Все записи
16:45  /  22.09.15

15032просмотра

Обратная сторона бессрочного отпуска или FAQ о жизни на яхте

+T -
Поделиться:

*Этот выпуск блога — ответы на те вопросы о путешествиях на яхте, которые я чаще всего слышу в свой адрес в последнее время. 

Как бросить работу и начать жить. Часть 1 - Яхта

Как бросить работу и начать жить. Часть 2 - Деньги

«Как попасть на яхту?»

Большинство яхтенных путешественников, в том числе и мы, приглашают с собой попутчиков за небольшие деньги. Это выгодно всем: для гостей это парусная романтика, по стоимости сравнимая с проживанием в хостеле, для владельцев яхты — компенсация затрат на марины, еду и топливо. 

Тем, у кого есть время и совсем нет денег, стоит некоторое время поошиваться в марине, особенно в тех местах, откуда лодки стартуют в длинные переходы (например, на Канарах). Одиночки или пары часто не прочь взять с собой попутчика бесплатно — он него, как правило, ожидают легкого нрава, готовности к бытовой аскезе и хотя бы минимального понимания того, что происходит на яхте. Периодически в маринах я встречаю объявления от тех, кто не прочь отправиться на яхте куда угодно — фото, перечисление навыков и номер телефона. 

«Чем вы там питаетесь? / У вас хоть туалет есть?»

Почти в каждом городе, где мы останавливаемся, есть возможность сделать покупки. Поэтому на борту всегда присутствуют овощи, сыр, хамон и прочая запрещенка. Кроме того, мы возим с собой стратегический запас риса, макарон, кус-куса, специй и соусов, который затарили в копеечном греческом супермаркете. Одно из правил бюджетного яхтенного путешествия — если видишь дешевую непортящуюся еду, бери впрок. Это очень помогает в длинных переходах — на вторые сутки безделья, когда всё свежее и вкусное уже съедено, но яму желудка засыпать ещё не удалось, мы открываем индийское бистро. Готовим рис с карри и чили и плывем по открытому морю в облаке оранжевого дыма.  

Якорная стоянка на Менорке

Вообще, быт на яхте довольно комфортен. У нас есть душ и два туалета (один я правда вывела из строя — пыталась прочистить помпу и случайно утопила её). Кухня оборудована раковиной, плитой, духовкой, холодильником, электрочайником и тостером — но последними двумя можно пользоваться только в марине. У нас даже есть бледное подобие кондиционера 1984 года выпуска. Единственный его минус — после получаса работы он кашляет пылью и затихает. На стене в салоне висит телевизор (да-да, сериалы!), а на корме стоит устройство в десятки раз усиливающее сигнал вай-фай — у берега почти всегда есть открытый интернет. Если же все сети закрыты, в силу вступает план «Б» — мы садимся в надувную лодку и плывём в ближайшее кафе за паролем. Если лодку надувать лень — время для плана «Z». В водонепроницаемый мешок кладём платье, шорты, футболку и деньги, надеваем на руки шлепки-вьетнамки (с ног они слетают) и вплавь добираемся до берега. Там быстро высыхаем, одеваемся и чинно идём в ресторан за утренней чашечкой кофе и заветным кодом. Не считая нюансов (экономить воду, хитрым образом откачивать туалет, не врезаться лбом в рейки на потолке), всё как дома. 

«А что у вас с визами?»

Мы, как граждане РФ, обязаны въезжать в страны Европы по шенгенской визе, а значит, ограничены в днях пребывания. Однако у тех, кто путешествует по морю есть некоторые приемы, позволяющие избежать…эээм…ненужных формальностей. В любом относительно крупном прибрежном городе Европы штамп въезда и выезда можно поставить в центральном отделении полиции или в иммиграционной службе при порте. 

На практике система работает следующим образом. Сначала ты несколько часов обиваешь пороги госучреждений, таможни, морской администрации и различных комитетов — все посылают тебя в разные стороны, либо друг к другу. Через некоторое время всё-таки находишь то, что нужно. В заветном окошке сидит сонный полицейский. Он в принципе даже рад тебя видеть и с неподдельным интересом выслушивает твою историю о том, что тебе срочно нужно отплыть на яхте в Тунис. По правилам он должен спросить хотя бы документы на лодку. Но ему лень. Ему хочется скорее доесть свой бутерброд. Поэтому он просто берет паспорта и, не задавая лишних вопросов, ставит печать выезда. Едва ли кто-то когда-то узнает, выехал ты в действительности или нет. Когда приходит время лететь обратно в Россию или за пределы шенгена — процедура повторяется в любом удобном месте.  

По пути на Сардинию

Во избежание недоразумений: все вышеописанное — исключительно для расширения кругозора. Я не призываю никого нарушать визовое законодательство Европы (а если и призываю, то потом не обессудьте).

«Чёрт, а что, если шторм?»

Средиземное море летом, вопреки стереотипам, вещь не слишком комфортная. В первую очередь, из-за непредсказуемой погоды. Конечно, здесь не встретишь огромную обрушивающуюся волну, как в зимний штормовой сезон, но готовиться стоит к самым неприятным вещам. 3-метровая волна со всех сторон при полном отсутствии ветра? Пожалуйста! Порыв 40 узлов при ветре в 15? Не вопрос! 250 миль острым курсом (а это неизбежный и беспощадный крен)? Да, и еще раз да! Прогнозы здесь не стоят абсолютно ничего, и первые недели нам не везло катастрофически. Предштормовая погода началась уже на вторую ночь нашего оффшорного перехода. Сонные, в полной темноте (накануне я наступила на палубный фонарь, слезая с мачты), вымокшие из-за лютых волн, мы начали уменьшать площадь парусов. К утру я немного сошла с ума. Сидя в спасательном жилете и готовясь нажать кнопку SOS, я, чуть покачиваясь, как мантру повторяла порядок маневра «Человек за бортом» — кинь спасательный круг, нажми кнопку Man Over Board, вруби мотор, встань носом к ветру, открой все стопора, чтобы срубить чертовы паруса… Теперь это все звучит довольно забавно, хотя неприятности в море — вещь вполне повседневная.

Глобальных опасностей, которые могут погубить вас и яхту, не так много. Это обрушивающаяся волна, которая запросто переворачивает лодку и ломает мачту (лодка вернётся на место, у неё киль, но идти дальше будет проблематично), и мель, налетев на которую вы получите пробоину (в случае с океаном или открытым морем это может быть контейнер, упавший с сухогруза, но встретить такой, сами понимаете, нелегко). В остальных ситуациях, надевая спасательный жилет и пристёгиваясь страховочными тросами при работе на палубе, вы практически на 100% процентов будете в безопасности. И это не значит, что вы не сойдёте с лодки с седой прядью или подёргивающимся глазом. 

«Тебе ещё не надоело?»

За полтора месяца — с конца июля по середину сентября — мы прошли 1600 морских миль. От Лефкаса до Малаги, всё Средиземное море. Примерно раз в два дня мне хотелось бросить нелепую затею, продать яхту и вернуться домой. Не считая этих минутных помешательств, я уверена, что больше не смогу жить на одном месте и тоска по морю сделает мое существование невыносимым. 

Накренило

Когда перемещаешься на яхте, появляется совсем новое понимание границ. А точнее их отсутствия. Нет правильной или неправильной дороги, расписания поездов и самолетов, под которое тебе надо подстраиваться, пограничных формальностей. Нужно просто смириться с тем, что в пункт назначения ты придешь не раньше, чем ветер и волна позволят тебе это сделать. Прибытие к определенной дате — нарушение правил игры, которое сразу превращает жизнь в ад.

Комментировать Всего 5 комментариев

Анна, да здравствуете ВЫ! Нет слов - одни захватывающие эмоции! 

Анна, а у меня вот вопрос: во время путешествия на яхте какое соотношение времени условной работы (техническое обслуживание яхты) и условного отдыха? Приходится ли все время носиться по палубе и что-то делать, или наоборот - можно сидеть и смотреть на горизонт сколько хочется? Оба этих режима, мне кажется, классные, но интересно, как оно на самом деле.

Татьяна, тут многое зависит от возраста яхты и состояния матчасти. Скажу так, на любой, даже относительно новой посуде, всегда есть чем заняться. Как за лошадью нужен постоянный уход.))

Море - агрессивная среда и даже несмотря на то, что любая морская штучка, стоит в разы дороже, чем аналогичная сухопутная штучка, все они имеют обыкновение рано или поздно выходить из строя. Плюс всякие непредвиденные ситуации, типа намотки рыбацкой сети на винт, грязной солярки, срывов с муринга и т.п.

Но, вообще-то, если погода хорошая и всё боль-мень исправно, то можно валяться и разглядывать горизонт до посинения )) 

Эту реплику поддерживают: Татьяна Хрылова, Анна Балагурова

Татьяна, Саша все верно рассказал. Работы по яхте не заканчиваются никогда, но большинство из них удобнее делать в марине или на якоре, чем в переходе. В переменчивый ветер много возни с парусами, в хорошую погоду 90% времени это чилл.