Все записи
20:02  /  30.10.15

6178просмотров

Пионерский галстук в целлофановом пакетике

+T -
Поделиться:

Возрожденной вчера пионерской организации посвящается!

С десятым классом  на спецкурсе изучаем советскую  повседневность: расспрашиваем пятидесятилетних о тех временах, когда им было пятнадцать-шестнадцать, как сегодняшним десятиклассникам.

Жизнь в коммунальной квартире, Очереди, или как люди доставали продукты, Что было на столе у советского человека, Что люди думали об Америке, Над можно и над чем нельзя было смеяться – это, для примера, темы уроков.

 На каждый урок приходит кто-нибудь из переживших ту эпоху. Вот пришла Татьяна Анатольевна, воспитательница нашего детского сада, принесла  аккуратно сложенные в целлофановом пакетике пионерский галстук и десятирублевые купюры образца семидесятых годов. Специально не просил  приносить и тему даже никакую не ставил, просто попросил рассказать о жизни «в те годы».

Так и образовалась тема разговора, даже две: Пионерская организация и Деньги в эпоху развитого социализма. Начнем с первой.

Вопросы десятиклассников и записал и систематизировал, получилась такая вот анкетка, - может,  кому-то пригодится:

ГАЛСТУК.

Помнишь ли, как покупали галстук? Как учился завязывать галстук? Гладил ли ты галстук? Каждый ли день? Где хранил его? Бывали ли случаи, когда ты ходил в школу без галстука? Надевал ли галстук, когда просто выходил на улицу и шел по своим делам? А может быть, ты повязывал галстук непосредственно перед входом в школу? Или снимал его, когда выходил из школы? Помнишь ли, как менялось твое отношение к галстуку? Каким оно было в четвертом классе? Пятом?  И потом − в седьмом-восьмом? Сохранил ли ты свой галстук? Показывал ли его кому-то? Как часто ты менял галстук, покупал новый? И что делал со старым галстуком (не выбрасывал же)?

СБОР МАКУЛАТУРЫ и  МЕТАЛЛОЛОМА

Помнишь ли, как часто проходили эти мероприятия? В какое время года? В какие дни недели? После уроков или в субботу? Всегда ли ты участвовал в них? Бывало ли, что отпрашивался – по причине болезни или по семейным обстоятельствам? Какие причины считались уважительными? Были ли случаи, когда ты из дома носил какие-то металлические предметы или макулатуру? Где искал их? Металлолом собирал на улице, на помойках? Заходили ли вы в квартиры? Был ли когда-то класс, в котором ты учился, победителем в таких сборах? Собирали ли вы заранее у себя дома всю ненужную бумагу? Развешивали ли объявления в подъездах о сборе макулатуры? С кем ты ходил собирать металлолом и макулатуру – это были друзья во дворе или классе, или это было пионерское звено, и сбор был строго организован? Руководил ли председатель совета отряда или командир звена как-то процессом? Кто все организовывал?

ПИОНЕРСКИЕ РИТУАЛЫ

Как часто проходили построения? Где? В классе, в пионерской комнате? По какому поводу? Какие песни пели? Пели ли их где-то за пределами школы? Дома? В компании друзей? Звучала ли какая-то музыка, произносились ли особые слова? Были ли построения перед уроками, или в начале четверти, или на праздники? Как надо было одеться для этого случая? Кто выступал на пионерских сборах? О чем говорили?  Как выбирали, чье имя будет носить отряд? Как выбирали председателя совета отряда? Голосовали и назначали? Помнишь ли ты, за кого голосовал? Важно ли было для тебя, кто это: мальчик, девочка?  Отличник или троечник? Предлагал ли эту кандидатуру учитель? Или дети сами решали? Читал ли ты книжки о пионерах-героях? Висели ли у тебя дома их фотографии?

***

Может показаться, что всё это  - мелочи, и за  ними  не увидеть и не понять понять, что такое пионерская организация в целом.

Постараюсь объяснить, зачем нужны «детали». Как правило, рассказчик, когда его просят рассказать о пионерском прошлом или, к примеру, о сборе металлолома, говорит «в целом»: «очень весело было собирать металлолом», «все очень хотели быть пионерами».  Чтобы не попасться в ловушку таких штампов и общих мест, нужно быть внимательным к подроб6ностям и деталям.  Общие оценки – это, как правило, взгляд с высоты прожитых лет, мнение уже взрослого человека, отделенного десятилетиями от той реальности. Интересно замечать  нескладности рассказа, расхождения общих мест с конкретной практикой: допустим, рассказчик говорит о том, что все пионеры понимали необходимость сбора металлического лома – говорит это ясно, коротко, серьезно, - а потом в деталях и лицах, не сдерживая приступы смеха, рассказывает как перекидывали какую-то железяку через забор или тащили старую батарею.

Сам по себе процесс сбора старой бумаги – так сказать, с технической точки зрения, не столь интересен.  Интересно как это действие комментируют – интерпретируют –  его участники.

Мы пытаемся понять другой мир, пусть всего несколько десятилетий отделяют нас от   него,  но советская реальность – другая и непонятная для десятиклассников. Видеть странности  этого «другого», уметь задавать вопросы, пытаться объяснить поведение тех людей, зная контекст эпохи – в этом, видимо,  и есть метод нашего небольшого антропологического исследования.  

***

Мы говорили, так получилось, о пионерском прошлом, оставив в стороне десятирублевые купюры. А почему, собственно,  купюры оказались в целлофановом пакетике?  Почему именно они для нашей рассказчицы означают память о советском прошлом? Почему именно эти бумажки оказались «документами эпохи» и были принесены на встречу с десятиклассниками, а не семейные фотографии или квитанции, к примеру, об уплате за электроэнергию?  

Последняя ремарка: в одном пакетике оказались два предмета из, казалось бы, разных пространств жизни советского человека:  галстук, с нашем знаменем одного цвета,  который носили юные строители коммунизма, и  десятирублевые бумажки – деньги, которые должны были стать ненужными совсем при коммунизме.

И - самое последнее -  в новой исторической реальности, имею ввиду вчерашний указ президента о восстановлении пионерской организации,  мои антропологичекие штудии пор макулатуру, пионерский галстук и металлом, уверен! - будут очень актуальными. А то ведь нашим детям много интересного сейчас начнут в школе рассказывать о пионерском прошлом.

 

Комментировать Всего 1 комментарий
Спасибо

Так и надо - через конкретику :) а то все повторяют: "Советские люди строили коммунизм". А спросишь: кто конкретно строил? когда? как это выглядело? - кто ответит? :)