Все записи
20:53  /  12.08.17

223просмотра

ЧТО ТАКОЕ СЦЕНАРНАЯ ЗАПИСЬ?

+T -
Поделиться:

Сценарий записывался особым образом с самого начала своего производства с 1900-х годов. Первый учебник по сценарному мастерству был написан, дай бог памяти, в 1910 году. Есть такой американский учебник по написанию кинопьесы. Я читал сценарии, написанные в 20-х годах прошлого столетия. Я читал сценарий Кулешова «На Красном фронте», сценарий Эйзенштейна «Стачка», когда учился во ВГИКе. Сценарий в то время был технологической, покадровой записью всего того, что происходит в кадре. Я прочитаю вам начало сценария Сергея Эйзенштейна «Стачка», это 1924 год.

1. Американская диафрагма. (Крупно). Медаль крутится на горизонтальной плоскости, останавливается царём.

2. (Мелко). Болото.

3. Наплыв. Рабочие работают.

4. (Мелко). Торфяные разработки.

5. Лицо директора.

6. (Мелко). Река.

Мы видим, что идёт покадровая запись всего того, что сценарист видит в кадре. Если вы знаете историю кинематографа, то дальше у Сергея Михайловича возникла некая концепция эмоционального сценария, при которой сценарий является произведением литературы и неким шрифтом, который передаёт зашифрованное сообщение от сердца сценариста к сердцу режиссёра. И это сообщение режиссёр должен разгадать и воплотить в своём фильме. Таким образом, были написаны несколько сценариев Александром Ржешевским – великим, на мой взгляд, русским сценаристом. Он написал сценарий фильма «Бежин луг», который Сергей Эйзенштейн снял. Этот фильм стоил карьеры Ржешевскому и, к сожалению, он больше не смог работать в кино. Этот фильм, скажем так, пошёл под нож, он существует в виде фотофильма, составленного из срезок с кадров. Таким образом, концепция эмоционального сценария на некоторое время была предана остракизму и надолго забыта.

Потом она снова была вытащена на свет. В эпоху малокартинья, в эпоху войны. Когда в течение 10 лет в России снималось 10-15 фильмов в год и огромное количество сценаристов для того, чтобы просто выжить во время безработицы, начинали писать киноповести – кино в литературе. И это жанр киноповести он развивался параллельно нашему кинопроизводству, временами пересекаясь между собой. То есть это были сценарии, которые можно было снимать, но их точно также можно было и читать. Понятно, что для удобства чтения такой сценарий был записан прозой. А для того, чтобы снимать такой сценарий возникала необходимость писать некий режиссёрский сценарий, который уже больше похож на американскую сценарную запись, существующую сейчас. И после этого её уже можно было снимать. Таким образом, сегодня в русской кинематографии существует два вида сценарной записи.

Один вид – это русская сценарная запись, запись прозой. Давайте прочитаю вам кусочек одного из сценариев, написанных Александром Ржешевским. Это мой любимый отрывок: «Долго шёл человек. Когда над торжественной, как будто кованой землёй пробуждается рассвет. На какой-то изумительной, столбовой широкой дороге к застывшему вдали на дороге человеку, совсем издали, бежала навстречу пожилая женщина». И над этим началом очень много потешались. Если вы читали «Затоваренную бочкотару» Аксенова, то помните, там есть кусок: «Глядим, а к нам по росе идет Хороший Человек». Понятно, что это отсылка, как раз таки к этому сценарию. Огромное количество сценариев, написанных нашими могучими сценарными стариками, было записано прозаической сценарной записью.

И существует второй вид записи - американская сценарная запись. Справедливости ради надо заметить, что есть ещё третий вид сценарной записи – это вид записи, условно говоря, ситкомовский, в котором есть свои нюансы, где номеруются реплики, там немного другое форматирование. Вот три основных вида сценарной записи. Но нас больше всего интересует американская сценарная запись. Почему? Потому что американская запись стала общепринятым стандартом и в мировом кино и в русском кино. Ещё 10 лет назад в любой кинокомпании могли прочитать сценарий, записанный русской прозаической сценарной записью. А сейчас продюсеры сходили на те же семинары Макки, что и мы, прочитали те же учебники, что и мы, и знают, что сценарии, написанные не «американкой», они должны отправлять в корзину. И они это, к сожалению, с удовольствием делают.

В чём преимущество американской сценарной записи для сценариста? Во-первых, её любят продюсеры. Во-вторых, «американка» помогает хронометрировать. Считается, что страница сценария в «американке» - это одна минута на экране. На самом деле это не так. Например, у вас может быть такая строчка в диалоге: «Герой в окно подглядывает за действиями злодея». Это может быть одна строчка в сценарии, а на экране эта сцена длится в течение одной или двух минут. Если у вас нет действия, а идёт сплошной диалог, это может и 20, и 30 секунд, в зависимости от темпа. Есть определённый темп, который задаёт автор.

Например, если это Аарон Соркин, то он задаёт очень быстрый темп диалога. Его диалог невозможно читать медленно, он сразу же теряет всё своё обаяние. Я читал его пилот сценария «Студия 60», это 40-минутный пилот и сценарий занимает 70 страниц. В среднем выходит, что одна страница – это чуть больше 30 секунд. При обычном соотношении действия и диалога: 1 страница = 1 минуте. Когда мы писали «Побег», например, там было очень много действия, много сцен, и у нас получалось, что 60-70 страниц – это 52-минутная серия.

Американская сценарная запись помогает продюсеру прикидывать бюджет, он сразу же может посмотреть количество сцен, количество действий, соотношение действия и диалога.

Автору «американка» не даёт забывать, что пишешь кино. Ты всё время подсознательно напоминаешь себе, что ты сейчас пишешь не прозу, не блог, не письмо, а ты пишешь кино.

Американская форма записи мешает уйти в литературу, начать писать изящными словесами, начать плести какие-нибудь описания, наводить какую-то красоту ненужную, которая на экране всё равно будет не видна.

И наконец, она помогает войти в нужное для работы состояние. Например, сценарий я пишу в «американке», статьи и пьесы я пишу в Times New Roman. И когда я вижу перед собой «американку», вижу шрифт Courier New - я сразу же вхожу в нужное для работы состояние. Вот преимущества «американки» и я большой её сторонник.

Александр Молчанов. Онлайн--курс «Сценарий за неделю»:

http://shichenga.ru/news/bolshaja_razdacha_onlajn_trening_scenarija_za_nedelju/2017-06-14-472

Новости наших партнеров