[stamp-one]На днях в Минтруда России заявили, что подготовили законопроект о повышении пенсионного возраста для госслужащих. Министр труда и социальной защиты РФ Максим Топилин сказал, что возраст, при достижении которого госслужащие смогут обратиться за назначением пенсии за выслугу лет, будет увеличен до 65 лет. Парламент, скорее всего, одобрит эту инициативу. Министерство труда подсчитало, что в таком случае в следующем году под действие закона попадут 5,5 тысячи чиновников, за счет которых будет сэкономлено 90 миллионов рублей для бюджета. Наталья Починок, ректор РГСУ и руководитель Комиссии по бизнес-образованию Ассоциации менеджеров России, рассказала «Снобу», как формируется пенсия по старости, как должна измениться система выплаты досрочных пенсий и почему государство не склонно увеличивать пенсионный возраст.

Размер социальной пенсии установлен Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и составляет сегодня 8 311 рублей. Кем и как это было рассчитано? В основе расчета лежит пенсионная формула, которая выводится на основе продолжительности жизни мужчин и женщин, базовой части, отчисляемой работающими гражданами в некий общий кошелек по стране, и средней стоимости потребительской корзины пенсионера. Эта сумма пересматривается регулярно и индексируется с учетом темпов роста прожиточного минимума пенсионера. Можно критиковать эту схему, можно говорить о том, что, в частности, для Москвы эта сумма мизерная, но она является базовой, и к ней уже прибавляются дополнительные выплаты, которые устанавливаются региональными властями исходя из прожиточного минимума в регионе и индивидуальных достижений пенсионера.

Если говорить о том, в какую сторону будет развиваться пенсионная реформа, то какое-то время назад поговаривали, что социальная пенсия по старости может быть не в виде страховой выплаты, а в виде пособия, то есть станет гарантированной выплатой, не зависящей от того, работал человек или нет. Сейчас человек должен отработать определенное время, в таком случае он получит пенсию, состоящую из базовой части — пенсии по старости — и накопленной трудовой части. Что касается домохозяек, которые никогда не работали, то они получают пенсию по старости не с 55 лет, как работавшая женщина, а с 60 лет.

Положения пенсионной реформы постоянно меняются. Что ж, это черта всего российского законодательства. В конце 2013 года был принят пакет законов, согласно которому негосударственные пенсионные фонды должны работать по новой системе. ОПС (обязательное пенсионное страхование) и НПО (негосударственное пенсионное обеспечение или корпоративная пенсионная система) разделились на два разных «бизнеса». В течение 2013-го, 2014-го и в этом году также обсуждался вопрос о том, может ли гражданин накапливать и формировать свою пенсию вне системы Пенсионного фонда. Решение было принято очень сложное, его обсуждали как на уровне экспертов, так и на уровне президента, и прежнюю систему сохранили с некоторыми уточнениями: только в конце 2015 года негосударственные пенсионные фонды получат накопленный компонент из ПФР и начнут работать в инвестиционном поле.

Следующий этап пенсионной реформы — система досрочных пенсий. Это очень важный вопрос, который касается людей, работающих в так называемых вредных и опасных условиях труда. Досрочные пенсионные выплаты являются частью системы обязательного страхования, но не являются частью пенсионной программы работника. Поэтому, когда работник «вредного» предприятия выходит на пенсию, Пенсионный фонд вынужден компенсировать пенсии досрочникам за счет «общего кошелька», формируемого всеми работающими гражданами. Минтруда России и Ассоциацией негосударственных пенсионных фондов России было предложено включить этот компонент в корпоративное негосударственное пенсионное обеспечение, установить обязательство для работодателей платить пенсию досрочно, если имеют место вредные и опасные условия труда, и привлечь к формированию суммы досрочной пенсии также государство и работника. В скором времени эта трехсторонняя модель будет обсуждаться на самом высоком уровне, и, скорее всего, будут подготовлены соответствующие законопроекты.

Есть достаточно большой пул экспертов, работающих в законодательных и исполнительных органах власти, которые считают, что конституционные обязательства России как социального государства должны и могут быть выполнены исключительно государственной системой без привлечения негосударственных пенсионных фондов. По-моему, это чрезмерно решительная позиция, и опыт развитых стран показывает, что за счет пенсионных накоплений и пенсионных резервов государство может получить надежные источники инфраструктурных инвестиций и сформировать долгосрочные инфраструктурные инвестиции.

Сейчас во всем мире продолжительность жизни возрастает за счет улучшения качества медицины и уровня жизни в целом. Соответственно, это накладывает высокие финансовые обязательства на пенсионные системы тех стран, в которых государство возлагает на себя функцию социального обеспечения не за счет страховых схем, а за счет системы паритетного накопления. Вопрос увеличения пенсионного возраста неоднократно обсуждался не только в России, но и в других странах: эта мера смогла бы существенно сэкономить бюджет. Но, с другой стороны, это усугубило бы кадровую проблему, существующую в стране: омоложение кадров стало бы проходить сложнее. Так что вряд ли пенсионный возраст граждан увеличат в ближайшее время.

Подготовила Юлия Гусарова