Все записи
14:38  /  16.09.15

2290просмотров

Малый и средний бизнес в РФ_мониторинг (3 - 11 сентября)

+T -
Поделиться:

 

Часть первая

 Общая ситуация

После того как российская экономика погрузилась в кризисное состояние под гнетом санкций и усугубления структурных экономических проблем, руководители страны в срочном порядке анонсировали переход к режиму жесткой экономии и объявили курс на импортозамещение. Предпринимаемые властями РФ шаги по стабилизации экономической ситуации вызвали скепсис международных наблюдателей и ряда российских экспертов, однако в высших эшелонах власти и среди крупных предпринимателей России продолжает преобладать т.н. компромисс относительно перспектив отечественного производителя: протестных настроений практически не наблюдается, официальные заявления в целом выдержаны в оптимистичном ключе.

Хотя международные рейтинговые агентства не упускают возможности заявить об отсутствии результатов импортозамещения практически во всех отраслях РФ и неэффективности подобных мер, с их выводами не соглашаются отечественные эксперты. Некоторые из них убеждены, что снижение производительности в отраслях временное, и вскоре уровень реальных доходов населения стабилизируется, вырастет спрос, как и объем импорта. Не исключено, что РФ также удастся улучшить инвестиционный климат (по данным из открытых источников нетто-отток средств из России с конца весны к августу составил почти $600 млн) в том числе посредством крупных мероприятий с участием иностранных инвесторов.

 Деятельность государства по поддержанию МСБ

В условиях преобладания кризисных тенденций малый и средний бизнес (МСБ) продолжает испытывать негативные изменения, связанные с доступностью финансовых средств, персонала, недвижимости, поведением покупателей и поставщиков, административным давлением (меняются объемы продаж и рентабельность, компании реагируют изменением численности и зарплат сотрудников, изменяют отпускные цены и объемы задолженностей и др.).

Работа правительства по поддержанию отечественного бизнеса «пробуксовывает». Чиновники настойчиво заявляют о необходимости облегчить положение российских бизнесменов (путем ограничения проверок, налоговых льготы, стимулирования внедрения высоких технологий и др.), создании системы поддержки, стимулировании внутренних инвестиций через госпрограммы и пр. Однако меры по части поддержки отечественного бизнеса оказываются непоследовательными и противоречивыми. Власти попеременно то ужесточают, то ослабляют контроль за бизнесом, что является не лучшим инструментом для наведения порядка в этой сфере и стимулирования предпринимателей работать в рамках закона.

 В условиях устойчивого кризиса экономики на первый план обычно выходят задачи кратко- и среднесрочного периода. Однако правительство РФ по-другому расставляет приоритеты - Минэкономразвития разрабатывает стратегию развития малого и среднего бизнеса в РФ до 2030 г.[1]Кабмин прибегает к идее «стратегий» вполне объяснимо, такой шаг является «беспроигрышным вариантом», который никто не опровергнет, а какие-то выводы можно будет делать лет через 15.

Предположительно стратегия охватит такие направления государственной политики, как вовлечение граждан в легальную предпринимательскую деятельность, встраивание малых и средних предприятий в технологические цепочки государственных компаний, обновление системы финансово-кредитной поддержки малого и среднего предпринимательства, усиление межведомственного взаимодействия, формирование эффективной инфраструктуры поддержки МСП.

Примечательно, что российские чиновники демонстрируют к Стратегии-2030 более ответственное отношение, чем к предыдущим. О программе упоминал также президент РФ, который предложил оформить ее законодательно. Вероятно, сейчас стратегия актуальна как никогда, ввиду долговременной стагнации, в которую попала Россия. Однако остается вопрос – каким образом она будет реализовываться. Кроме поручения Д.Медведева, другие активные действия в этом направлении пока не просматриваются, открытого диалога с экспертным сообществом тоже нет.

 Параллельно в Минэкономразвития обеспокоены поддержкой и развитием конкуренции в субъектах РФ. В ведомстве подготовили распоряжение об утверждении Стандарта развития конкуренции в субъектах Российской Федерации, которое в отчетный период (9 сентября) подписал председатель правительства РФ Дмитрий Медведев. Пилотная апробация Стандарта состоялась в 2014 г., в пилотный проект попали шесть российских регионов: Татарстан, Хабаровский край, Волгоградская, Нижегородская и Ульяновская области, а также г. Санкт- Петербург. В инициативном порядке к внедрению приступили и другие субъекты РФ, в том числе Ярославская, Саратовская, Воронежская области, Республики Мордовия, Удмуртия и Чувашия, а также Камчатский край. С момента внедрения Стандарт претерпел некоторые изменения и теперь предусматривает подключение муниципального уровня к деятельности по его внедрению, где органы местного самоуправления могут являться соисполнителями по мероприятиям.  Также добавилось 6 новых социально-значимых рынков[2].

Минэкономразвития России подготовило проект постановления правительства РФ, предусматривающий оценку эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ по критерию содействия развитию конкуренции на основе Стандарта. Таким образом появляется возможность учитывать результаты работы регионов, успешно реализующих Стандарт и стимулировать развитие конкуренции на региональном уровне. Это на словах, а на деле все-таки остаются некоторые сложности. Стандарт окажет некоторое институциональное воздействие на состояние конкурентной среды, однако есть риск, что он может превратиться еще в один документ, слабо влияющий на конкурентные процессы (процедура создания органа по содействию конкуренции не описана, также не ясно, на основе каких критериев и какого анализа рынков будет формироваться перечень приоритетных рынков для содействия конкуренции, не ясно, кто будет проводить мониторинг состояния конкурентной среды).

 Дополнительно власти обещают малому бизнесу всестороннюю информационную поддержку. В отчетный период Минэкономразвития РФ своим приказом установило требования к информации, размещаемой органами власти с целью информационной поддержки субъектов МСБ.

Так, в частности, согласно требованиям, информация, необходимая для поддержки субъектов МСП, должна быть круглосуточно доступна всем пользователям без взимания платы. При этом требования обязывают регулярно обновлять информацию, необходимую для поддержки малого и среднего бизнеса.

 Тем временем малый бизнес в регионах ждет обещанную финансовую поддержку от государства за успехи по программам МСБ. Всего 15 субъектов РФ добились в 2014 г. 100%-й эффективности в реализации мероприятий поддержки малого и среднего бизнеса. В текущем году победители могут претендовать на сверхлимитное финансирование в этой сфере. В отчетный период стало известно о выделении господдержки для Нижегородской, Курганской областей.

Предприниматели Нижегородской области в 2015 г. получат на 36 млн. рублей больше федеральных субсидий на поддержку предпринимательства. В общей сложности, из федерального бюджета поступит почти 383 млн. рублей. По оценкам Минэкономразвития России, коэффициент эффективности региональной программы, значение которого складывается из результатов исполнения более чем 40 показателей в 2014 г., составил 100%. Планируется, что на предприятиях региона, которые в этом году получат поддержку, будет создано более 600 новых рабочих мест.

Такого же показателя (100%) эффективности в реализации мероприятий поддержки МСБ в 2014 г. добилась Курганская область. Регион получит на развитие бизнеса 157 млн. рублей.

[1] Поручение о разработке стратегии было дано правительством РФ во исполнение решений, принятых на Государственном совете Российской Федерации по вопросам развития малого и среднего бизнеса, состоявшемся в апреле 2015 г.

[2] рынок услуг детского отдыха и оздоровления, рынок услуг дополнительного образования детей, рынок услуг психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, рынок услуг в сфере культуры, рынок услуг социального обслуживания населения и рынок ЖКХ

Продолжение следует