Все записи
17:56  /  1.11.15

4269просмотров

Всемирная история детства

+T -
Поделиться:

Вот такая мысль: преподавать историю в школе как Историю Ребенка.

Ребенок в первобытном обществе, в Античности, в Древнем Китае, в Средние века, в традиционной русской деревне  и так далее. И чтобы ученики в школе,  переходя из класс в класс,  росли бы вместе со сверстниками из других эпох и культур. Биологически  тут  все одинаково: появление на свет, первые шаги, взросление, - отличие в том, что мы называем культурой. Этот курс был бы настоящим курсом Истории Культуры.

Мысль-то  хорошая. Но  что мы знаем о жизни детей в  в Древней Греции и Риме кроме  рассказа  о мальчике-спартанце, спрятавшем лисенка за пазухой? О том, как воспитывали детей в Средние Века? Даже в 19 веке о ребенке почти не писали и не говорили.  Как же это изучать?

Впрочем, есть кое-что.

Рассказы из книги Владимира Малявина о повседневной жизни китайцев эпохи Мин.

Женщина, которая ждала ребенка, не должна была громко говорить, пользоваться острыми предметами, почему-то – не есть курятину.

В случае непослушания ребенка отец  снимал шапку и ставил ее на стол; и до тех пор, пока шапка стояла на столе, никто не смел с ним разговаривать - обычно он так делал в случае траура. 

Мальчики в Китае играли  настоящими игрушками, а девочкам доставались лишь глиняные черепки (Ученики почему-то понимают это так:  «девочки играли с черепами») 

Маленьким девочкам бинтовали ступни, придавая ножкам форму «цветка лотоса»,  процедура была настолько болезненной, что они часто не могли спать и кричали от боли…

- Это ужасно! Как Вы, Вы, Рустам Иванович, можете такое!

Как будто я жил в эпоху Мин в Китае….

Есть книга Маргарет Мид  о детстве на островах Восточное  Самоа.

Все  родственники – вся деревня – присутствуют при появлении малыша на свет, они  громко кричат, смеются, поддерживая  роженицу; папа в это время бегает по хижине и тоже громко кричит, якобы от боли, поднимает все крышки с горшков и развязывает все узлы…

Дети слушают это, замерев.

На второй день после появления ребенка на свет  о нем  все забывают, даже мать не помнит его дня рождения и его возраста. Единственное, что она знает – кто из ее десяти детей старше другого.

- Как так? Дикие люди! Они не отмечают  дня рождения.

С трех- четырехлетнего возраста дети на Самоа выполняют первые поручения по дому.  А так как в мать кормит молоком ребенка до четырех лет – то можно видеть картину:  карапуз несет полено, бросает его в огонь, подбегает к матери, прислоняется к ее груди, чтобы подкрепить силы.

Полинезийцы боятся пальцем прикоснуться к своим чадам, пока им не исполнилось двух лет.  Даже не хлопают их  по попе, считая, что дух Вануну, еще до конца не укрепился в теле ребенка, и если его шлепнуть, не рассчитав силу,  Вануну может улететь. Зато после трех лет родителей уже нечего не сдерживает.

И рассказы из книги Альберта  Байбурина «Ритуал в русской традиционной культуре».

О том, что роды, как правило, происходили не в избе, а в сенях или бане. Баня - пространство  нечистые, без икон и образов. В самые тяжелые моменты, бывало, разбирали часть кровли дома или даже снимали несколько венцов со стены.

Бабка-повитуха только рожденного ребенка несла в баню, где буквально лепила его, сдавливая череп, придавая ему красивую и правильную форму, распрямляла спинку. плечики. Все это называлось «доделывать ребенка».

Легкий стон в классе…

И - последняя история, которую, как правило, рассказываю под звонок, чтобы довести их до состояния антропологического шока:

О наиболее радикальном способе лечения больных детей: когда припарки  и заклинания не действовали,  больного или недоношенного ребенка погружали в печку –  и  допекали…

А тут, так совпало, к нам на урок пришел Джага из Сенегала  с барабаном. Он хотел вести в  школе курс игры на африканском барабане. С курсом ничего не вышло, но мы его порасспрашивали , как там дети живут в Сенегале, - как раз кончили читать Маргарет Мид о полинезийцах.

Леша Швец, восьмой класс,  оставил в своем Живом Журнале запись об этой встрече:

«Обучение детей происходит в раннем возрасте. Мальчики начинают плавать уже с двух лет! Это очень удивительно, так как они еще  даже не умеют ходить. Главная их профессия - это добывать пищу. Добывают, в основном, в море.  Происходит это примерно так: мужчина заходит в воду не далеко от берега  и пытается забросить удочку как можно дальше. Джага рассказал, что однажды он поймал целых 30 карасей, всего за один час!

Основная работа женщин - приготовление еды. Девочки начинали учиться готовить уже в 6 лет! Это меня очень  удивляет, так как в нашей культуре в этом возрасте девочки даже не думают о том, что надо готовить пищу.

Так же у них есть такие правила, что слово старшего  важнее, чем младшего. То есть старший брат мог давать указания младшему брату или сестре. Например, если старший брат  просит младшего  что-то сделать, тот обязательно должен выполнить его поручение, а если младший  отказывается,  его наказывали. Вот как воспитывают детей в Сенегале!»

 А после Джаги стал приглашать на урок и наших соотечественников, сотрудников Лицея:  кого уговорю на перемене, того и привожу. Пришли Людмила Петровна, куратор 10 класса и  Татьяна Леонидовна, начальник нашего транспортного цеха.  

И мы стали спрашивать у них, какие правила и предписания выполняла женщина в ожидании ребенка, как угадывали пол будущего ребенка, -  Татьяна Леонидовна – из нижегородской деревни, Людмила Петровна – из орловской.  Все как-то сразу и легко вспомнилось: нельзя было подниматься по лестнице, пользоваться острым ножом, гладить собаку. Иначе – ребенок «волосатенький» родится.  А вы говорите: китайцы эпохи Мин и запрет есть курятину.

 А потом пришла Гульфия Маликовна, куратор первого класса, и  рассказывала, как татарских детей сберегают от сглаза, показывая гостям лишь  пяточку новорожденного…

 

Комментировать Всего 1 комментарий

И идея отличная, и рассказано очень хорошо! Спасибо!