъезды не охранялись. Не было кодов, не было замков как сейчас. Не было заборов высотой с человеческий рост, были маленькие заборчики с большим количеством проходов, которые сделали сами жители. Было сделано очень интересно: дома стояли друг за другом стеной, но подъезды выходили на обе стороны. И когда я был подростком, я не выходил на внешнюю улицу, а проходил внутри подъездов, и это очень хорошо структурировало весь поселок – он был сквозным, а людям, которые здесь живут, было удобно проходить в разных направлениях, не выходя из своего подъезда. Люди не закрывали дверь на ключ, когда выходили в булочную - были другие моральные нормы и принципы” (Из интервью с местными жителями)Интервью

***

- Что нужно сделать, чтобы вернуть человеческое общение во дворах? (Святослав Мурунов, ЦПУ)

- Во-первых, надо позаботиться, чтобы всё здесь не сломали. Уже с 1986-го года было три покушения на это всё. Местные жители выходили, в последний раз это было весной. (Из интервью с местными жителями)

Перед нами, всеми без исключения, стоит задача сохранения наследия. Это наследие заключается как в людях, живущих в Москве, так и в уникальной архитектуре. Нам, социологам, студентам, просто соседям и москвичам, важно, что существует общая проблема сохранения всего жилья на территории Буденовского поселка. Значительная часть жилья в коммунальных поселках находится в очень ветхом состоянии. Есть статус «объект культурного наследия», и есть статус «градоформирующий объект». Дома Буденовского поселка относятся к градоформирующим объектам. Согласно закону их можно сохранять только в габаритах, в рамках реконструкции же градоформирующий объект можно просто снести. Поэтому существует угроза разрушения домов в этом памятнике и уникальном месте - Буденовском поселке. Историк архитектуры Николай Васильев по окончании экскурсии заключил, что цель встречи была достигнута - было важно подчеркнуть ценность Буденовского поселка и необходимость его сохранения.

Войти и разрешить

Полная видео-запись экскурсии по буденовскому поселку

Авторы фотографий: Анастасия Юрчук, Святослав Мурунов, Бермет Борубаева

Расшифровка: Мария Поздеева