Повод для оптимизма №23. Экономика меняется, поведение и привычки потребителей — тоже. Рынок совместного потребления, или sharing-economy, растет: каждый хотя бы слышал про Uber. Так называемая уберизация — это новый тренд. Он предполагает, что обладать активом, чтобы им пользоваться, совершенно необязательно: достаточно взять его в краткосрочную аренду или перенести в облако. Пионером рынка sharing-economy стал Uber, создавший удобное приложение для заказа такси. По разным данным компания оценивается от $50-68 млрд, получив при этом $11,5 млрд инвестиций от венчурных инвесторов и фондов. Впрочем, Uber до сих пор не стал публичной компанией, как и другой гигант sharing-economy Airbnb. Но сильный фондовый рынок может создать удачный момент для выхода компаний на рынок в 2018 году. Оптимизм, царящий на торговых площадках, позволит компаниям привлечь больше денег.  Для фиксации прибыли инвесторы ранней стадии могут вынуждать компании к скорейшему выходу на биржу, так как в условиях ожидаемого экономического роста оценка стоимости эмитента может предполагать премию.

Модель бизнеса  компаний нового формата способствует более эффективному распределению ресурсов в экономике. Одним из аргументов в пользу эффективности является отсутствие посредников. Например, для того чтобы снять квартиру через Airbnb, не требуется риелтор. Избранная компанией концепция рынка краткосрочной аренды жилья позволила изменить туриндустрию и создать конкуренцию традиционному отельному сервису. Компания развивается с 2008 года. Проект стартовал в Сан-Франциско, а теперь доступен в более 65 тыс. городов мира. Благодаря Airbnb забронировать квартиру, виллу или гостиничный номер стало возможно в один клик через  сайт или мобильное приложение напрямую у хозяина жилья. Однако у компании встречаются и трудности, в части регулирования. Критики обвиняют Airbnb в усугублении нехватки жилья и вытеснении жителей с низкими доходами, а также пытаются добиться ограничения возможности краткосрочной аренды (соответствующие законы уже принимаются в Нью-Йорке, Париже и других городах).

Между тем Airbnb оценивается в $30 млрд, что делает ее вторым самым дорогим стартапом после Uber. Возможное IPO Airbnb активно обсуждается с 2014 года, в марте 2017-го ее CEO Брайн Чески говорил, что пока дата этого события не определена, но компания готовится к выходу на биржу. Глава компании также заявлял, что на проработку IPO потребуется два года, а в начале 2017-го объявил, что компания находится на полпути к цели. На основании этого мы ожидаем выход Airbnb на биржу в 4-м квартале 2018 года. Еще одним плюсом новой экономики выступает возможность хранить нужную информацию в облаке и обращаться за ней с помощью устройств без физических носителей. Такую возможность предоставляет Dropbox: сервис для работы с файлами, их обмена и хранения, включающий облачное хранилище, синхронизацию данных на разных устройствах. Dropbox основана студентами MIT в 2007 году. Сейчас компания насчитывает более 500 млн клиентов по всему миру, более 200 тыс. компаний используют версию Dropbox Business. В этом году был представлен продукт Dropbox Professional стоимостью $19,9 в месяц для независимых  маркетологов и дизайнеров. Компания, базирующаяся в Сан-Франциско, планирует увеличивать  доходы за счет развития программ, которые помогают работникам создавать, редактировать и отслеживать рабочие проекты, а также делиться ими. Реализация этих планов сделает конкуренцию между Dropbox, Microsoft и Google еще более острой. Компания, оцененная в $10 млрд, по данным из разных источников, должна была подать документы на IPO до конца года, но пока этого сделано не было, поэтому рассчитываем на выход этого «единорога» на биржу в 2018-м.

Возможности облачного хранения данных востребованы индустрией потокового аудио и видео. Пользователи таких сервисов получают прямой доступ к огромным хранилищам контента, для чего им не требуется даже виртуальное место на диске, не говоря уже о канувших в лету компакт-дисках, кассетах и прочих носителях: все, что нужно, — это  быстрый Интернет.

Соответствующие сервисы предоставляет один из долгожданных кандидатов на IPO — основанная в 2008 году в Швеции компания Spotify, конкурент Apple Music. Компания недавно объявила, что у нее 144 млн активных пользователей, из них 60 млн платят за сервисы $9,99 в месяц. Несмотря на популярность, компания периодически сталкивается с обвинениями в недостаточной выплате компенсаций владельцам авторских прав на музыкальный контент. Компания оценивается в $16–20 млрд. По данным некоторых источников, Spotify собирается стать публичной компанией без выхода на IPO, путем прямого листинга на Нью-Йоркской бирже. Это позволит действующим акционерам продавать свои бумаги без привлечения новых инвестиций. Компания должна договориться с регуляторами до конца года и заявить о листинге в 1-м или 2-м квартале 2018-го. Также есть сведения, что основатель компании  заключил сделку с инвесторами о том, что Spotify будет терять деньги, пока не выйдет на IPO, поэтому мы считаем, что первичное размещение ее бумаг все же состоится в 2018 году.

Как и любая новая индустрия, sharing-economy и облачные технологии сталкиваются с проблемами отсутствия регулирования и противодействием со стороны конкурентов. Однако предоставляемые новыми компаниями услуги становятся все более востребованными, так как  пользователи выбирают наиболее удобные решения. Особенно отчетлива эта тенденция среди поколения миллениалов, родившихся после 1981 года. Именно эта страта становится драйвером потребления новых и удобных продуктов sharing-economy. Через несколько лет это поколение станет самым богатым среди всех возрастных категорий, а это первенство миллениалам удастся удерживать до полутора десятков лет. Тем самым Uber, Airbnb, Dorpbox, Spotify и другим подобным компаниям удастся стабильно наращивать выручку.